Сообщество «Салон» 00:20 16 декабря 2022

Психоанализ и дух фрейдомарксизма

премьера фильма ужасов "Медея"

Когда узнаёшь, что фильм, предложенный к просмотру, называется «Медея», то сначала кажется, что у автора слишком большое самомнение, если думает, что может затмить Пазолини или фон Триера. А потом ищешь тот же фильм в бездуховных интернетах для статистических данных, и открывается портал в неведомое. Оказывается, что до нынешней «Медеи» ещё одна была, и всего год назад. Воображение уже рисует глубокий зиндан, куда бросают российских режиссёров, которые находят там специальную кинодельную книгу, и потом выбираются по лабиринтам, шарахаясь от призраков. Чтобы рассказать буржуинам-продюсерам главную креативную тайну, что надо снимать в этом году. Фильм ужасов, или по-модному «хоррор». А книга одна на всех. Хотя знай, может просто бытовуха творцов заела, жена-дура, вот и получаются такие проекции у демиургов, «не могу молчать».

С этого невысказанного психологического предположения и начинается, собственно, фильм «Медея», которому надо бы дать какой-то индекс, пусть будет «четыре». Натурально, муж (Павел Деревянко) уходит к психологине (Паулина Андреева), бросив детдомовскую разведёнку с парой прицепов. Психологиня рассказывает свои психологические бредни, от которых зрителям становится смешно. А героиня (Ольга Симонова), сказав, что идёт в туалет, уматывает на большом красивом кроссовере в собянинский человейник, чтобы продолжать свою деятельность парикмахерши. Или стилистки, поди знай, как это по-модному называется.

Как известно из практики киноиндустрии, хорошие фильмы ужасов получаются у режиссёров, боящихся мышей. До недавнего времени на постсоветском пространстве, в силу ряда исторических причин, с этим были проблемы. Но благодаря путинской стабильности и высоким ценам на нефть популяция таких граждан приблизилась к общемировым стандартам, достаточно посмотреть на перевал «Верхний Ларс». Поэтому для хорроров появились и авторы, и зрители. Опять же, спасибо санкциям, на время исчезла конкуренция со стороны Голливуда, не подкузьмят вражины заморские своими премьерами мажорскими.

А где плодятся пугливые людишки, любящие потратить денег на психологов и хорроры? Тоже понятно, в городах со страшными ПИКовскими новостройками. Отчуждение, всё по классике. И чем больше однотипных многоэтажных строений – тем больше в народце прорывается нутряное, глубокое, хтоническое. Маркетинговый рецепт ясен – надо брать любой американский хоррор, переснимать этот неоригинальный квест, вставляя в него не общефрейдистские, а местные страшилки. Что совсем правильно, гоголевская традиция в РФ хорошая, продолжительная, но даже Мамлеева пока ещё никто не оэкранил (мне – лениво, а у других получится как всегда - дрянь).

По этому пути наименьшего сопротивления и двинули создатели «Медеи-4», за что их можно похвалить. Не стали бродить путями фемповестки и деколонизации, которые так дороги курицам с «Кинопоиска». И то верно, подпустишь в кадр московского этнического разнообразия – так кому-нибудь, да вспомнится Бобокулова, мучимая психологическими проблемами, и вместо разудалого ужастика начнётся унылая социальщина. Или озарит, что Еврипид обвинил в гибели детей Медею вместо коринфян – за денежку, и опять неудобно выйдет. В общем, преследуют наши, земляные старухи – мондиалистскую молодуху. Тени прошлого, заговоры и привороты, убитые младенцы, найденные съеденными в муравейнике, всё очень легко и ненапряжно.

Кастинг – вполне для такой эксцентрики и подходящий, на уровне. Ритм получился примерно, как «Окулус» среднерусской тоски (очень был удивлён, что «Окулус» 44 миллиона в прокате собрал, но значит – есть, есть целевая аудитория). Звук – прекрасный, попадает в склеечки на ура. Цветкор, оператор, монтаж, графика - работали люди на совесть. Немного удивило то, что при наличии бюджета на графику как-то кохозно вышел в окно герой Олега Василькова, но бывает. В гораздо больший тупик загоняла недоработанность сюжетных сцен. Там подтянуть по полминуты, а то и меньше – и всё нормально, покинет ощущение недоделанности.

На финише оказалось, что это не проблема, а решение. Героине «всё привиделось», у неё – действительно психоз из-за развода. Лучше бы не досматривал, в самом деле. Этот вариант предполагался в самом начале проказа, в порядке шутки юмора, а тут – в реальности «остроумный сценарный ход» третьей свежести. Стоило ради такой бессмысленной рекламы бессмысленных психологов - квест городить. «Психоанализ и дух фрейдомарксизма». Просто комедия какая-то - попытка продать морализаторскую шляпу в 2022 году. Понимаю, что в хоррорах самое сложное – пресечь беготню блондинки от нагнетаемой жути, но не настолько же это сложно, чтоб так запороть финал.

С другой стороны, ну а чего мы хотели? В стране вон какие чудные дела творятся. Оказалось, что советские певицы у нас не просто «пейте свою водку, слушайте свою Пугачёву», а несли в массы глубокие гуманистические идеалы, кто бы мог подумать. На таком фоне – не всё так уж ужасно. Уровень студийного производства хотя бы в области хорроров вырос, аудитория какая-никакая, но есть, значит, импортозамещение можно признать состоявшимся. Но над названиями всё-таки стоило бы поразмышлять чуть подольше.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x