пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Сегодня 15 марта 2025
Авторский блог Александр Балтин 00:48 14 марта 2025

На смерть Софии Губайдулиной

она писала музыку, рассчитанную на постижение глубин, соприкосновение с корнями бытия, осознание вечности

Её музыка сложна: кто сказал, что должна быть простою?

Что просто – из великих проявлений духа?

Данте?

Квантовая теория?

Достоевский?

Губайдулина писала музыку, рассчитанную на постижение глубин, соприкосновение с корнями бытия, осознание вечности.

Бесконечности оной.

Она проводила слушателей усложнёнными звуковыми лабиринтами, и путь требовал работы, тотального труда: дабы душа стремилась к запредельности роста.

Музыка рано вошла в её жизнь: музыкальная школа, соответствующая гимназия.

В консерватории композицию преподавал ей Ю. Шапорин.

В Московской экспериментальной студии электронной музыки

она сочиняет электронную пьесу, вдохновляясь Скрябиным, чьё имя носит студия: бурным новатором, предложившим новое звучание ветхих и вечных, старых нот.

Губайдулиной хотелось обновить звукоряд, понятие о мелодии; сквозные изломы её музыки – словно психологические пейзажи, вместе и – своеобразные панорамы запредельности.

Композитор – в контакте с нею: откуда ещё исходит дар?

Губайдулина писала музыку для кино: здесь, однако, используя более простые варианты сочинительства – поскольку подразумевалась большая аудитория.

Её жизнь – вообще – эксперимент высших миров.

Как музыка её: экспериментальна, пока не отнесли к разряду классики.

Отнесли уже многие сочинения.

Эксперимент стал традицией – в какой-то мере.

Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов – переливается сочетаниями неповторимых звуков: будто… и жуки Гофмана славят высь.

Не говоря – сердца инструментов, вовлечённых в мистическое действо.

"Страсти по Иоанну", написанные для солистов, хора и оркестра, сочинение по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И. С. Баха, - вьются ажурно, орнаментами звуча, вера композитора – неподдельна, и вектор, ведущий её, обращён вверх.

Всё уходит в высоты, спустившись оттуда, а запредельную музыку не дано узнать нам, остающимся пока здесь, на земле.

Фото: Центр современной музыки Софии Губайдулиной

1.0x