"Орда" (Россия, 2012, режиссёр — Андрей Прошкин, в ролях: Максим Суханов, Роза Хайруллина, Андрей Панин, Иннокентий Дакаяров)
Рабочее название новой картины Андрея Прошкина (сына создателя "Холодного лета 53-го") — "Святитель Алексей". Но, поскольку и сам режиссер, и сценарист Юрий Арабов, видимо, не ставили своей целью православное видение показанной нам истории, фильм было решено переименовать в лаконичную "Орду".
Картина, как принято говорить, основана на реальных событиях. Орда, XIV век. В столице Сарай-Берке происходит государственный переворот — задушен хан Тинибек (Андрей Панин). Власть переходит к его брату и убийце Джанибеку (Иннокентий Дакаяров). Над всем происходящим, словно помещённая в башню из слоновой кости, возвышается ханша Тайдула (Роза Хайруллина), мать Тинибека и Джанибека — шекспировская героиня с каменным лицом. Тайдула благословляет преступного сына на царство и, видимо, по этой причине оказывается сражена тяжелым недугом. Она слепнет. Поражённый происходящим Джанибек ищет всевозможные способы помочь матери. По его приказу в Орду доставляют колдунов и шаманов из разных земель, но их магия в данном случае бессильна. Тогда, под угрозой сжечь Московское княжество, хан призывает в ставку митрополита Алексия (Максим Суханов), друга и наставника преподобного Сергия Радонежского. Ордынцы относятся к митрополиту как к очередному великому шаману. Алексий мало верит в свою возможность совершить чудо, но для спасения Отечества соглашается поехать в ставку врага.
Бюджет в 12 миллионов на сей раз не был выброшен на ветер. Редкий случай в отечественном кино, когда ставка делается не на коммерческий эффект, а на художественное мастерство. С первых же кадров зритель погружается в сложный мир Орды, показанный со скрупулезными подробностями. Нечто подобное мы не раз видели в исторических азиатских блокбастерах. Но для отечественного кино этот случай пока единичный.
Первые полчаса картина ошеломляет качественной картинкой, в которой этнографическая достоверность и драматургическая правда находятся в единстве. Но постепенно зритель начинает обращать внимание на саму историю, и у него поневоле возникают вопросы. Оказывается, в центре сюжета лежит не православная вера в возможность совершения чуда, а совершенно другие — магические — реалии.
Утверждение авторов фильма, что они сделали современную картину о "хождении интеллигента во власть", необходимо подвергнуть расшифровке.
И здесь следует предоставить слово опытному сценаристу Юрию Арабову, который на пресс-конференции, посвящённой "Орде", высказался прямолинейно и чётко: "Что касается картин, связанных с иерархами Церкви, сейчас — и это ни для кого не секрет — власть судорожно ищет хоть какие-то идеологические основания для существования самой себя и в результате упирается в Церковь, делая её идеологическим обоснованием происходящего. Так что иерархи в кино — это ответ наших коллег и наших художников на ситуацию, на проблему. К этому можно относиться по-разному. Многие это приветствуют, но для меня такое "слияние" — проблема. Когда мы делали фильм, когда я писал сценарий, для меня, пожалуй, самым главным было сказать, что Бог не в силе, но в правде. А сейчас Он у нас все больше "в силе" — шашки наголо, и скачем. Хотя и шашки затуплены, и техника не работает, а мы встаем, противопоставляя происходящему силу. На деле — совершенное бессилие".
Как же такая позиция работает в фильме? В образе митрополита Алексия в исполнении Максима Суханова довольно-таки сложно разглядеть не только православного святого, но и вообще служителя веры. Настолько его поступки расходятся с христианским пониманием миропорядка. Можно сколько угодно рассуждать о Боге с точки зрения светского, граждански активного человека. Но если автор берётся рассказать историю реально существовавшего русского подвижника, не стоит попусту мешать праведное с грешным. Если Бог в понимании Арабова есть правда, то митрополит Алексий на экране предаётся самой что ни на есть ритуальной магии. Цель которой — сознательное самоуничижение. То состояние души, когда человек перестает верить себе, а значит — и ждать Божьей помощи. Низведение себя до состояния животного — одна из сторон ложного самоощущения, носящего в православии название "духовная прелесть". Именно с помощью этих магических практик и происходит исцеление мрачной ханши Тайдулы, драматургически решённое крайне невнятно. Без малейшей попытки вызвать у зрителя если не катарсис, то хоть какую-нибудь другую сильную эмоцию.
Нашумевший когда-то фильм Павла Лунгина "Остров" смог приблизиться к мистическому духу православной веры и оказывал куда более сильное эмоциональное воздействие. Хотя, по словам Арабова, "картина говорила о том, что Церковь должна корректировать светскую политику государства. Что светский политик, каким бы он ни был человеком, должен советоваться с Церковью. Если Церковь на его вопрос отвечает "нет", он должен отступать. Павел Семенович делал картину ради этой идеи. С такой точкой зрения можно соглашаться или спорить, но мне кажется, что это довольно благородная позиция с благородной интенцией. Но к ним (и к позиции, и к картине) возникает очень много вопросов. Начиная с простейшего: все ли духовные иерархи находятся на определенной морально-этической высоте?".
Видимо, именно такие колебания и сыграли с "Ордой" дурную шутку. В "Острове" речь шла о гипотетическом старце (а тема старчества вообще далека от светского общества, многое в ней современного неверующего человека может всерьёз ужаснуть), в "Орде" же мы имеем дело с личностью исторической. Чьи морально-этические качества сложно подвергнуть сомнению, не перечеркнув прошлое.
Но рядовой зритель, пришедший в кинотеатр, привлечённый технически безукоризненным качеством ленты, вряд ли будет готов копаться в таких тонкостях. Ложное представление о православии он всё равно получит. С другой стороны, те, кто в порыве "политически грамотного" негодования видит в Русской православной церкви все грехи современного мира, имеет возможность взглянуть на положительный образ священнослужителя, пусть и далёкого от канонического духовенства. Орда же останется Ордой. И над этим никакое время, увы, не властно.