пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Сегодня 01 апреля 2025
Авторский блог Станислав Тарасов 00:07 20 февраля 2025

Саудовский формат

о переговорах в Эр-Рияде

После того как президент США Дональд Трамп сообщил журналистам о том, что у него состоялся телефонный разговор с российским коллегой Владимиром Путиным, и заявил, что личная встреча двух лидеров может состояться в Саудовской Аравии, известный арабский эксперт Набих аль-Бурджи написал в ежедневной саудовской газете "Ад-Диар", что "Трамп закручивает на Ближнем Востоке очередную острую интригу". По его словам, "нет сенсации ни в разговоре Трамп — Путин, ни в сообщении о готовящемся саммите лидеров двух мировых стран. Но она есть в том, что Трамп выбрал именно Саудовскую Аравию в качестве места встречи". Правда, ранее источники "Рейтера" сообщали, что именно Москва рассматривала Саудовскую Аравию как место для возможной встречи лидеров сверхдержав. Государственное турецкое агентство "Анадолу" указывало, что высокопоставленные российские чиновники недавно посещали Саудовскую Аравию и ОАЭ. В этой связи саудовский политолог Мубарак аль-Аати подчёркивает, что "Саудовская Аравия имеет прочные политические и экономические отношения и растущие интересы в России и США и пользуется большим доверием со стороны глобальных держав". В свою очередь, ведущее англоязычное издание Индии "Тайм оф Индиа" напоминает, что тесные связи у правящей династии Саудовской Аравии сложились не только с Путиным, но и с Трампом. Тот наладил отношения с Эр-Риядом во время своего предыдущего президентского срока, совершив в королевство первую зарубежную поездку в 2017 году. В ответ Саудовская Аравия заключила крупные сделки по закупке оружия и инвестициям в экономику США.

Теперь Эр-Рияд взял на себя обязательства по новым инвестициям в США на сумму 600 млрд. долларов. Арабские эксперты полагают, что таким образом "продвигаются геополитические амбиции руководства Саудовской Аравии". По их мнению, "украинский конфликт является всего лишь инструментарием для достижения поставленной цели, тогда как Эр-Рияду до сих пор не удавалось "практически реализовать какую-либо мирную инициативу". Так, в своё время был расформирован ближневосточный "квартет" — группа, в которую входили ООН, Евросоюз, Россия и США, занимавшиеся посредничеством между израильтянами и палестинцами. Но Эр-Рияд в этом отношении не является исключением. Когда он сейчас быстро отреагировал на заявление Трампа о грядущем саммите, аль-Бурджи констатировал факт новой комбинационной игры США на Ближнем Востоке в парадигме "триумвирата императора (Трампа), царя (Путина) и наследного принца Мухаммеда бен Сальмана". В этой связи арабский эксперт указывает, что "император и наследный принц вместе вывели из триумвирата султана"(президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана), который "с момента начала украинского кризиса профессионально играл между США и Россией, пытался провести саммит на высшем уровне со своим участием в Турции, чтобы стать третьим полюсом в новом рождающемся переговорном формате".

Обозначим ещё один важный нюанс. Если переговорная повестка саммита в Саудовской Аравии будет включать в себя только проблемы урегулирования украинского кризиса, то место его проведения не имеет принципиального значения. Но Трамп говорит, что "это будет первая встреча только между мной и Путиным с участием саудовцев, а затем мы посмотрим, что можно сделать на второй". Есть ощущение, как пишет "Рейтер", что "Эр-Рияд закрепляется в статусе потенциального посредника в конфликте между Россией и Украиной". Но вновь появляются "тонкие" нюансы. Киев сообщил, что представителей Украины не будет на переговорах лидеров США, России в Саудовской Аравии. Это наводит на мысль, что на этих переговорах будет обсуждаться не только украинская проблематика. Возможно, Киев будет подключён к переговорному процессу позже только на уровне делегаций с целенаправленной узкой повесткой. В широком же контексте можно смело предполагать, что на саммите в Саудовской Аравии будет обсуждаться и ситуация на Ближнем Востоке. Поэтому, если формат США — Россия — Саудовская Аравия станет приобретать устойчивый характер, исключение Турции из триумвирата станет знаковым моментом и будет иметь важное значение в дальнейшем развитии событий в регионе.

Напомним, что прежде Турция проявляла повышенную активность в посреднических усилиях между Москвой и Киевом. Она провела раунд переговоров и неформальную встречу между российской и украинской сторонами в Стамбуле и Анталье в 2022 году, которые не привели к какому-либо прогрессу в прекращении конфликта. При посредничестве Турции в ООН удалось достичь договорённостей по черноморской зерновой инициативе, подписанной в Стамбуле 22 июля 2022 года, которая позволила вывезти 33 миллиона тонн зерна с Украины. Проработав почти год, зерновая сделка прекратила своё существование, а стамбульский переговорный формат просто развалился. Причины такого политического зигзага Анкары остаются загадочными, хотя Москва осторожно воспринимала её мирные порывы, принимая во внимание вопросы безопасности Чёрного моря. Но фактом является то, что на фоне своих посреднических заявлений Турция стала заметно терять возможности для широкого дипломатического маневрирования. По мнению российских экспертов, Анкара где-то "переступила черту", развивая военно-техническое сотрудничество с Киевом: она поставляет ему беспилотники, планировала создать на Украине завод по производству двигателей для своих новых истребителей "Каан", а также поддерживала вступление Украины в НАТО. Были и факты нарушения Анкарой соглашения об обмене пленными между Россией и Украиной. Но парадокс так называемой многовекторной политики Турции привёл к моменту, когда Зеленский заявил, что "Киеву мало одной Турции в качестве посредника в отношениях с Москвой", ссылаясь на её тесные связи с Россией. К тому же в вопросе миротворчества возникла конкуренция — в Дании, Саудовской Аравии и Швейцарии прошли конференции по Украине; мирные планы предложили Китай, Бразилия, Индия и страны Африки; летом 2024 года премьер-министр Венгрии Виктор Орбан запустил челночную дипломатию, посетив Киев, Москву, Пекин и Вашингтон. Саудовская Аравия сохраняла нейтралитет на протяжении всей СВО и воздерживалась от присоединения к санкциям против России. Но положение ещё более осложняется в связи с войной между Израилем и ХАМАС в Газе и событиями в Сирии, где Турция вступила чуть ли не в прямое военное противостояние с Израилем. Более того, арабские и израильские СМИ сообщают, что аэропорт Дамаска ежедневно принимает турецкий самолёт, "и с него спускаются иностранные элементы, которые могут принадлежать к "Братьям-мусульманам" (запрещённая в РФ террористическая организация. — Ред.) или другим организациям".

По мнению французского издания "Атлантико", хронологически текущие события стали совпадать с выстраиванием на Ближнем Востоке схем арабского центризма с участием Саудовской Аравии, Израиля и некоторых стран Европы (Франция), ориентированного если не на выдавливание, то на подрыв влияния неоосманизма в регионе, с уверенностью в том, что альянс между неоосманизмом и персидской великодержавностью невозможен. В этой связи "Блумберг" пишет, что "вокруг саммита в Саудовской Аравии возникает ореол новых крупных решений, связанных не только с украинской войной, но и с предстоящими стратегическими сдвигами на Ближнем Востоке". При этом содержатся намёки на то, что Трамп "может вернуть большую дипломатию России на Ближний Восток, а Саудовскую Аравию использовать в качестве реального посредника в предполагаемом диалоге с Ираном" и что в регионе "складывается сложная многоходовая комбинация, в которой каждый её участник будет руководствоваться собственной логикой и политикой, пользуясь конкретной ситуацией". После саммита Эр-Рияд станет обозначать себя не только как главного регионального лидера, но и как одного из глобальных игроков, способного конструктивно содействовать урегулированию серьёзных международных конфликтов. При этом уже по существующим признакам видно, что Турция отсекается от Палестины и Сирии, в том числе и от возможности выступать в роли защитника исламских святынь в Иерусалиме, тогда как другие такие святыни находятся под контролем Саудовской Аравии. При таком ходе событий, как прогнозирует турецкая газета "Джумхуриет", "где-то не исключён переход к открытой войне или вооружённому локальному конфликту в условиях действия факторов неопределённости, или появление какого-либо нового регионального альянса со сценарием контригры".

И вновь появляются нюансы. Аль-Бурджи, с одной стороны, полагает, что Трамп якобы "сохраняет верность тезису Генри Киссинджера о том, что "воротами Израиля в арабский мир (и так называемый исламский мир) является Саудовская Аравия, а не какие-либо другие ворота"; с другой — указывает на президента Франклина Рузвельта, который увидел в этом "только американские ворота". Иными словами, он даёт понять: далеко не факт, что Трамп, предлагая проект переселения палестинцев из сектора Газа в Египет и Иорданию, "действует на стороне Израиля". Поэтому эксперт не считает случайным предложение Биньямина Нетаньяху "создать палестинское государство на земле Саудовской Аравии", особенно после слов назначенного посла США в Израиле Майка Хакаби о том, что "изменение Ближнего Востока будет иметь библейские масштабы".

Если контуры предстоящих договорённостей между Трампом и Путиным обозначаются "в широком смысле", то никто не знает, как скажется приобретаемый Эр-Риядом политический капитал на реализации плана Трампа по Газе. Позиция Саудовской Аравии пока состоит в том, чтобы подтвердить необходимость создания палестинского государства и отвергнуть идею перемещения населения Газы. Сообщается, что Египет работает над альтернативным планом для сектора Газа, который, как ожидается, будет обсуждаться между королём Иордании Абдаллой, президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси и наследным принцем Саудовской Аравии на саммите пяти стран в Эр-Рияде, который запланирован на 20 февраля. Но пока всё находится в подвешенном состоянии, появляются различные политические альянсы, которые приводят к неожиданным результатам. В этой связи агентство "Блумберг" спрашивает: "Какой из трёх полюсов изменится в результате саммита — Трамп, Путин или бен Сальман?" Возможно, все три лидера. Мир после саммита будет отличаться от предыдущего. По аль-Бурджи, "есть подозрения, что Трамп на определённом этапе введёт в саудовский формат Трамп — Путин — бен Сальман и Биньямина Нетаньяху". Израиль рассчитывает на переговоры с Саудовской Аравией, суннитский Катар сближается с шиитским Ираном. Россия, которой после событий в Сирии многие сулили одни только провалы, всё же вписывается в новый ближневосточный ансамбль, и в нём уже обозначается битва за лидерство между Саудовской Аравией, Турцией и Ираном.

В то же время переговоры президентов США и России — в каком бы формате они ни проходили — событие, способное повлиять на глобальный баланс сил. На последнем российско-американском саммите в июне 2021 года стороны договорились начать переговоры по вопросам вооружений, но стратегический диалог так и не был запущен. Если же сравнивать возможную встречу с саммитом в Хельсинки в 2018-м, где принимали участие Путин и Трамп, то на этот раз руки президента США развязаны. Тогда Конгресс придерживался жёсткой линии в отношении России, а прокурор Роберт Мюллер расследовал "вмешательство" России в американские выборы в 2016 году. Так что в тех условиях Трамп был не в силах зайти слишком далеко в сближении с Россией. Теперь же встреча лидеров может способствовать остановке эскалации и преодолению негативной повестки в отношениях.

Но Трампу необходимо продемонстрировать готовность более чётко обозначить свои новые интересы на Ближнем Востоке, чтобы выстроить логику своего сотрудничества или партнёрства с Россией и Саудовской Аравией, зафиксировать заявления в инициативы, в том числе и потому, что Эр-Рияд уже выступал посредником в переговорах между Москвой и Киевом и сыграл заметную роль в обмене заключёнными между США и Россией. Сделка, по словам спецпосланника президента США по Ближнему Востоку Стива Уиткоффа, не состоялась бы без посредничества наследного принца Саудовской Аравии бен Сальмана. Он, как считает английское издание "Таймс", "превращается в одного из ключевых игроков в международной дипломатии". Что касается России, то она уже провела определённую подготовительную работу, не вступая в обязывающие долгосрочные эксклюзивные региональные альянсы, будучи готовой вести диалог со всеми сторонами практически любого конфликта.

На фото: Дорога короля Фахда и Башня Аль-Мадждул. Эр-Рияд, Саудовская Аравия.

1.0x