Авторский блог Александр Балтин 01:00 11 сентября 2025

«Нюансы — наше всё...»

поэтическое обозрение 9 номера «Москвы»

Поэзия – есть лучевая метафизика осмысления реальности: в том числе писательской, поэтому, созидая такой верлибр, Д. Артис именно и подразумевает более плотное усвоение приоритетов в деле сочинительства:

Нюансы — наше всё.
Для писателя нет ничего
важнее нюанса.

Пишем ли мы
о тефлоновой бабочке,
скользящей по ветру,
или о ратном подвиге
русских воинов —
нельзя забывать о нюансах.

Жизнь, состоящая из них, нюансов, ветвящаяся и играющая: правда совершенно всерьёз.

Как стих.

Подборкою стихотворений Д. Артиса открывается 9 номер журнала «Москва».

Артис рассказывает о жизни, туго начиняя ячейки стихов большими объёмами прозы и психологии.

Он выстраивает повествования, идя от ретроспекции к осмыслению, словно врываясь в действительность тем, что не опровергнуть:

Две тысячи двадцать четвертый.
Россия. Санкт-Петербург.
Средняя школа. Шестой класс.
Предмет «Обществознание».

Родители пожаловались на то,
что учительница травмировала детей,
показав на одном из уроков фильм
о немецких концентрационных лагерях
в период Второй мировой.
Великой Отечественной.

Учительница… дальше становящаяся осторожной, логично представляет собою жизнь, сама представленная персонажем.

Сад… почти сакральное понятие: словно… символ жизни, или – символ того, какою должна быть, раскрываться, сиять-светить:

Золотые прозрачные блёстки
Здесь и там на перильцах висят.
Только треск одинокой стрекозки
Потревожит взволнованный сад.

Он еще весь дрожит, как в ознобе,
После вьюги всей грудью дыша,
А уж осень опушкою бродит,
Сарафаном по листьям шурша.

Поэзия В. Попова раскрывается красиво – суммами вкусных, колоритных деталей, сочной игрою подробностей.

Но и – тайными мерцаниями: точно тенями оттенков:

Расчесаны травы сентябрьским дождем —
Серебряный ветер трудился без меры.
Шуршал и потрескивал овечер дом,
Нашаривал кто-то шатучие двери.

И брякало тихо дверное кольцо —
Там кто-то всходил на пустое крыльцо.

Некто этот всходящий на крыльцо – не призрак ли?

Жизнь ведь проскочит за секунду: и есть ли тоска умерших по ней?

Тайны завораживают.

Поэзия в девятом номере «Москвы» представлена двумя именами: но это вполне достойное представительство современных возможностей поэтического языка.

1.0x