Сообщество «Салон» 01:19 16 августа 2025

Масскульт эпохи Ренессанса

нидерландская гравюра XVI века в Пушкинском музее

Имя фламандца Иеронима Велленса де Кока, жившего и творившего в XVI столетии хорошо известно лишь исследователям нидерландского искусства. Однако экспозиция, проходящая в Государственном Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, даёт возможность узнать и о нём и о его работах. Проект под вывеской «Не только Брейгель» — это действительно не только и не столько Питер Брейгель; здесь – большая панорама фламандского искусства. Пушкинский музей не впервые обращается к старинной Фландрии – в конце 2024 года проходила пышная выставка «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». Сейчас – гравюры XVI века, издававшиеся крупными (по меркам эпохи!) тиражами.

Так вот Иероним Велленс де Кок. Он, а вовсе не Брейгель, тут первейшее лицо. Живописец, гравёр, мастер офорта, Кок был одним из многих, хотя сам Джорджо Вазари – этот родоначальник современного искусствоведения – называл фландрского мастера выдающимся пейзажистом. Вместе с тем, тот прославился вовсе не своими картинами да офортами, но деловой хваткой. Вместе с женой, которая также обладала предпринимательским чутьём, Кок основал издательский дом «На четырёх ветрах».

Задача – делать гравюры по известным на тот момент произведениям и пускать в продажу. Нидерланды XVI века – это активно развивавшийся регион, где уже началось выстраивание капиталистических отношений. Буржуазия подымалась и занимала все значительные места. Торговец теснил аристократа. Адвокатов принимали, как дорогих гостей – решать хозяйственно-имущественные споры сделалось насущной потребностью. Там и тут возникали банкирские семьи. Росло производство. В Нидерланды стекались финансы всей Европы, а потому города были перенасыщены меняльными лавками – прообразами пунктов обмена валют. В годы существования «На четырёх ветрах» страна пребывала под испанским владычеством, но и это не мешало раскручиванию бизнес-проектов, в честности, таких, как задумка Иеронима Кока.

Серийный выпуск произведений – это признак буржуазного общества. Красоту – в каждый богатый дом, чтобы любой купец мог наслаждаться актуальным творчеством. Большинство гравюр фирмы Кока были созданы по мотивам картин или рисунков, специально сотворённых для него художниками из Нидерландов, но имелись также итальянские образцы. Среди экспонатов имеется гравюра Джорджо Гизи по знаменитой картине Рафаэля Санти «Афинская школа». Тот Гизи был одним из самых выдающихся работников по металлу и долгое время жил в богатом и щедром Антверпене. Впрочем, потом он вернулся на родину в Ломбардию.

Нас встречает портрет Иеронима Кока - гравюра Иоханнеса Вирикса по оригиналу Франса Пурбуса Старшего. Изображение сделано уже после смерти Кока – неслучайно герой держит в одной руке череп, а другой – указывает на него. Этот портрет – дань памяти, благо издательство «На четырёх ветрах» продолжило работу и при вдове гравёра. Он показан в богатых одеждах по испанской моде – с воротником-фрезой. Кок был богат и значителен – он, по сути, создал феномен «массового искусства». До него уже были попытки в Италии, но там всё разваливалось довольно быстро.

Понятно, что не стоит говорить о Иерониме Коке исключительно, как о ловком предпринимателе. На выставке можно увидеть ряд его работ, сделанных в Риме. Время Ренессанса – это повышенный интерес к древностям. Античность – вот недосягаемый идеал и драгоценные обломки полусказочных цивилизаций. В XVI столетии появилась целая когорта художников-руинистов. Из самого названия ясно, что они предпочитали живописать руины, ибо и в печальном состоянии они выглядели величественно. Эти авторы отличались чёткостью почерка и скрупулёзностью исполнения – фиксировалось всё, включая каждый камень. Иероним Кок предпринял поездку по итальянским государствам с важнейшей гуманитарной целью – отобразить античные постройки, вернее то, что от них осталось. Вернувшись домой, он выгравировал и напечатал на основе впечатлений серию из двадцати четырёх листов «Руины выдающихся памятников древнеримской архитектуры».

Перед нами «Термы Антонина Пия», «Вид Форума с Капитолийского холма», «Вид неизвестных руин» и ещё несколько вещей, отображающих древнюю архитектуру. Итальянский архитектор и теоретик палладианства Винченцо Скамоцци скопировал большинство тех гравюр, опубликованных Коком и потом использовал их для книги «Рассуждения о древностях Рима».

Распространены и мифологические сюжеты. «На четырёх ветрах» выпустило несколько серий, посвящённых античным сказаниям. Вот – «Палес, богиня пастухов» гравёра Корнелиса Корта, ученика и сотрудника самого Иеронима Кока. Заботливая Палес почиталась в племенах Италии ещё до основания Рима, да и потом оставалась в Пантеоне, как одна из почитаемых богинь. Палатинский холм был одним из мест почитания Палес. На гравюре Корта она изображена в свободном, ниспадающем платье и в широкополой шляпе, в которую вплетены травы. У ног Палес – корова.

XVI век – период религиозных войн и обострённого восприятия божественных откровений. Мир накалён и готов взорваться. Множатся ереси, возникают новые течения, ломаются копья – как в прямом, так и в переносном смысле. Кровь и диспуты. Иероним Кок, будучи добрым католиком, посвящает своё творчество библейским сюжетам. Вот – его гравюра с картины Мартена ван Хемскерка «Пейзаж с руинами и кающимся святым Иеронимом». Фигура согбенного Иеронима тут не столь заметна, как те руины – к слову почему-то римские.

В издательстве «На четырёх ветрах» вышло много гравюр духовного содержания. Сюжеты разнообразны – жертвоприношение Авраама, Благовещение, Тайная вечеря, снятие с креста. Шикарна гравюра Дирка Корнехта по рисунку Мартена ван Хемскерка «Триумф Давида». Библейский персонаж, едущий верхом на льве, одет в фантазийные доспехи а-ля Цезарь, с короной на голове. Никто не рассуждал об исторических соответствиях и не существовало даже приблизительного понятия, во что облачались ветхозаветные евреи. Примечательно, что гравёр Дирк Корнехт был не лишь художником по металлу, но и общественным деятелем, нотариусом, литератором и философом-гуманистом. Типичное явление Ренессанса – человек-универсал. Таким же разносторонним слыл и Иероним Кок. Тогда все образованные люди стремились к расширению знаний и возможностей, поэтому «физика» и «лирика» оказывались вполне созвучны.

XVI век – эра географических открытий. Примечательно, что Кок сотрудничал не только с художниками, но и картографами, например, с испанцем Диего Гутьерресом, автором карты Америки. Увы, на выставке нет гравированных карт, зато есть изображения кораблей и судов. Мореплавание становилось волшебной грёзой Европы – тут и новые земли, и заокеанские редкости да пряности, и романтика дальних странствий. Вот – гравюры Франса Хьюса, выполненные по рисункам Питера Брейгеля из серии «Морские суда». Эти сюжеты пользовались большим спросом, особливо у богатейших купцов, снаряжавших экспедиции. В те годы нидерландское судостроение только начиналось, а лучший флот был, разумеется, испанским.

Кока с Брейгелем связывали и бизнес с творчеством, и дружба. Гравёр-предприниматель заказывал художнику картины и рисунки, по которым затем делались гравюры. Ряд фабул – в босховской манере. Например, фантасмагорическое диво под названием «Битва сундуков и копилок». Рисунок – Брейгеля, гравюра - Питера ван дер Хейдена. Сундуки и копилки – антропоморфны и закованы в латы. Смысл – понятен. Копилки собирают капиталы, а в сундуках копится добро, на которое было потрачено золото. Идёт война вещей и денег. Что победит - скряжничество или расточительство? Или будет золотая середина в виде перемирия?

Высоко ценились и дидактические произведения. Допустим, брейгелевская «Зависть» из серии «Семь смертных грехов», отгравированная Питером ван дер Хейденом. Некую даму искушают (или пытаются скушать?) чудовища, одновременно похожие на зверей и хищных рыб. На гравюре «Гордыня» из той же серии показана красавица, одетая в моднейшее платье, да ещё и с зеркалом.

Вообще, зеркала всегда изображались, как орудия дьявола - негоже сознательному христианину любоваться на бренное отражение. Да кто и когда слушал подобные назидания? Ту мадам с зеркальцем также окружают монстры, но уже не такие страшные, как в «Зависти». Скорее, забавные. Дескать, щеголиха – нелепа в своих устремлениях. Брейгель с ван дер Хейденом создали ещё одну поучительную серию – «Семь добродетелей». В экспозиции представлено «Терпение» - женщина в простом одеянии молится Богу, а вокруг творится чёрт знает что. Мол, человек, если он отмечен благодатью, не обращает внимание на творящиеся ужасы, но концентрируется на высших силах и думает о терпении.

Странно атрибутирована гравюра всё тех же Брейгеля и ван дер Хейдена «Элк, или каждый» - elk на нидерландском языке и есть «каждый», а тут кажется, что Элк – это некая персона. Тут изображены люди, на одежде которых написано это самое elk – они ворочают мешки с вещами. Отовсюду торчат лампы, шахматные доски, отрезы тканей, книги и корзины. Каждый – копит земные блага, забывая о вечном.

«Гравированное творение мастера не уступает его живописному. Здесь и всюду та же умиленность перед натурой, понимание самых разнородных настроений, фантазия, доходящая до безумия, тонкий вкус и прелестная техника», - писал Александр Бенуа о брейгелевских гравюрах.

Пользовались большим спросом всевозможные аллегории. Вот, например, гравюра Иоханнеса Дутекюма «Композиция с персонификацией Земли» по рисунку Корнелиса Флориса (собственно Дутекюм и Флорис часто работали в паре). Земля – это мускулистый мужчина, из головы которого растёт раскидистое дерево. В одной руке у Земли – рог изобилия, в другой – лопата. Вокруг – животные, птицы и люди, как венец Божьего творения. Всё это сплетено в роскошную виньетку. Ренессанс – это антропоцентрическая картина мира, когда не только божественное, но и земное становилось важным. Подобных аллегорий на выставке – несколько.

Выставка – информативна, увлекательна и удивительна. Ренессанс раскрывается с неожиданной стороны – вдруг выясняется, что и тогда существовала массовая культура, тиражируемая издательством «На четырёх ветрах». Это – и капиталистическая прибыль, и просвещение – люди смогли соприкоснуться с искусством, какового они не видели. Сейчас поход в музей – это норма, а пятьсот лет назад подобных собраний попросту не было. Итак, масскульт XVI века!

двойной клик - редактировать галерею

Загл. илл. Иероним Кок. С картины Мартина ван Хемскерка. Пейзаж с руинами и кающимся святым Иеронимом (1552)

Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
25 ноября 2025
Cообщество
«Салон»
1.0x