пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 12 июня 2025
Сообщество «Салон» 15:12 31 декабря 2022

Россия – век двадцатый

выставка «Грани XX века» в здании Музея современного искусства

«Была Россия —
первая любовь
грядущего…»

Евгений Евтушенко

Режиссёр Эльдар Рязанов, чья судьба оказалась неразрывно связана с Куйбышевым-Самарой, откровенничал в своих мемуарах: «На творческой встрече меня спросил кто-то из зрителей: «Почему вы так долго не приезжали в Самару?» Я ответил исчерпывающе: «Потому что дурак!». Действительно, место уникальное – до Революции один из богатейших купеческих центров, а после – индустриальный монстр – в хорошем смысле этого слова. Во время войны – «запасная столица», куда были спешно переведены многие московские учреждения. Ещё там сказочные волжские закаты и – набережная длиной пять километров.

Провинциальные картинные галереи – это всегда открытие, ибо они хранят нечто редкое, а порой забытое. Выставка «Грани XX века», открывавшаяся в здании Музея современного искусства (Гоголевский бульвар, дом 10), это – встреча с произведениями из коллекции Самарского художественного музея. Масса хрестоматийных имён – Юрий Пименов, Илья Машков, Аркадий Пластов, Георгий Нисский, но есть и региональные авторы – допустим, Валентин Белоусов с трогательными городскими зарисовками 1960-х годов. По факту Самарский музей изящных искусств отмечает своё 125-летие в московских стенах. Разве это не повод зайти?

Экспонаты расположены в хронологическом порядке, что подразумевает историческую преемственность и создаёт ощущение времён. Каким он был, двадцатый век в России, Москве, Самаре – и во всём мире? Наша коллективная биография помнит всё. «Двадцатый век... Ещё бездомней, / Ещё страшнее жизни мгла», - сказал печальный Блок. Жуткое и восхитительное столетье, где и революции, и войны, и космос, и Бог, и безбожие, и мечта.

Стоит заметить, что ментальные и культурологические границы веков почти никогда не совпадают с датировками, и XX век наступил …в 1920-х годах, что мы и наблюдаем в экспозиции. Каждой из эпох отведено пространство, и вначале нас ждёт Interbellum – ярчайший миг меж двумя большими войнами. Лидирующий цвет – красный. Тут и «Ленин на Красной площади» - русского «шведа» Бориса Иогансона – на его холсте всё ало и призывно полыхает; и «Девушка в красном» Георгия Ряжского, и «Работница» Александра Самохвалова в пролетарской косыночке всё того же зовущего оттенка; и даже немолодая и задумчивая «Крестьянка с решетом» Сергея Герасимова показана в красном платке. Лозунговая громогласность и динамика наступившего дня!

Красную линию продолжают «Яблоки и гранаты» Ильи Машкова – бунтаря и одного из идеологов «Бубнового валета», ставшего в 1930-х годах уверенным соцреалистом. Натюрморт Машкова дополняется «Примулами и гортензиями» Павла Кузнецова, где белые цветы, хоть и милы, как бы сникают и пасуют перед красными, а сувенирная плошка – красное и золото в дивном сплетении – подчёркивает торжество горячего цвета.

Вместе с тем, предвоенная, точнее, межвоенная пора – это величавость. Вот – пара изысканно-холодных картин Георгия Нисского, который умел передать морской воздух и знобкую свежесть. Здесь же – авторская копия широко известного полотна «В.И. Ленин в Смольном» Исаака Бродского, основоположника Ленинианы в живописи. Прохлада кабинета подчёркивается светлыми покрывалами кресел. 1930-е – подготовка к оборонительной битве, культ высоты и пилотов, называемых «сталинскими соколами». Павел Корин представлен «Портретом Михаила Громова», одного из первых советских лётчиков, участника Гражданской войны. Предвоенную страницу закрывает Юрий Пименов с картиной «Почта пришла», написанной в 1940 году – совсем скоро почтальона будут ждать, как божество, приносящее весточки с фронта, а пока – мирная идиллия, и девочка со смешными косами открывает дверь молодой почтальонше. Все ещё живы.

Триумфальная эра – от окончания войны до смерти товарища Сталина – это возвращение большинства имперских символов и понятий. Конечно, этот разворот к Руси-империи начался ещё в середине 1930-х, но пиковой точки достиг на волне Победы. Жанровая сценка «Первоклассница» Владимира Васильева – это неспешный рассказ о благополучном семействе и маленькой школьнице, которую собирают в дорогу: мать, бабушка и младший брат, глядящий на девочку с нескрываемой завистью. На первокласснице – гимназическая форма, возвращённая Сталиным. Тогда же ненадолго вернулись «николаевские» вицмундиры чиновников и служащих ряда ведомств.

Встречайте старую дореволюционную гвардию - Петра Кончаловского с натюрмортом «Тетерев и вальдшнепы» (а не с пышною сиренью, как обычно) и Павла Бенькова с зарисовкой «У водоёма», и если Кончаловский общеизвестен, то Беньков – забытый гений из Казани. Он был востребованным мастером до Революции, преподавал, фланировал по Европам, а в конце 1920-х уехал в Среднюю Азию, чтобы стать ведущим живописцем Узбекистана. Поэтому в Ташкенте его знали (и знают) лучше, чем в Москве и Питере. «У водоёма» — это солнечное утро в кишлаке, женщины-узбечки в своих национальных платьях, ажурная тень деревьев и главная ценность тех мест – вода.

Далее - творчество Оттепели, что означало искренность и отречение от парадно-барственного классицизма. Отказ от пиджака в пользу клетчатой ковбойки и от идеальных пропорций - в пользу «обычности». На постаменты Венер позднесталинской неоклассики пришли типовые девчата – курносые, свойские, для кого-то неказистые, а нам – родные. «Маришка-строительница», запечатлённая Спартаком Гориновым – великолепным куйбышевским соцреалистом: крупная, симпатичная девушка стоит на фоне радостных новостроек. Шло повсеместное возведение домов, впоследствии нареченных уничижительно – хрущёвками, а тогда это было праздником – получить ордер в свою, личную квартиру. Художники со рвением откликались на социальный запрос, выезжая на стройки и выбирая музами строительниц, бетонщиц, крановщиц.

На картине Валентина Белоусова «Первая зима» изображены вереницы малышей, идущих в детский садик мимо ЛЭПов и построек нового квартала. Фигурки показаны схематично, сверху. Это излюбленный трюк Белоусова – он видит мир с некоей возвышенной точки. Такова же его «Карусель», где мы наблюдаем за автобусным «кругом», а вовсе не за аттракционом. Однако с высоты всё кажется именно каруселью в парке.

Оттепель – синоним дороги. Люди срывались с насиженных мест – часто не по своей воле, а по заданию партии, комсомола, правительства - и мчались навстречу городам, ЛЭПам и ветрам. За туманом и за запахом тайги. Романтика странствий? И не только. «В дороге» Гелия Коржева – это мрачноватая картина-повесть о бабе с ребёнком, что едут куда-то далеко-далеко. Ищет ли эта женщина с грубым, обветренным лицом какого-то волшебного счастья, как девочки-веточки, начитавшиеся журнала «Юность»? Хотя, может, она-то его – счастье! – ищет с гораздо большим рвением, ибо настрадалась.

Почерк эпохи - презрение к любой изощрённой красивости, которую связывали со сталинским антично-барочным каноном. Красота – настоящая! - должна быть угловато-колючей и наполненной ветрами, как природа, погода, люди на картине Юрия Боско «Будни Волгоградской ГЭС». Даже корифеи, такие, как Аркадий Пластов изображали «непричёсанную» действительность, но сие давалось им с трудом. «Портрет конюха Петра Тоньшина» занимателен тем, что Пластов как бы разрывается между противоборствующими стилистиками – пишет лицо конюха в классицистической манере, как младого патриция, но тулупчик и вихры, как принято в конце 1950-х – сурово-грубо-зримо.

Так называемый «суровый стиль» был разнолик — это не один лишь бетонный реализм в духе раннего Коржева, это ещё и подражание Полю Сезанну, фовистам, русскому авангарду – в частности «Бубновому валету». Работа Виктора Иванова «Полдник» - отчётливый сезаннизм, где энергия цвета и форм играют бОльшую роль, чем сюжет.

Однако уже появлялось и другое, нежданно-негаданное направление. Мечты о будущем и романтизм новостроек переходили в свою противоположность – в культ старины и традиционности. Родился интерес к храмам, иконам, народным промыслам, деревне, которая сделалась оплотом нравственности – согласно идеям писателей-деревенщиков. «Дорогой гость» Сергея и Алексея Ткачёвых сказывает о встрече солдата-срочника. Изба, пожилая мать в платке, сёстры. Дух вечности. Душа Руси. Впрочем, та Русь давно запустила человека в космос, лидирует в науках, искусствах и балетах.

Владимир Стожаров и его «Московская сдоба» - это гимн купеческой благости с выпечкой и самоваром, а «Красный натюрморт» Валерия Ватенина кажется вообще религиозной живописью, хотя нет ни намёка на православную фабулу. В линиях и оттенке красного видится нечто от иконографии, а так – обычная свеча, бокал, фрукты, чеканка с золотистым самоваром. Новизна – прекрасна, да старорусские города – наше всё, о чём повествует Андрей Тутунов с картиной «Вечер в Переставле-Залесском». Ускоряющийся ритм требовал антитезы, а спешка «Натюрморта с газетами» (всклокоченные страницы с новостями, пепельница, радиоприёмник) Игоря Попова контрастирует с портретом беленькой девочки на фоне стогов Игоря Обросова («Девочка и стога»). Гул бешеного мегаполиса VS тишина луга.

Советский путь – тотальная грамотность и насаждаемая культурность. Отсюда бесконечные сюжеты о просвещении окраин, и «Музыкальная школа» Ирины Шевандроновой – в том же светлом ряду. Маленькая якутка в школьной форме и унтах пришла обучаться гармонии, игре на фортепиано, сольфеджио, «Этюду» Черни и «К Элизе» Бетховена. В СССР чтили творческую элиту, а Дмитрий Жилинский был знатным портретистом и бытописателем профессуры, искусствоведов, музыкантов. Перед нами - портрет скульптора Алексея Зеленского с дочерью» - застывший академизм, этакая перекличка с Ренессансом; интеллектуалы, погружённые в себя и своё монументальное творчество.

Картины постсоветского периода, в отличие от «тоталитарного наследия» (это был сарказм) не вызывают бурных эмоций и желания о них велеречиво рассказывать. Возможно, это моя персональная зацикленность на советской тематике, но я сужу и по количеству зрителей в залах. Возле Жилинского, Пластова, Пименова, Нисского все задерживаются, застревают, а вот помещения, отданные под 1990-2000-е годы, публика пролетает, едва мазнув глазами.

Справедливости ради, пейзажи самарцев Юрия Филиппова и Валентина Пурыгина исключительно хороши, как по колористике, так и по техническим приёмам. Сейчас довольно много крепких живописцев, но словно бы что-то ушло, и дело не в отсутствии Советской Власти, а в общем настрое. Приходилось читать, что изобразительность пережила последний свой пик в XX веке, уступив обманной виртуальности. С этим и связано равнодушие толп к нынешним творениям и – повышение интереса к до-интернетной графике, живописи, архитектуре.

Итак, ретроспектива «Грани XX века» — это путешествие в прошлое, встреча с настоящим и надежда на будущее. Кто знает, как повернутся наши пути и не ждёт ли нас очередной всплеск «реальной», не компьютерной бытности, вещественности? Нейросеть не всесильна и, откровенно сказать, утомляюща. Да что там? Мертва изначально.

19 мая 2025
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x