Рюрикович: штрихи прошлого. Князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский. Коллективная монография/ Н. Д. Лобанов-Ростовский (сост.), | Е. С. Федорова (сост., научный редактор). М.: Издательский дом ЯСК, 2023 - 656 с.
Существует ложное представление об аристократах, как об особах, привыкших к лености и всему тому, что в литературе XIX столетия именовалось чарующим словом «нега». И ещё – хандра. То нега, то хандра, то лечение на водах. По факту же, настоящие патриции инициативны, активны, эффективны. А не дефективны!
Я уже писала о нашем современнике – Никите Дмитриевиче Лобанове-Ростовском, представителе высшей знати, который в своей жизни прошёл через многое. Сын эмигрантов, он после войны стал малолетним политзаключённым в Болгарии, а потом – чемпионом по плаванию и образцовым красавцем – хоть сейчас на плакат. Затем – побег на Запад. Париж и Оксфорд, геология и банковское дело, бриллианты и коллекционирование шедевров эпохи Ар нуво. Жизненный путь Лобанова-Ростовского – пример того, как человек всегда умел решать свои проблемы. С самого детства жизнь ставила перед ним сложные задачи, а он не впадал в ту самую хандру, но активно действовал.
Передо мной – очередная книга об этом неординарном герое нашего времени. Коллективная монография «Штрихи прошлого» под научной редакцией профессора МГУ Екатерины Фёдоровой – совместный труд российских и болгарских исследователей, где имеются и мои тексты. Кроме того, здесь - многочисленные письма, интервью, фотографии, заметки и грамоты. Это уникальное издание – квинтэссенция всего того, что было сказано о Лобанове-Ростовском, но и не только о нём!
Екатерина Фёдорова отмечает во вступительной статье: «Неистовой энергии человек — князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский. И человек столь же последовательного планомерно-рационального воплощения культурных проектов в жизнь. Это свойство крупной личности, недюжинной натуры». Первая мысль, что появляется при знакомстве с личностью Лобанова-Ростовского – это восторг от соприкосновения с контрастным сплавом романтизма с рациональностью.
Читателям нашей газеты будет отрадно узнать, что его сиятельство – сторонник примирения «красных» и «белых». Он относится к большевизму, как к исторической реальности, которая ему, понятное дело, не по душе (и это мягко сказано) и, вместе с тем, Лобанов-Ростовский говорит о возможности консенсуса: «Красные победили. Их правление принесло как улучшение жизни многих людей, так и 70 лет страданий для значительной части населения страны, привело к гибели нескольких миллионов человек. С ощущением исторического разрыва сложно эффективно двигаться вперед. Сегодня для потомков важно — во-первых, мудро учитывать правду и одной, и другой стороны». К словам человека, пострадавшего от социальных экспериментов – на Родине и в Восточной Европе, надо бы прислушаться деятелям, которые по сию пору затевают сведение счётов.
Одна из болезненных тем – отношение Запада к России. Лобанов-Ростовский, живущий в Великобритании, с горечью констатирует: «Русофобия в разгаре и наращивается в Англии. Любая объективная оценка Украины никому не нравится. Их не интересует, что Украина репрессировала русскоязычное население, что законом запретила русский язык на своей территории, в продолжение пяти лет препятствовала утверждению Минского договора, который опять, во второй раз гарантировал неприкосновенность границ Украины и инициатором которого был президент Саркози. Украина — страна, которая была самой богатой республикой СССР, но которую украинско-еврейские олигархи разорили до грани банкротства…» Как видим, Лобанов-Ростовский произносит всё то, что боятся или - не могут сказать западные политики, журналисты, интеллектуалы. И, конечно, вспоминается та, советская УССР – в неё вбухивались значительные деньги «центра» - на промышленность и науку, с которыми хохлы расправились так же лихо, как историческим бэкграундом в виде порушенных памятников Екатерине Великой и Владимиру Ленину. Заметим, что малороссы в своей ненависти к русскому наследию объединили и царизм, и коммунизм, то есть добились «примирения» этих явлений прошлого.
Но всё ли о грустном и страшном? Меня, как искусствоведа и поклонницу русского Модерна, более всего интересовала тема коллекционирования. В монографии показан путь мецената, а Лобанов-Ростовский не обычный собиратель фарфора и картин – он продвигает идеи. В этой связи важен не только первоначальный импульс – желание что-то коллекционировать, но и осознание себя – частью когорты Щукиных, Морозовых, Третьяковых. Поэтому обратимся к одному из интервью. «— Никита Дмитриевич, когда произошел тот момент, что окружающим стало понятно, что Вы серьезный коллекционер? — Я думаю, было два кардинальных момента. В 1965 году к нам на квартиру в Нью-Йорке пришел Джон Мак-Кендри, куратор отдела графики в музее Метрополитен.
У нас на лестнице — мы жили на верхнем этаже в маленьком доме на углу Лексингтон-авеню и 94-й улицы — висели эскизы Экстер, купленные у художника-киевлянина Семена Лиссима, а также работы Коровина, Бакста и Бенуа. Он остолбенел от того, что увидел, и сказал, что это шедевры в своем жанре и он хотел бы показать их в музее Метрополитен. Выставка состоялась в 1967 году. Это было в первый раз, когда коллекционер, не пожертвовав произведения музею, при жизни был представлен в музее Метрополитен со своей коллекцией».
Разбирался ли князь в искусстве, начиная коллекционирование? Оказывается, нет. И он честно в этом признаётся: «— Как быстро с начала коллекционирования Вы стали отличать значимое от менее значимого в искусстве? — Я не различал. Я покупал то, что мне нравилось. Увы, это мой большой пробел. Потому что я не искусствовед по образованию, а геолог. У меня нет никакого образования по искусству. Если бы оно у меня было, то наше собрание было бы гораздо качественнее. Я часто покупал эмоционально». К слову, геология – это поиск, умение различить нужную породу, отсеяв «шлак». Из геологии – в искусствознание – это не такой уж парадоксальный переход, каким представляется поначалу.
Несмотря на то, что меценатством чаще всего занимались и – занимаются предприниматели, здесь надо не думать, но возгораться. Его сиятельство сравнивает приобретение картин с любовью к женщинам: «В коллекционировании преобладают эмоциональные решения, в отличие от бизнеса, который требует рациональности, где эмоции не поощряются. Иногда желание приобрести картину возникает в первую минуту, подобно влюбленности с первого взгляда, когда картина, кажется, имеет пленяющий магнетизм и зарядку».
В книге – масса удивительных историй, связанных с геологией, коллекционированием, банковским и «бриллиантовым» бизнесом: «— Какой самый большой камень Вы видели и держали в руках? — Это было, когда один человек из Азербайджана привез большой камень для огранки. Я его сопроводил в Антверпен на Пеликан-страат к русскому еврею, выдающемуся шлифовальщику Сокольскому. Оказалось, что камень с трещинами, а это сразу не видно. Часто даже аппаратура этого сразу не видит. Этот человек боялся потом вернуться в Азербайджан, полагая, что его обвинят в порче или подмене камня. Он боялся расстаться с жизнью». В общем, романтики да приключений хоть отбавляй! Обстоятельства, с которыми так или иначе сталкивался Лобанов-Ростовский, могли бы стать основой для целой серии авантюрных романов.
Но рацио всё же спасало. В интервью болгарскому каналу БТН князь честно ответил, почему так и не выбрал самую романтически-привлекательную стезю, какая только описана в мировой литературе. Вопрос был, что называется, в лоб: «-Почему Вы никогда так и не стали шпионом?» Ответ феноменален и одновременно логичен: «Потому что я прагматик. На моей должности в банке я получал зарплату плюс премиальные 500 тысяч долларов в год. А самый успешный шпион, внедренный в ЦРУ, завербованной советской разведкой, Олдрич Эймз, заработал oт CCCP лишь 1 млн 200 тысяч долларов за 20 лет шпионажа. Я зарабатывал столько же за 2 года в банке, при этом не шпионя».
Как обычно, князь говорит о светском обществе и о том, как должен себя вести представитель бомонда. Это не только знание этикета и особый гардероб, хотя, и это важно. Так, на вопрос корреспондента: «— Есть какие-то качества, которые отличают представителя высшего класса от представителя среднего класса? - Лобанов-Ростовский отвечает: — Умение вести светский разговор, держа язык за зубами, хранить тайну, не задавать личные вопросы. Способность нести ответственность».
Зачем сегодня нужна эта книга? Как бы то ни было, но русское зарубежье – малоисследованный материал, представляющий большую ценность для национального самосознания. Но предоставим слово герою монографии: «Труды и подвиги тех, кто не по своей воле покинул Родину, мыслил и ощущал себя русским практически в любом уголке земного шара, — не должны пропасть для грядущих поколений. Необходимо, чтобы их деятельность, их идеалы получили соответствующую оценку и были полноценно отражены в школьных и вузовских учебниках по истории, а также в музейных экспозициях и в собраниях библиотек». Это не лишь о Лобанове-Ростовском – в исследовании упоминаются громкие фамилии, пышные и – печальные биографии, города и даты, судьбы и лица. Все эти люди могли бы служить России, если бы история пошла иным путём – не революционным, а эволюционным. Однако наше бытие не знает сослагательного наклонения.