пнвтсрчтптсбвс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Сегодня 24 мая 2025
Сообщество «Салон» 00:00 17 сентября 2015

Последний поход самураев

Экспозиции отведены самые обширные пространства Центра фотографии — главный зал сложной формы и тёмная комната, в которой показывают документальный фильм о традиционных японских луках, а именно они, наравне с боевыми скакунами, были основным оружием самураев. Слегка изогнутый меч, который в наши дни является одним из символов Японии, как ни странно, занимал второстепенное место относительно стрелкового оружия, хотя и был весьма важен для военной культуры средневекового островного государства.

Вот и пришла пора оживления столичной выставочной среды. Впереди Караваджо в Пушкинском и Московская биеннале современного искусства. Тем временем 10 сентября в Центре фотографии имени братьев Люмьер, что находится на Болотном острове, практически у подножия памятника Петру-Колумбу, открылась выставка "Последние самураи. Дипломатические миссии сёгуната Токугава", которая продлится до 15 ноября.

Экспозиции отведены самые обширные пространства Центра фотографии — главный зал сложной формы и тёмная комната, в которой показывают документальный фильм о традиционных японских луках, а именно они, наравне с боевыми скакунами, были основным оружием самураев. Слегка изогнутый меч, который в наши дни является одним из символов Японии, как ни странно, занимал второстепенное место относительно стрелкового оружия, хотя и был весьма важен для военной культуры средневекового островного государства.

Из динамиков, подвешенных под потолком, раздаются звуки сямисэна, ради изготовления которого кошки или собаки (зависит от разновидности данного музыкального инструмента) лишились собственных шкур. То отрывистые, то певучие ноты складываются в повторяющиеся мотивы и производят на слушателей гипнотический эффект. На стенах обрамлённые в лаконичные рамы висят снимки, датированные третьей четвертью-концом XIX века. По сути, это документальные свидетельства, на которых запечатлён облик последних самураев в традиционных для данного сословия одеждах. Буквально через двадцать лет в результате Реставрации Мэйдзи Япония изменится до неузнаваемости, и воины, живущие по Бусидо, станут персонажами легенд, мифов и исторических хроник. Они трансформируются вместе со своей страной — оденут европейские костюмы, постараются отрастить бороды и усы, освоить вилки, ножи и ложки.

Выставка "Последние самураи" подготовлена при поддержке Японского института фотоиндустрии, чей представитель присутствовал на торжественном открытии и, пользуясь услугами переводчика, произнёс вступительную речь, смысл которой оказался достаточно банальным. После него к микрофону вышел Александр Мещеряков — доктор исторических наук, член президиума Российской ассоциации японоведов, который подготовил для выставки обширные сопроводительные тексты. 3 октября, в три часа дня, в рамках экспозиции он должен будет прочесть лекцию "Между поклонами и рукопожатиями — как Япония знакомилась с Западом".

Современная Япония является одним из мировых лидеров в области фотографии. Там находятся штаб квартиры основных производителей фотокамер, там живут и работают такие фотографы, как Хироши Сугимото, прославившийся своими размытыми пейзажами: Ген Аихара, создающий абстрактные образы, получаемые путём прямого воздействия на фотобумагу; Наоя Хатакеяма, снимающий геологические взрывы — тысячи тонн земли и камня, застывшие в воздухе; Дайдо Морияма день за днём, год за годом исследующий с помощью камеры улицы и их обитателей, именно он популяризировал спонтанный стиль.

Японская школа фотографии существует уже более ста лет, поэтому трудно поверить, что все снимки выставки "Последние самураи" были сделаны не японцами. Для жителя Японии конца периода Эдо — времени, которое прославилось своим затишьем, когда не произошло ни единого крупного внутреннего конфликта, и фактической изоляцией от всего остального мира, фотоаппарат являлся неведомой технической новинкой, на островах практически не встречавшейся.

Снимки самураев были сделаны во время их дипломатических поездок, начавшихся в 1860 году. Сёгун Токугава, взглянув на пример тогдашнего Китая, осознал, что у отсталой аграрной страны, не имеющей собственного флота, складываются незавидные перспективы, ведущие в целом к статусу колонии под управлением более развитого государства. В 1860 году была организована дипломатическая миссия, возглавляемая чрезвычайным послом сёгуната, состоявшая из высокопоставленных самураев. Первой страной, куда направились японцы, были Соединённые Штаты Америки. Целью их путешествия являлось изучение культурных, промышленных, технологических и военных достижений развитых стран, от которых Япония оградилась более чем на двести лет. Попутно обсуждались вопросы взаимного сотрудничества. На выставке представлены снимки, демонстрирующие процессию японских делегатов, движущуюся по улицам Нью-Йорка, который в 1860 году уже напоминал свою современную ипостась.

В 1862 году японцы побывали в Европе, где, по всей видимости, охотно посещали фотографические салоны, позируя в национальных одеяниях, за поясами которых виднеются традиционные самурайские мечи. Их визит во Францию дал двойственные результаты с политической точки зрения, тем не менее, светская публика, впервые взглянувшая на жителей Японии, признала, что они отличаются от китайцев большей подвижностью ума и повышенным любопытством. Китайцы, казалось, довольствовались статусом представителей одной из древнейших мировых империй и относились ко всему, что окружало их на чужбине, с некоторым налётом пренебрежительности. В конце 1860-х годов — в самый разгар войны с академизмом — в Европе состоялись первые крупные выставки японского искусства. Хокусая тут же назвали невиданным гением. На просторах Японии Хокусая почитали как талантливого и даже великого художника, но отнюдь не величайшего из всех когда-либо живших на островах.

Авторы выставочных фотографий неизвестны. Сохранились лишь имена тех, кто запечатлён на снимках, так же по старой журналистской традиции, уже исчезнувшей в западной прессе, но продолжающей жить в азиатской, в скобках значится их возраст. То ли из-за эффекта, создаваемого очень старыми фотографиями, то ли из-за особенностей диеты и стиля жизни, большинство самураев выглядят куда старше своих лет, особенно это начинает проявляться при приближении к тридцатилетнему возрасту. Многие из первых посетителей выставки не упустили шанс прокомментировать данный факт. Доподлинно известно, что японская делегация посещала Санкт-Петербург, так что вполне возможно, что некоторые снимки сделаны отечественными фотографами.

Выставка представляет значительный исторический и антропологический интерес. Сопроводительных материалов, представленных непосредственно в зале, вполне достаточно, чтобы вникнуть в контекст первых японских дипломатических миссий. А лекция, которая состоится 3 октября, должна дать ещё более углублённую информацию. Кроме неё, в рамках экспозиции планируется провести следующие мероприятия: 26 сентября, в 15:00 — "Рыцари востока. История самурайского доспеха с показательным боем в конце". 4 октября в 13:00-13:40, 14:00-14:40 — "Путь письма. Воркшоп по японской каллиграфии для взрослых и детей". 7 октября, в 19:30 — "Как выразить всю гамму чувств в одном мазке кисти? Воркшоп по японской живописи суми-э". 18 октября, в 18:00 — "Флейта вместо меча. Традиции игры на сякухати". 25 октября, в 13:00 — "День японских игр для взрослых и детей".

10 мая 2025
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x