Национальный фольклор – как сгусток метафизики народа.
Владимир Санги, красиво использующий оный, основатель литературы своего народа: малого, упорно выживающего, хранящего и варьирующего свои легенды, песни и сказки.
Владимир Санги – дал им Слово.
Или – отобразив их в Слове, вывел нивхов на новый уровень: осмысления реальности… просто бытования на свете.
Литература может предложить больше измерений, нежели даёт пространство – со своими тремя, привычными; литература мешает действительность и фантазии, и время в ней вовсе не обязательно линейно – о! оно может быть каким угодно, давая новые и новые измерения бытия.
Литературы объёмней огромного воздуха, окружающего нас.
Нивхский алфавит и букварь создал он – В. Санги.
Рано почувствовал зов литературы: миссию свою осознал, учась в педагогическом институте: понимая, как сплетаются история и легенды, чувствуя, насколько должен дать словесные записи того, что наработал его народ.
«Легенды Их-мифа» раскрываются своеобразием сахалинского мира: воды и рыбы, солнце и травы: всё словно одухотворено, играя свою роль в сложнейшем устройстве народного мирочувствования, столь тонко понятого Санги.
Эпос своеобычно растворён в крови и личности Санги: роман «Женитьба Кевонгов» - звучит, как финская «Калевала», или «Слово о полку Игореве»; хотя быт, непременный персонаж повествования, только свой, своеобразный, во много красок данный.
Санги пишет красочно.
Он пишет судьбами людскими, и орнамент каждой требует внимания-сострадания.
Этнографические мотивы вплетаются в природные описания, делающиеся щедрыми мазками.
Сахалин – таинственен.
Вслушаться! Он звучит небесной музыкой – производимой всем его природным избытком.
…род Кево иссяк.
Молчит стойбище, притихло, растерявши жизнь.
Одна семья старого Касказика длит оный род.
Их мир необычен: он показан – формой сказания о главе семьи.
Легенды и песни – живая плазма народной пульсации – проникновенно вплетаются в тонко созидаемую канву романа.
Картины быта словно наслаиваются на картины природы, и определяющей возможности бытования на земле крошечного народа.
Большие соседи не слишком-то горазды на помощь – нивхов проще споить, чем поднимать к вариантам знания…
Песенка девичья звучит…
Скорбью веют многие – вполне стоические - сцены.
В. Санги писал стихи и рассказы, огненно выступал, как публицист: борьба его за сохранение в целостности народа – героическое деяние наших дней.
Как литература, данная Санги – основателя письменного слова своего народа.