Издательство "Наше Завтра" выпустило в свет альбом, который сразу же стал раритетом. Это единственная на сегодняшний день монография (автор — Евгений Новиков), посвящённая художественному наследию мистического гения русского авангарда, советского скульптора Дмитрия Филипповича Цаплина (1890–1967).
В конце тридцатых годов Игорь Грабарь опубликовал в "Правде" очерк о Цаплине, в котором кратко описал его биографию:
"В 1927 году в Москве во дворе дома Герцена открылась выставка скульптора-самородка Дмитрия Цаплина. Приехавший из Саратова волжский крестьянин показывал привезённые им работы. Это были большие, сложные композиции, небольшие статуэтки и головы, талантливо вырезанные из дерева. Особенное внимание привлекал замечательный бюст Ленина.
Своеобразное и сильное дарование Цаплина производило большое впечатление. Советское государство вскоре послало его для учёбы за границу. Скульптор пять лет работал в Париже. Здесь он прошёл через некоторые формалистические искусы, но природное чувство художественного такта и творческая самостоятельность уберегли его от крайностей. Затем он переехал в Испанию. Уединившись на острове Майорка, он упорно работал по камню. О "гениальном русском мужике" восторженно и шумно писала крупная зарубежная печать. Его скульптуры с неизменным успехом выставлялись в Париже, Лондоне, Мадриде. Но Цаплин критически относился к этой своей славе. Решительно отклонив назойливые предложения иностранцев о приобретении его скульптур, он в 1935 году возвращается на родину, в Москву, где продолжает работать над новыми произведениями".
Творческая судьба Цаплина трагична и парадоксальна. После возвращения в СССР он оказался как бы запечатанным в мастерской, получив прозвище "забытого титана". После его смерти ситуация не поменялась, а в лихие 90-е и вовсе большая часть наследия скульптора была утеряна: квартира разграблена, мастерская уничтожена.
В вышедшем альбоме впервые опубликован полный каталог работ скульптора. Этот уникальный документ составлен в 1980 году дочерью Цаплина Верой Дмитриевной. Он был нужен для задуманной МОСХом, но так и не состоявшейся выставки работ Цаплина, приуроченной к 90-летию со дня рождения мастера.
Искусствовед Людмила Марц, член-корреспондент Российской академии художеств, пишет:
"Чем ценен для нас сегодня Каталог 1980 года? Он позволяет, прежде всего, составить список бесследно исчезнувших работ Цаплина. Ведь когда в 2013 году была вскрыта квартира, где на полу лежала умирающая Вера Дмитриевна, в ней не оказалось ни одной скульптуры, ни одного живописного полотна. Не удалось полностью спасти и работы, хранившиеся в мастерской. В 2004 году, когда здание, где она располагалась, было передано коммерческой фирме, из открытой мастерской растащили все работы художника, которые можно было унести. Только благодаря личной инициативе и энергии ученика Цаплина Владимира Петровича Буйначёва и его друзей-скульпторов удалось вывезти из мастерской около 40 больших частично разрушенных работ, находившихся в полузатопленном подвале".
В период пребывания Цаплина в Европе о нём много писали в зарубежной прессе.
Де Сантье в "Дейли мейл" (ноябрь 1930 года): "Его искусство сочетает в себе величие, наивность и мощь Средних веков. Чувствуется, что он черпает из самых глубоких источников природы и жизни".
Фегдаль Шарль в "Семэн де Пари" (ноябрь 1930 года): "Цаплин, мужик и дровосек, приехал из Саратова на Монпарнас со скудным багажом и несколькими стволами деревьев. Вот первая выставка скульптора Цаплина. Около двадцати произведений, различных по технике и замыслу, заключают в себе прекрасные возможности. Мы видим в этих скульптурах талант, который ищет и горит, видим волю к исканиям, основанную на силе, чистоте линий и выразительности".
Сабина Т. Леофф в "Майорка сан" (май 1932 года): "Дмитрий Цаплин возрождает нашу веру в искусство скульптуры, которым многие так долго злоупотребляли. Мы можем сказать, что, за исключением нескольких произведений, скульптура после Микеланджело была трафаретной и незначительной. Во всех произведениях Цаплина есть фундаментальность и чистота. Трудно представить себе что-либо более одухотворённое и живое, более ощутимое и подлинное, чем цаплинские звери".
В марте 1934 года в мадридском Музее современного искусства состоялась персональная выставка скульптора. Газета "Эль дебате" откликнулась на это событие следующей рецензией: "Его скульптуры производят впечатление, будто они рождены самой природой, а не высечены руками человека. "Мыслитель" Цаплина смотрит вверх в поисках того, чего не умел искать усталый "Мыслитель" Родена…"
Об этой же выставке писала и газета "Ла Насьон": "После некоторого времени, проведённого на Балеарских островах, после короткой выставки в Барселоне Дмитрий Цаплин наконец приехал в столицу Испании, где он выставляет в "Музео дель арте модерно" тридцать три произведения в камне и дереве. Эти скульптуры — прекрасные произведения истинного художника. Главные его черты — сила и жизненность. Сила, которая сначала нас просто потрясает, а также его монументальность. Как сама эпическая скульптура, скульптура Цаплина, несмотря на небольшой размер, кажется грандиозной. Русский скульптор любит больше всего зверей и изображает их со всей присущей им вкрадчивостью и свирепостью. Из нашего испанского мрамора Цаплин сделал неповторимых львов, орлов, рыб и кошек. Произведения Цаплина по их законченности, по их монументальности, по гармоничности являются самыми значительными среди созданного современными скульпторами. Торжественность, сила и великолепная естественность являются главными чертами Дмитрия Цаплина. Его лиризм выражается в сильной форме, он и грациозен, и динамичен".
Один лондонский критик написал так: "Мне говорили раньше о гениальности русского мужика с Волги, и я думал увидеть его трогательные попытки стать скульптором. Но мой скептицизм быстро перешёл в подлинный энтузиазм. Цаплин подлинно великий скульптор".
Жорж Сименон о Цаплине: "Он был одним из самых вдохновенных скульпторов, работал с исключительным мастерством и мощью. Меня буквально потрясло, что он принял обет служения святому искусству так же самозабвенно, как некогда принимали монашеский обет, что в сочетании с его талантом делало его человеком исключительным".
Дмитрий Цаплин при всей своей "забытости", при всей размётанности и попранности его творческого наследия, тем не менее, незримо присутствует в русском космосе. Созданные им образы пролагают невидимые пути в следующий исторический период, в наше завтра. Эпоха, когда сегодняшние "усталые изваяния" будут сметены потоком раскалённой лавы нового Большого стиля, не за горами!
Цаплин — пророк эпохи гениев, человек, опередивший время и определивший будущее русского монументального искусства.
Александр Проханов в очерке "Озарённое думой лицо" ("Сельская молодёжь", июнь 1968) написал такие строки:
"Цаплин умолк, закрыл на минуту глаза. И опять тяжёлые дикие воды с гулом катились в овраги, земля наливалась силой, потные кони тянули вверх по горе дубовые бороны, разбивали иссиня-чёрные комья, и он, семилетний малец, вёл под уздцы красного с отливом коня…
— Я трудился всю жизнь, был пахарем, сапожником, кровельщиком, трудился и наблюдал. Оплакивал тех, кто плакал, и радовался с теми, кто ликовал… Надо мной не довлели влияния. Я не прошёл академий, школ, меня ничему не учили. Я учился сам, сразу принимаясь за творчество. Я наблюдал жизнь моих земляков, моего народа, она вся в моём искусстве. Я верил и радовался, мой дух расцветал. Я узнал Европу, Италию, Францию и Испанию. Я видел волжскую деревню, войны, революции, и я делал своё искусство для моего народа".
двойной клик - редактировать галерею
двойной клик - редактировать изображение