Сообщество «Форум» 13:28 9 апреля 2020

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СТОИМОСТИ и ЦЕННОСТИ

Все тайное становится явным. И происхождение стоимости и ценности тоже.

Впервые человечество стало употреблять слова «стоимость» и «ценность» со времен Адама Смита, после написания им его «Исследования о природе и причинах богатства народов» (а, скорее всего, и еще ранее). Причем в первый раз в этой книге Смит применил слово стоимость, вообще, не в виде постулирования самостоятельной экономической категории, а в виде элемента издержек при сравнении различных (сухопутного и водного) способов доставки грузов.

«Следовательно, на 200 тонн товаров, перевозимых самым дешевым способом сухим путем из Лондона в Эдинбург, должны ложиться расходы по содержанию в течение трех недель 100 человек и 400 лошадей; к этому надо присоединить уменьшение стоимости лошадей — сумма, приблизительно равная содержанию их, — равно как и 50 фургонов. Между тем на такое же количество товаров, перевозимых водою, приходится наложить только расход по содержанию 6 или 8 человек и стоимость снашивания судна вместимостью в 200 тонн плюс оплата большего риска или разницы между морским и сухопутным страхованием». (Выделено Сафончиком В.Н.).

Книга 1 Глава III «Разделение труда ограничивается размерами рынка»

И хотя само слово «ценность» Адам Смит в этом своем сочинении не употреблял, но производное от него слово «цена» использовал многократно. Возможно, потому, что для выражения многих экономических отношений ему хватало и одного слова «стоимость». И только когда речь заходила о конкретном числовом его содержании он использовал слово «цена».

«Хлеб во Франции, в хлебородных провинциях, столь же хорош и почти всегда имеет ту же цену, что и хлеб Англии, хотя по богатству и уровню техники Франция, наверное, стоит ниже Англии». (Выделено Сафончиком В.Н.).

Книга 1. Глава I «О разделении труда».

На протяжении столетий в экономическом обороте имело место также смешение понятий «стоимость» и «ценность», в высокой степени произвольное употребление то одного, то другого понятия при описании сходных экономических отношений. Отчасти это было связано с, так называемыми, трудностями перевода.

Дело в том, что, согласно «Яндекс-переводчика», первым синонимом слова «стоимость» в английском языке называется слово «цена». Затем идут слова «ставка», «тариф», «курс», «себестоимость», «затраты», «ценность», «величина», «оценка», «значимость», «номинал», «достоинство», «стоимостное выражение». А в переводе «стоимости» на английский язык приводятся слова: «cost», «value», «price», «worth», «rate».

Характерно, что для воспроизведения предложений с одним и тем же русским словом «стоимость» в английском языке используются разные английские слова. См. табл. 1.

С другой стороны, слово «ценность» переводится в том же словаре на английский язык, как «value», «price», «worth», «asset», «treasure», «wealth» и имеет синонимами слова: «значимость», «значение», «важность», «стоимость», «идеал», «вес», «традиция», «нарицательная стоимость», «полезность», «нужность», «достоинство», «самоценность», «сила», «преимущество», «драгоценность», «сокровище», «клад», «сокровище». Примеры использования в английском языке различных слов для перевода русского слова «ценность» см. Табл.2.

двойной клик - редактировать изображение

Так или иначе, последствия отмечаемого смешения, неразделения давали о себе знать и побуждали к более углубленному пониманию терминов и отношений. И к концу XIX-го века в экономической науке сложились две научные школы, понимающие и трактующие категории «стоимость» и «ценность» принципиально различным образом: марксизм, основоположником которого, соответственно, стал Карл Маркс, с его теорией трудовой стоимости, и маржинализм, одним из основоположников которого был Карл Менгер, с его теорией субъективной ценности.

Карл Маркс в своей теории «сделал ставку» на трудовое, трудозатратное содержание категории «стоимость» и определил ее, как затраты труда, рабочей силы, общественно необходимые для изготовления продукта (товара) при общественно средних условиях производства и общественно среднем уровне производительности труда работника.

Карл Менгер в своей теории «сделал ставку» на такие свойства объекта потребления, блага и стороны меновых отношений, как субъективная полезность, редкость, и определил категорию «ценность», как субъективное значение единицы блага для конкретного потребителя, для его жизнедеятельности, для ощущения им благополучия.

С тех пор адепты этих экономических теорий находились в непреодолимом антагонистическом противоборстве.

Из необходимости как-то фиксировать общественно необходимые затраты при производстве продуктов труда марксисты вынуждены были опираться на иерархическую и централизованную систему учета всех затрат по производству всей продукции в обществе. А из необходимости эквивалентного обмена продуктов выстраивалась опять-таки централизованная система ценообразования и система общественного распределения.

Маржиналисты и их последователи отстаивали свободное ценообразование в условиях свободного рыночного обмена товаров и строительство экономического хозяйства на принципах максимизации прибыли.

С течением времени критические крайние представления обеих теорий претерпевали некоторые изменения, «сглаживания». После работ Альфреда Маршала маржиналистская теория дополнилась категорией «издержек производства» и теорией «ножниц Маршала». А в эпоху «Великой депрессии» Джон Кейнс «облагородил» маржинализм уделением в экономической теории большой роли государства.

Как бы, встречно, в теории строительства социализма и практике СССР получили значительное развитие прибыльные методы функционирования экономики, отраслевые и региональные формы ее управления.

Дело дошло даже до того, что в некоторых экономических кругах появились представления о целесообразности конвергенции некогда противоположных и конкурирующих глобальных концепций. А позднее рухнул СССР и социализм, как конкурирующая капитализму социально-экономическая формация. А ныне капитализм достиг глобальной ступени своего развития, исчерпал все системные ресурсы своего мирового доминирования, и испытывает глубочайший системный кризис с тенденцией на принесение в жертву своего выживания значительной части многомиллиардного человечества.

Однако, позитивное продолжение развития человеческой цивилизации возможно. И достигнуто оно может быть, как всегда, с помощью качественно скачка в цивилизационном, страновом и общественном сознании, в качественно новом уровне знаний человечества о тех самых ключевых категориях экономической теории: «стоимости» и «ценности». Выработке этого нового знания автор и посвятил крайние 30 лет своей познавательной деятельности. А ее результаты представлены на сайте http://safonchikvn.ru/.

В них стоимость продукта труда определена, как индивидуальные и фактически понесенные работником при изготовлении продукта затраты его рабочей силы, рабочего времени, рабочей энергии (СТОИМОСТЬ).

Стоимость продукта труда есть себестоимость изготовления этого продукта. У различных изготовителей стоимость одинакового продукта может отличаться. Из индивидуальных стоимостей (себестоимостей) агрегируются любые общностные формы стоимостей: парные, тройственные, коллективные, отраслевые, общественные и т.д. Стоимость имеет аддитивный характер. Всякое новое приложение рабочей силы к предмету труда независимо от его результата образует новую стоимость или добавляет к прежней стоимости предмета труда добавленную стоимость. Стоимость сохраняет свое первоначальное значение во все время хозяйственного существования продукта – его стоимость не может уменьшаться, и не может возрастать без приложения к продукту дополнительных затрат труда. При равенстве затрат рабочей силы труд любого конкретного характера – простой и сложный, умственный и физический, управленческий и исполнительский, рутинный и творческий, образует равную стоимость (добавленную стоимость). Стоимость материалов, полностью потребленных в процессе труда, полностью переносится конкретным трудом работника на продукт труда по цене покупки материла. Стоимость орудий труда, потребляемых (изнашиваемых) в процессе труда частично, переносится конкретным трудом работника на продукты труда по частям, пропорционально степени износа орудия, приходящейся на конкретный продукт, в течение периода амортизации.

Ценность объекта потребления, продукта чужого труда определена, как минимально возможные альтернативные самостоятельному изготовлению продукта затраты рабочей силы, рабочего времени, рабочей энергии потребителя, связанные с процессом обретения объекта в свое потребление, как минимальная альтернативная стоимость обретения потребителем объекта в свое потребление, как минимально возможная альтернативная себестоимость обретения объекта в потребление (ЦЕННОСТЬ). Как правило, ценность получаемого при обмене объекта потребления для данного потребителя оказывается равной сумме минимальной себестоимости своего обмениваемого продукта и минимальной стоимости (себестоимости) самого процесса обмена. Ценность объекта потребления индивидуальна для каждого потребителя (минимальная себестоимость изготовления своего продукта и минимальная себестоимость обмена у всех разная). В частном случае, ценность продукта своего собственного труда оказывается равной его стоимости (себестоимости). Из различных индивидуальных ценностей одного и того же продукта агрегируются общностные его ценности: парная ценность, тройственная ценность, … общественная ценность.

Ценность объекта потребления, продукта чужого труда чрезвычайно вариативна и по времени, и для разных потребителей, для различных условий и обстоятельств потребления. Она решающим образов зависит от полезности объекта потребления, побуждая потенциального потребителя к осуществлению повышенных затрат, связанных с ее обретением (стакан воды в пустыне). Ценность чрезвычайно зависит от редкости объекта, от уникальности его потребительных качеств (торговля антиквариатом на аукционах). Ценность и объектов потребления и промышленных средств производства уменьшается (уценка, остаточная ценность) в результате износа и морального устаревания. И т.д.

Ценность объекта потребления имеет кумулятивный характер. Она выявляется при обмене на рынке на продукт во всей его предметной и параметрической совокупности, включая ценность материалов, ценность потребленных орудий труда и ценность самого труда. При этом, ценность материала переносится конкретным трудом на продукт по цене текущего времени (времени установления совокупной цены продукта). И если образуется разница между ценой покупки и текущей ценой материала, то это обусловливает, так называемую, ценностную производительность материала. Ценность потребленных орудий труда переносится конкретным трудом на продукт труда пропорционально степени износа, приходящейся на единицу продукта (как и стоимость), но в течение всего срока службы орудия, который, как правило, оказывается больше периода амортизации орудия. Таким образом, между перенесенной на продукт стоимостью орудия и перенесенной его ценностью образуется иногда существенная разница, обусловливающая ценностную производительность орудий труда и первичный процент на капитал.

Таким образом, фактически, каждый продукт труда, товар имеет не единственную «невещественную» характеристику, как стоимость в марксизме и ценность в маржинализме, а две: трудозатратную стоимость и трудорезультативную ценность. Каждый продукт труда имеет единственную стоимость (себестоимость) и множественные для разных условий и потребителей ценности. Это революционное изменение экономической теории позволяет определять стоимостную производительность и стоимостную эффективность любого труда, степень социальной справедливости и степень эксплуатации всякого труда в обществе, ценностную производительность материала и капитала и первичный процент на капитал, мотивы для систематизации обмена товарами, закономерности всеобщего рынка обмена частичными продуктами частичного труда, индивидуально-коллективную форму общественной собственности на средства производства и многие другие категории и отношения, составляющие содержание новой социально-экономической теории подлинно социалистического общества.

Но прежде, чем предельно конкретно рассуждать обо всех нюансах этой теории, необходимо доказать правомерность предлагаемого понимания и определения этих ключевых категорий «стоимость» и «ценность».

Из приведенных в таблицах 1 и 2 выражений и их переводов можно сделать, по меньшей мере, один следующий вывод. Во всех случаях за словами «стоимость» и «ценность» угадывается затратное содержание скрывающихся за ними отношений. В одном случае речь может идти о затратах человека, непосредственно связанных с изготовлением объекта. В других – о затратах обретения объекта, опосредованных изготовлением другого объекта и его обмена. В-третьих – о затратах, от которых обладатель объекта окажется избавленным в случае обмена имеющегося объекта на деньги или другой объект. И т.д.

И в этом нет ничего удивительного. По бесспорным представлениям современной биологии человек есть своеобразная энергетическая машина. Для осуществления своей жизнедеятельности в любых ее формах ему необходимо затрачивать, расходовать свою жизненную силу, жизненную энергию. А источником этой энергии служит потребляемая и перерабатываемая человеком пища. И уже с древних времен человеку было понятно, что добывание этой пищи, в свою очередь, требует затрат энергии. Собственно, такое «понимание» обнаруживается уже и в поведении многих современных диких животных. Эти универсальные еще и животные, и перво-человеческие затраты жизненной силы, связанные с обретение объектов потребления я называю затратами предпотребления, затратами, предваряющими потребление объекта.

Но и это еще не все. В подавляющем числе жизненных ситуаций затраты предпотребления качественно множественны, разнообразны, альтернативны. Например, ловить рыбу в реке можно и голыми руками, и с помощью примитивного верша. А можно отобрать рыбу у более слабого соплеменника. Кроме того, и у человека, и у современных диких животных обнаруживается свойство соотнесения (сопоставления, сравнения) характера и величины затрат предпотребления с характером и значением их результата. В разной степени голодная львица может гоняться или за молодой, или взрослой большой косулей. За более зрелым и вкусным фруктом обезьяна может взбираться на самую макушку дерева. А может ограничиться и полузрелыми плодами с нижних веток. Стая гиен может сама гоняться за еще живым буйволом, а может отобрать его, уже пойманного, у молодого тигра. А дикие предки человека вполне охотно пользовались не только самостоятельной добычей продовольствия, но и отъемом его у более слабых племен.

В те давние времена, когда для предков человека основным способом обеспечения возможности потребления различных объектов стало трудовое (с использованием орудий труда) самостоятельное их изготовление, затраты предпотребления обрели форму и величину затрат самостоятельного изготовления продуктов, форму и величину стоимости (себестоимости) продуктов собственного труда. Мотивом всегда была и остается полезность объектов потребления. И эта полезность диктовала понесение затрат самостоятельного изготовления и выражалась в величине затрат безальтернативного труда самостоятельного изготовления продукта, фиксирующихся в сознании изготовителя. Теперь мы называем величину этих затрат индивидуальной стоимостью продукта труда.

Со временем для потребления различных объектов трудового способа существования людей в общине появились и альтернативные варианты. Вариант обмена на желаемый продукт отдаваемого продукта своего труда. С точки зрения величины затрат труда затраты предпотребления получаемого продукта чужого труда складывались для получателя из затрат труда на изготовление своего отдаваемого продукта и затрат труда на осуществление обмена (они ведь неизбежны, а Карл Маркс ими пренебрегал, относил их к издержкам обращения). И они не обязательно совпадали со стоимостью (себестоимостью) изготовления получаемого продукта его изготовителем. Эти опосредованные обменом затраты предпотребления продуктов мы называем ценностью этих продуктов для их потребителей.

Стоимости (себестоимости) изготовления одинаковых продуктов достоверно всегда известны их изготовителям. Приблизительно стоимости (себестоимости) одинаковых продуктов известны ближайшим соседям общины, процесс труда которых осуществляется, что называется, на глазах друг друга. Во многих случаях «удаленного труда» стоимости (себестоимости) изготовления продуктов членам общины известны совсем приблизительно. Но им абсолютно точно известны собственные стоимости-себестоимости изготовления подобных продуктов.

В начальных случаях обмен происходил между ближайшими соседями по стоимости. Поскольку затраты на обмен были пренебрежительно малы и себестоимости обмениваемых продуктов были известны участникам обмена совершенно точно. Это ситуация эквивалентного обмена по стоимости (себестоимости).

Позднее в процесс обмена втягивались и дальние соседи или совершенно удаленные люди, себестоимость изготовления продуктов которых другим участникам обмена не была известна. Но была известна себестоимость этих продуктов в собственном изготовлении. При этом возрастала стоимость (себестоимость) самого обмена (дальше и дольше приходилось ездить). Обмен стал осуществляться по ценности. Каждый получатель старался найти на рынке такой необходимый ему товар, стоимость (себестоимость) изготовления которого в собственном производстве оказывалась выше, чем сумма стоимости (себестоимости) собственного изготовления своего отдаваемого товара и стоимости (себестоимости) обмена. Предельным случаем приемлемости обмена было равенство указанных себестоимостей. А наибольший интерес вызывали именно те случаи (те партнеры) обмена, которые делали эту разницу наивысшей.

Таким образом складывался неэквивалентный обмен по ценностям (а не по стоимостям-себестоимостям). Причем, этот неэквивалентный обмен, как правило, был обоюдовыгодным. Именно такие случаи обмена и закреплялись на рынке. Каждому участнику рынка становилось выгодным самому производить не все, а самые малостоящие (с меньшей собственной стоимостью-себестоимостью) продукты и получать в обмен на них самые трудозатратные (с большей стоимостью-себестоимостью) в его собственном производстве (но малостоящие у другого изготовителя) продукты. Именно такое разделение и закреплялось в новой системе его общинного и общественного разделения.

Подводя итог, можно повторить, что:

1) главным принципом экономической деятельности человека и общества является принцип ее энергетической эффективности, принцип соотнесения энергетической результативности потребления объектов потребления и затрат труда, обеспечивающих возможность такого потребления;

2) главным способом дообменного этапа развития человеческой цивилизации было самостоятельное изготовление потребителями объектов потребления, а главной формой затрат предпотребления стала форма стоимости продуктов своего труда;

3) стоимость продукта труда есть себестоимость собственного изготовления этого продукта;

4) ценность продукта чужого труда есть минимальная альтернативная себестоимость обретения чужого продукта в собственное потребление;

5) на первом (относительно коротком) этапе обменного способа хозяйственной деятельности человечества обмен продуктами труда осуществлялся эквивалентно, по равной стоимости обмениваемых продуктов;

6) на последующем (длящимся до современности) этапе обменного способа хозяйственной деятельности человечества обмен товарами осуществлялся по ценностям, неэквивалентно, с извлечением прибыли;

7) неэквивалентная форма обмена по ценностям являлась главным средством возникновения и развития системы общественного и цивилизационного разделения труда;

8) все имеющие место негативные последствия, в целом, прогрессивного неэквивалентного обмена по ценностям обусловлены несовершенством частнособственнических производственных отношений, присвоением прибыли субъектами, не имеющими отношения к ее производству;

9) в условиях подлинно социалистических отношений индивидуально-коллективной формы общественной собственности на средства производства общества неэквивалентный общественный обмен по ценностям, выгодоприобретателями которого станут все фактические производители прибыли, останется главным двигателем прогрессивного развития социалистического общества

1.0x