В Доме Ростовых (ныне Российская Ассоциация союзов Писателей и Издателей) состоялось приятное для одних и, скорее всего, не очень весёлое для других мероприятие. В этот вечер известный писатель Юрий Поляков презентовал новую книгу «Проклятые критики» (М.: Прометей, 2022, 642 с.).
двойной клик - редактировать изображение
Ударение в слове «проклятые» — как говорится, на ваш вкус. Светлана Замлелова, рассказывая о книге, отметила, что правильнее будет ставить ударение именно на первый слог, по аналогии с известным термином «прóклятые поэты». Хотя не будет ошибкой поставить ударение и на второй слог, потому что литераторы, чьё творчество попало в поле зрения авторов книги, вполне могут воскликнуть: «Проклятые критики!». Ведь, как известно, критику любят не все.
Как отмечает в предисловии к книге «Проклятые критики» его автор Юрий Поляков, основной проблемой современной литературы является отсутствие какой-либо мало-мальски вменяемой (я особо подчеркиваю это слово, надеюсь, ниже пояснить, почему) критики. Причин отсутствия таковой можно найти множество, но основная из них звучит примерно, как строчка из анекдота: а кому она нужна? Ответ, учитывая современные реалии жизни, напрашивается сам собой. Так что же, неужели после таких великих имен, как Белинский, Добролюбов, Шкловский и иже с ними поле отечественной критики представляет собой выжженную солнцем пустыню? Отнюдь. И тут – внимание – приступаю к обещанному пояснению. В наше время вменяемая (сиречь качественная) критика предстает этакой Золушкой, которой, в ее простом сереньком платьице нет места на шикарном балу премиальных и премированных литераторов. Если посмотреть на проблему трезво, то на что направлена современная якобы критика? Правильно – на пиар и восхваление грандов и мэтров современной литературы, обладателей премий различной величины и степени значимости. Как сказал об этом сам Поляков: «Критика из влиятельного жанра превратилась в своего рода «золушку», которая за малую мзду до блеска начищает лауреатские значки авторов сомнительных сочинений».
двойной клик - редактировать изображение
Перефразируя чеховские слова о Каштанке: «Если бы они были писателями, то, наверное, подумали бы: «Нет, так писать невозможно! Нужно застрелиться!» Но они же — лауреаты и гранды, пятнать и без того потрепанную честь современной литературы (её всё чаще называют премиальной) — это их работа. Осмелюсь поделиться собственным наблюдением: узнав, что произведения (в кавычках) небезызвестной Гюзель Яхиной собираются включить в школьную (восклицательный знак!) программу, захотелось посмотреть в глаза тому министру просвещения, который даст зелёный свет этой «авторке»…
Впрочем, «Проклятые критики» и вышли в свет с пометкой «В помощь преподавателю литературы». Но вернемся к теме критики. Нормальная здоровая критика, продолжающая лучшие традиции критики отечественной, вызывает стойкое неприятие у большинства современных печатных изданий. И это неудивительно. Ведь она, такая-сякая, смеет покушаться на святое! Она смеет говорить, что поименованные лауреаты не очень-то и достойны такого звания! Нет места ей на первых (да и на третьих тоже) полосах наших изданий! Однако, мы помним, что оценка новому платью короля была произнесена из гущи толпы, так сказать, из народа. Вот и современная честная критика, дабы не дать погибнуть самому направлению, «глаголом жжет сердца» из среды всемирной сети, из блогов, живых журналов и тому подобных ресурсов.
От этого литературоведческого экскурса перейдем непосредственно к виновнику, а точнее, виновникам состоявшегося мероприятия - самим «проклятым критикам». Автор идеи, составитель и автор предисловия – Юрий Поляков, величина в современной отечественной литературе весьма значимая. Писатель-метафизик Сергей Сибирцев на портале «Свободная Пресса» так характеризовал своего собрата по перу: «Писатель трех поколений... В современной буржуазной действительности состояться такому незаурядному явлению, как Юрий Поляков, − почти нереально.
Всю писательскую биографию Юрия Михайловича полностью сформировала советская власть, но несмотря на это, он не стал тем, кем обычно становились все ее дети, взросление которых пришлось на смутные годы перестройки и лихолетье 90-х.
Первые произведения с критикой вступающей в пору своей агонии советской власти вызвали жесткую неприязнь, но именно они представили Юрия Полякова как грандиозное явление в литературе. Это был не просто голос эпохи. Это был голос Пророка. История неслась вперед, но наш автор, оставаясь настоящим невымышленным гражданином и патриотом своей родины — России, создаёт произведения-шедевры, повергающие в панику новейших насельников-насильников порушенной российской красной империи. Прошли годы, и новоявленного классика приглашают занять кресло главного редактора легендарной «Литературной газеты».
Юрий Поляков обретает также статус суперпопулярного драматурга и сценариста.
Юрий Поляков создаёт трилогию «Гипсовый трубач», которая вновь подтверждает его статус современного классика русской словесности.
Юрий Поляков — это писатель настоящей русской всемирной души. Его повести, романы, статьи, пьесы уже навсегда вписаны в благословенную волшебную историю русской словесности».
Учитывая все вышеприведенные качества и характеристики, неудивительно, что идея создания сборника современной честной критики пришла в голову именно Юрию Полякову. Ибо нестерпимо было видеть, как загибается отечественная литература, которой, по меткому выражению доктора философских наук и писателя Петра Калитина, выступавшего на вечере, в силу ее «колониальности настал полный гуманизец». И от полного «гуманизца» и решил спасти современную литературу Юрий Поляков, собрав под своим крылом лучших современных критиков. В числе авторов сборника — Светлана Замлелова, Александр Кузьменков, Сергей Морозов, Константин Уткин, Инесса Ципоркина, Вадим Чекунов. Результатом их труда и стала книга «Проклятые критики». Аншлаг, наблюдавшийся в зале Дома Ростовых, где проходила презентация, ярко свидетельствовал о том, что книга вновь вызывает неподдельный интерес у неравнодушной и взыскательной публики (пилотный тираж, вышедший немного раньше, разлетелся в самый день поступления на прилавки книжных магазинов). После такого результата хочется верить, что не все потеряно для современной литературы и, по крайней мере, для современного читателя…
Стоит несколько слов сказать и о месте, где проходила презентация сборника. Литературная история Дома Ростовых началась 3 февраля 1930 года, когда в «бывшем особняке Соллогуба», как тогда писали, официально открылся писательский клуб. С того времени и до сегодняшнего дня, когда его помещения заняла Ассоциация союзов писателей и издателей, Дом Ростовых продолжает жить для литературы и в литературе. Менялись только названия организаций, в разное время занимавших особняк. Но все они так или иначе были связаны с литературой. Знаковое место для знакового события.
На презентации присутствовали главные редакторы ведущих литературных изданий: главный редактор газеты «Культура» Петр Власов (газета «Культура»), главный редактор «Литературной России» Владимир Еременко (газета «Литературная Россия»), Юрий Козлов («Роман-газета»), Александр Куприянов («Вечерняя Москва»). В «Вечерней Москве» к слову, было выделено несколько полос, посвященных презентуемому сборнику. Президиум собрания составили авторы, литературоведы и критики, чьи статьи вошли в книгу: Светлана Замлелова, кандидат философских наук, публицист, Инесса Ципоркина, литературный критик, журналист, Константин Уткин, писатель, драматург, поэт, литературный критик. Также присутствовало множество гостей, среди которых можно отметить Сергея Матросова, руководителя издательства «Прометей», благодаря которому книга увидела свет, писателя, поэта и ученого Петра Калитина, представителя от МГУ Михаила Голубкова, известного филолога Аллу Большакову и литератора и публициста Анатолия Салуцкого, журналиста Александра Борзенко. Все присутствовавшие отметились яркими интересными выступлениями.
двойной клик - редактировать изображение
В целом дискуссия получилась удалой и захватывающей, собственно, как и сама книга, о которой, по большей части, и шла речь. В частности, один из авторов сборника – Светлана Замлелова – отметила, что в книге представлены разнообразные подходы к современной литературе, точный и порой жесткий анализ. Жесткий до такой степени, что один из авторов, попавшийся на острие пера, попытался натравить на критика полицию. Ярким и запоминающимся было выступление Инессы Ципоркиной, которая иронично и не скупясь на образные и идиоматические выражения описала положение как современной литературы, так и современной критики. «Современному художнику не нужен навык; ему нужен грамотный пиарщик. Современная критика больше напоминает букмекерство, а пока критик занимается букмекерством, мы будем иметь и соответствующую литературу» . Поистине великой работой назвал создание сборника писатель Петр Калитин. В ходе дискуссии прозвучало еще много ярких, серьезных, ироничных, но правдивых речей, как о самой книге, так и современной «премиальной» литературе. Было видно, что авторы, а больше читатели довольны работой. Поступило даже предложение продолжить начатое созданием еще одной подобной книги.
В целом состоявшаяся презентация показала, что запрос на качественную справедливую критику в современном мейнстримовом обществе есть. Дело за литераторами – услышат ли они ее?
Фото автора