Белый дом анонсировал поездку президента Дональда в Саудовскую Аравию, Катар и Объединённые Арабские Эмираты. Это будет его первый официальный зарубежный визит, с которым члены его команды связывают надежды на успех. Они считают, что именно Саудовская Аравия, несмотря на сложную ситуацию на Ближнем Востоке, "роскошна и свободна от политических трений, которые могли бы омрачить визиты Трампа в Оттаву, Мехико или Лондон", и уверены, что Трампу удастся достигнуть заметных успехов "как в экономическом, так и в более беспокойном геостратегическом плане". Но, как считает американское издание "Вашингтон пост", даже подписание в ходе визита Трампа на Ближний Восток многомиллиардных экономических и других соглашений "не будет восприниматься как сенсация, потому что это только вершина айсберга готовящейся США новой геополитической комбинации с участием Саудовской Аравии". По данным этого издания "за кулисами Трамп, возможно, будет добиваться принятия новой редакции знаковых "Авраамовых соглашений" с арабскими странами". Не случайно Белый дом через CNN допустил утечку информации о возращении в публичную политику зятя Трампа Джареда Кушнера. Сообщается, что он, не занимая конкретной должности в правительстве, готовит визит Трампа на Ближний Восток, консультируя в статусе внешнего советника представителей администрации, включая и спецпредставителя Стива Уиткоффа на переговорах с арабскими лидерами. Как считает английское издание "Файненшиал таймс", "Кушнер обладает уникальными связями с лидерами региона, которые он выстроил во время первого срока Трампа и продолжал поддерживать после ухода того из Белого дома". Он занимал должность старшего советника президента США с 2017 по 2021 год, в частности, курировал отношения США с Израилем, подготавливал "сделку века" для урегулирования палестино-израильского конфликта, а также был организатором переговоров, которые привели к подписанию "Авраамовых мирных соглашений". Теперь, согласно информированным источникам, он считает возможным представить предложения, которые могут убедить Эр-Рияд присоединиться к новому варианту соглашений. Текст их пока остаётся неизвестным, но что-то может проясниться при сравнительном анализе.
Напомним, что в сентябре 2020 года в Вашингтоне израильская сторона при активном посредничестве США подписала документы о нормализации отношений с ОАЭ и Бахрейном. Трёхстороннюю сделку назвали "Авраамовыми соглашениями". Затем о нормализации отношений с Израилем объявили Судан и Марокко. До заключения мира с ОАЭ и Бахрейном у еврейского государства из арабских стран были дипломатические отношения только с Египтом и Иорданией. В дальнейшем предусматривалось присоединение к соглашению и других стран не только из ближневосточного региона.
В этой связи глава израильской службы внешней разведки МОССАД Йоси Коэн утверждал, что "вслед за ОАЭ и Бахрейном соглашения о нормализации с Израилем вскоре достигнет и Саудовская Аравия". Более того, Вашингтонский институт по делам Ближнего Востока заявлял, что это "позволит Вашингтону постепенно уходить с Ближнего Востока, чтобы сосредоточить свои усилия и ресурсы в тихоокеанском регионе, на проблеме возвышения Китая и последствиях украино-российского конфликта. При этом планировалось создать альянс Израиля с суннитскими странами как геополитический противовес Ирану, скрепить его крупными совместными, не только энергетическими, проектами. Кстати, одним из проектов США являлось создание ближневосточного аналога НАТО, в который вошли бы Израиль и другие страны региона.
Поэтому "Соглашения Авраама" резко обозначили разлом: по одну сторону оказались Египет, Иордания, Бахрейн, ОАЭ, Судан, Оман, Марокко и, конечно, Саудовская Аравия, по другую — Палестина, Иран, Турция и те арабские страны, которые по разным причинам не были готовы к альянсу с Израилем. При этом палестинская проблема уходила на второй план. Предполагалось, что палестинцам можно будет навязать своё видение и свой сценарий их будущего, хотя дальнейший ход событий показал, что палестинская проблема стала интенсивно влиять на все политические процессы, проходящие на Ближнем Востоке и вокруг него. Сейчас многие внешние и региональные игроки с разной степенью искренности (кто как) апеллируют к палестинской проблеме.
Но ситуация изменилась.
Эксперты утверждают, что именно Кушнер оказал серьёзное влияние на предложение Трампа о необходимости переселения палестинцев из сектора Газа с обещанием предоставить им "хороший, свежий, красивый участок земли", не уточнив, где он находится, и кто его предоставит. Саму же Газу планируется превратить в "Ближневосточную Ривьеру".
"Рука" Кушнера видна и в неожиданном решении США заключить мирное соглашение с хуситами в Йемене. Те согласились не нападать на гражданские суда, включая американские, в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе, кроме кораблей Израиля. Прекращение огня было достигнуто после переговоров под руководством спецпосланника Уиткоффа, уточнили осведомлённые источники. Из этого следовал вывод, что договорённость с хуситами связана с ситуацией в Газе, где готовится новое соглашение. Вашингтон планирует сформировать там временное правительство во главе с американским чиновником; "при этом он будет использовать палестинских технократов в рамках своего управления Газой до тех пор, пока сектор не станет демилитаризованным и стабильным и не появится палестинская администрация, способная работать". В этой связи агентство "Аль-Арабия" намекает, что такие договорённости были достигнуты во многом благодаря закулисной дипломатии между США и Саудовской Аравией с активным участием Кушнера.
Утверждается, что при таком ходе событий Эр-Рияд готов приять участие в финансировании восстановления инфраструктуры в Газе, и это войдёт в текст нового "соглашения, которое будет озвучено Трампом во время визита на Ближний Восток". Плюс к этому — продолжающиеся переговоры между США и Ираном по ядерному соглашению.
Всё это проходит на фоне роста напряжённости в американо-израильских отношениях — в силу того, что США стали действовать в обход Израиля. Как считает американское издание "Вашингтон пост", "увольнение Трампом советника по национальной безопасности США Майкла Уолтца, вызванное его секретными отношениями с Нетаньяху, который лоббировал военные действия в Иране, — факт из этого же сериала". В этой связи израильские эксперты полагают, что после того, как "Трамп решил прекратить контакты с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, тот впервые за историю войны в Газе утерял инициативу и способность напрямую влиять на важные решения, принимаемые администрацией США, что почти всегда удавалось при администрации президента Джо Байдена". Более того, как сообщает информационное агентство "Рейтер", "США больше не требуют, чтобы Саудовская Аравия нормализовала отношения с Израилем в качестве условия для достижения прогресса в переговорах о сотрудничестве".
Геополитическая диспозиция в регионе меняется. Кушнер стал действовать в поле дипломатической активности. Иран потенциально может перестать быть главным знаменосцем в борьбе против США, примкнув к коалиции арабских стран, если они поддержат новое "Соглашение Авраама". Американская комбинация без привлечения Израиля может сблизить и страны арабского мира, ведь на протяжении десятков лет большая их группа часто обрушивалась на США за его активную поддержку Израиля, хотя панарабская политика по проблемам региона так и не была сформирована. И надо признать, что дипломатическая манёвренность Трампа начинает заметно менять геополитический ландшафт Ближнего Востока. По всем признакам, он стремится к тому, чтобы закрепить в регионе свои интересы, вводя в уравнение новые переменные. А на некоторых направлениях (Газа, Иран) вообще избавляется от старого израильского нарратива, преподнося Нетаньяху сюрпризы: начало переговоров по ядерному досье Тегерана, мир с хуситами, отказ от посещения Израиля в ходе визита на Ближний Восток. Дипломатический источник из стран Персидского залива утверждает, что "Трамп в Саудовской Аравии выступит с декларацией относительно государства Палестина без ХАМАС и его признания Америкой". По его словам, "если будет сделано такое заявление, это станет самой важной декларацией, которая изменит баланс сил на Ближнем Востоке".
Тем не менее, в отчёте "Центра стратегических и международных исследований", специально подготовленном к визиту Трампа в этот регион, указывается, что страны Ближнего Востока ждут от Трампа "всё же конкретную политику, а не всплески политических эмоций". С Израилем их объединяет то, что они не знают, "где проходят границы и красные линии Трампа по обеспечению безопасности на Ближнем Востоке". С одной стороны, как пишет Томас Фридман в газете "Нью-Йорк таймс", "поездка Трампа в регион для встречи с лидерами Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов и Катара и исключение Израиля из его турне указывают на то, что президент США начал понимать жизненно важный факт: израильское правительство действует способами, которые угрожают интересам Америки". С другой стороны, они видят начало операции, суть которой им пока не ясна. Открытым является вопрос о возможном переходе Нетаньяху в фарватер политики США, чтобы не сковывать возможности американской дипломатии и действовать самостоятельно в отношении других стран региона.
У Израиля есть собственное видение того, как дальше должны складываться события в регионе. У него в наличии имеются возможности для разрушения "пакетной дипломатии" Трампа. Как полагает арабский эксперт по израильским проблемам Хасан Хиджази, "у Трампа в регионе много сырых досье, и каждое из них можно развалить, исходя из особых соображений Нетаньяху на внутреннем уровне, что может вовлечь США в некоторые дела, как это произошло в Йемене, нанести ущерб их интересам в отношениях с Ираном, сорвать договор о партнёрстве с Саудовской Аравией, чтобы сохранить интересы Израиля". В то же время существующие между Вашингтоном и Тель-Авивом тактические разногласия не влияют на суть отношений, поскольку США не откажутся от контактов с Израилем. Не случайно перед визитом Трампа официальные лица США передали Израилю послание: "Не удивляйте нас перед этим визитом", рассчитывая, что Тель-Авив не поставит Вашингтон в неловкое политическое положение. Но как будут развиваться события, как геополитическая обстановка на Ближнем Востоке будет меняться в случае принятия нового проекта Кушнера, покажут итоги ближневосточного турне Трампа. Оно может стать для него либо дипломатическим триумфом, либо громким провалом.
Фото: Джаред Кушнер с женой Иванкой и тестем Дональдом Трампом