Сообщество «Салон» 00:15 9 августа 2025

Дизайн – это серьёзно

Центр Вознесенского приглашает на экспозицию «Художник-график → дизайнер. Рождение профессии», посвящённую Валерию Акопову

Нынче кинь камень – в дизайнера попадёшь. Любая девочка-недоучка, оплатившая полугодовые курсы, гордо именует себя дизайнером. Тут и дизайнеры одежды, и квартир, и парков, и парковых скамеечек. Это – модно, стильно и не напрягает. Профессия, точнее её фикция сделалась популярной. Иным профанам кажется, что это – легко, но та воздушность – обманчива. Реальных дизайнеров единицы, и они нарасхват, ибо дизайн – это умение выдать изюминку там, где изюма, быть может, и не отсыпано. Это – скрупулёзное, почти математическое видение объекта. Дизайн – художественный талант, помноженный на технические знания. И это касается не только промышленного дизайна – даже логотип рыбной лавки должен быть чёток. Всё то же касается и домов, и платьев, и садов – гармония поверяется алгеброй.

Дизайн – порождение XX столетия, эры больших производств и активного выпуска печатных изданий. Лейблы и обложки журналов, этикетки и буквицы, буклеты и программки фестивалей – всё требовало художественного решения. По факту, дизайн – это символ бытового и социального комфорта. Дизайн появился куда как раньше, чем были сформулированы его постулаты. Допустим, Александр Родченко и Мис ван дер Роэ – типичные дизайнеры (помимо всего прочего!), однако, они так не именовались.

В Советском Союзе английское слово design не жаловали – оно плотно вошло в обиход лишь в 1980-х годах. Обычно говорилось о технической эстетике (выходил узкоспециализированный журнал «Техническая эстетика»), или об эстетике помещения. Помимо того, существовал термин «прикладная графика». Сегодня речь пойдёт о настоящем дизайнере, который ещё будучи студентом выполнял серьёзные задания. Имя Валерия Акопова известно лишь профессионалам, зато все видели его фирменные знаки. Допустим, «Знак Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР», созданный им в 1967 году.

Центр Вознесенского, что на Большой Ордынке, приглашает на экспозицию «Художник-график → дизайнер. Рождение профессии», посвящённую Валерию Акопову. Он родился в 1938 году в Кисловодске, а в конце 1950-х приехал в Москву, чтобы поступить в Московский полиграфический институт. На выставке можно увидеть несколько студенческих работ. Здесь уже игра линий и стремление к чёткому силуэту. Оттепель! Эра молодых и рьяных. Тогда казалось, что все двери - распахнуты, а мир – открыт. Космополитизм, дорога, фестивальные ритмы, космос… Живопись, архитектура и графическая эстетика избавлялись от наследия Большого Стиля, казавшегося тяжеловесно-выспренним. Ценилась крайняя лапидарность. На экспозиционном стенде - портрет девушки, выполненный несколькими штрихами. Собственно, Центр Вознесенского потому и затеял проект, обращённый к Валерию Акопову – им важно всё, что так или иначе связанно с явлениями Оттепели. Молодой Акопов - блестящ и перспективен. Ещё в годы учёбы он активно участвует в создании графических объектов к Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года, что говорит о высшей степени доверия, как профессионального, так и политического. Та Exposition Universelle - грандиозное событие – первая международная выставка после войны, и, разумеется, советский павильон имел успех.

После окончания вуза Акопов был взят в Мастерскую прикладной графики МОСХ РСФСР, где и проработал более сорока лет. Тут – перспективы и прорывы! Выставка даёт понять, что советская прикладная графика (она же - дизайн) — уникальное направление, занимающее особое место в пространстве между утилитарным искусством и художественным экспериментом. От дизайнера требуется лаконизм, смелость и – остроумие. Логотип или вывеска должны вызывать интерес, а, возможно, и улыбку – так лучше запоминается.

В экспозиции имеется товарный знак Трёхгорной мануфактуры, созданный в 1963 году – силуэты пляшущих девушек в пышных сарафанах. Простая форма и целый спектр положительных эмоций – от картинки веет праздником. К слову, в 1960-х Трёхгорка была подъёме – там работали энтузиасты, внедрявшие новые, современные узоры тканей, а знак, созданный Акоповым, оказался в духе времени.

Рядом – обложки журнала «Декоративное искусство СССР». Эффектно и – незатейливо, как и требовалось. Мастер использовал и технику коллажа, взятую когда-то у дадаистов, и чертёж, и даже элементы детского рисунка – фотография куклы на фоне смешных, разноцветных домиков. Мировоззрение 1960-х – юное и непосредственное. Отсюда – многообразные отсылки к игрушкам, кубикам и насыщенному цвету. Это удивительный оксюморон эпохи – сочетание предельной серьёзности (космос, атом, наука, «Девять дней одного года») с детско-подростковой лёгкостью.

Тут же – обложки книг. В основном, Акопов сотрудничал с издателями специализированной литературы. Вот - «Товарищ ребёнок» Ольги и Александра Лавровых. Эта вещь переиздавалась в 1960-х несколько раз, а перед нами та, что выпущена «Педагогикой» в 1962 году. Рисунок притягивает внимание – на нём папа-рабочий ведёт сына на встречу с большим миром, а над всем этим – красное солнце. Реалистичность смешана со схематизмом и потому создаётся эффект сказочности.

В конце 1960-х Акопову поручают изобрести уже упомянутый знак Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР. Как по мановению волшебной палочки возникают тонкие круги, означающие эфир, а в центре – звезда, одним из своих концов упирающаяся в пространство. Как там у Евгения Евтушенко: «Антенна упиралась в мирозданье»? Звезда – точка сборки, смысл и главный фактор. Мы распространяем нашу идеологию и образ жизни при помощи радио и ТВ.

Всё требует своего оформления, в том числе спичечные коробки. Акопов часто работал с этикетками, а среди экспонатов представлены его эскизы к сувенирному набору «История железнодорожного транспорта» 1962 года. У филуменистов коробки с рисунками Акопова являют особую ценность, а на специализированном сайте имеется интервью с мастером.

Выставка даёт понять, что дизайн – это серьёзно. Автор должен досконально знать специфику заказчика, понимать суть задания, ощущать технические рамки, а уже потом воплощать идею. Кроме того, дизайнер, если он, конечно, дока – всегда хороший психолог. Он считывает настроение «толпы» и выдаёт именно то, что вызовет её живейший отклик. Везде есть свои нюансы – одно дело рекламный щит, а другое – товарный знак предприятия. Где-то можно позволить себе красочные художества, а где-то они будут мешать восприятию, и нужен лишь ясный росчерк.

В 1970-х годах наступил культ ретро. Будущее волновало всё меньше. Геометризм и холодный пластик стали казаться скучными, а не «модерновыми». Зато прошлое заиграло свежими красками. Успокоенность и уют – вот, что было в трендах. Дизайнеры не могли пройти мимо этого феномена. Вот – буклет-карта «Посетите Баку», где город предстаёт, как старинная гавань, а на море – парусники. В моду вошли ретро-шрифты – как сто лет назад. Тому пример – плакаты, популяризирующие Спортлото и разнообразных лотерей. Тут раскрывается ещё одна цель дизайнера – привлечь к теме, изобразить её важной, а в 1970-х годах Спортлото активно внедрялось в жизнь советского человека. Первый тираж состоялся аккурат в 1970 году.

Следующее десятилетие выдалось скоростным и заполошным – на контрасте с эрой стабильности. И дело не в пресловутой Перестройке, а в самом настрое 1980-х. Заговорили о компьютерах, снова замелькали образы будущего, но космос отошёл на второй план – вещалось о высокотехнологичном рае. Изменился и дизайн – появились «объёмные» буквы, динамика, яркость. В экспозиции – много работ этого периода. Например, фирменный стиль выставки Металлообработка в СССР 1984 года – слова, названия, как будто выточенные на станке. Дизайнеры часто создавали творческие группы – над той же «Металлообработкой» Акопов трудился вместе с Василием Дьяконовым и Евгением Добровинским, которые в своей среде были не менее востребованы, чем наш сегодняшний герой.

Звёздным часом Валерия Акопова стала подготовка к Олимпиаде-80. Наши Олимпийские Игры запомнились надолго – то был настоящий праздник мира, силы и красоты. Во время подготовки к этим мероприятиям Акопов вместе с коллегами из Мастерской прикладной графики создали более двухсот пиктограмм – знаков, отображающих узнаваемые черты объекта, предмета или явления. Была разработана стройная графическая система справочной навигации. Более того, эмблема из пяти колец, придуманная Владимиром Арсентьевым, была профессионально доработана Валерием Акоповым и Василием Дьяконовым. Они, что называется, отшлифовали композицию, сбалансировав форму. Они создали эскизные варианты для медалей, официальных бланков и других материалов. Впоследствии эти работы получили международное признание и были отмечены золотой медалью на Биеннале прикладной графики в Брно в 1982 году.

Пиктограммам к Олимпиаде посвящён целый раздел выставки. Акопов был точен и ловок. У него и тут был свой стиль! Из сопроводительного рассказа мы узнаём, что в знаках мюнхенской и монреальской Олимпиад действующими лицами были фигуры в профильных позах. Сюжет оказывался отстранённым от зрителя, разыгрываясь в замкнутом поле. У наших пиктограмм фигуры-схемы располагались фронтально, как на плакате, где зритель включался в пространство изображения. Так, персонаж композиций «Блинная», «Чебуречная», «Шашлычная» - фигура в белом фартуке не просто помещена, как указатель – она стояла с распахнутыми руками и потому вместо обыденного считывания информации возникали эмоциональные ассоциации с радушием и гостеприимством. «Авторы приблизили визуальные коммуникации к уровню бытового общения, сменили пафос безличного разговора человеческой интонацией, обращенной к каждому в отдельности», - говорится в тексте.

Также в экспозиции представлены плакаты и логотипы всевозможных выставок 1980-х – они могли быть связаны с рыбой, текстилем, торговлей машинами (Инпротогргмаш-86), химическим оборудованием. Акопов был успешен и в послесоветское время – в 1990-х он преподавал в Строгановке, с 1991 года — член Академии графического дизайна, а с 1992 по 1995 годы — её президент. В 2011 году он был избран членом-корреспондентом Российской академии художеств от Отделения графики. Его почерк – по-прежнему твёрд. Это и есть путь дизайнера. Труд, талант, дерзание.

двойной клик - редактировать галерею

Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
25 ноября 2025
Cообщество
«Салон»
1.0x