пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Сегодня 31 марта 2025
Авторский блог Сергей Ануреев 00:11 27 марта 2025

Почему Трамп ликвидировал Министерство образования США?

новомодные фразеологизмы и KPI завели американское образование в тупик относительно 1960-х годов

Трамп подписал указ о закрытии Министерства образования США 20 марта 2025 года. Общая численность работников этого министерства — около 4,2 тыс. человек, из которых 2 тыс. уже уволены. В основном сократили расходы на студенческие кредиты, педагогические измерения и инновации, инклюзивность и соответствующий персонал. Перед президентскими выборами Министерство образования подготовило годовой отчёт об успехах, но в указе Трампа подчёркнуто, что бюрократия не принесла пользу образованию, поскольку сегодня результаты американских школьников удручающие.

Для сравнения: в России численность служащих в Минпросвещения — 488 человек, в Минобрнауки — 948 человек, в Рособрнадзоре — 170 человек, всего 1606 человек в 2023 году.

В 2024 году Министерство образования США потратило 268 млрд долл. (2,6%) из 6,8 трлн долл. федеральных расходов. Власти штатов и муниципалитетов потратили на школы и колледжи 866 млрд долл. из 3,7 трлн долл. всех их расходов (23%).

Интересна организационная структура министерства, отражающая приоритеты подразделений: на первом месте офис финансов и операционной деятельности, далее офис по инновациям, офис школьного образования, английского языка, обучения с ограниченными возможностями; институт образовательных наук, офис внутреннего контролёра, офис по связям с общественностью, офис по делам с Конгрессом; офис гражданских прав, офис планирования и оценки, офис общественного совета; офис послешкольного образования, офис карьеры и образования взрослых, федеральная помощь студентам.

А вот как изложены стратегические цели министерства (в скобках — личные комментарии российского педагога):

"Содействие в подборе, отборе, подготовке и удержании высококвалифицированных, и эффективных учителей, директоров, включая полностью сертифицированных на местах (кто эффективно выполняет KPI — ключевые показатели эффективности).

Поддержка талантливых, опытных педагогов, а также их способности удовлетворять социальные, эмоциональные, психические и академические потребности учащихся (ученик в социальной иерархии превыше всего, выше педагога).

Поддержка образовательных учреждений в их усилиях по повышению качества обучения и завершению колледжей для всех студентов (отчислять нельзя).

Улучшение согласованности программ среднего, высшего, профессионального и технического образования посредством прозрачных и эффективных процессов перехода и чётких требований к аттестации (ФГОС, компетенции, оценки хорошие и отличные всем).

Укрепление управления данными в масштабах всего агентства и потенциала для улучшения доступа к данным, управления данными и аналитики корпоративных данных в поддержку целей агентства (огромное число KPI в мониторинге эффективности)".

Если кто из читателей ещё не впечатлился, то потом эти же цели дублируются и расширяются похожими фразами на десятки страниц на сайте и в годовом отчёте министерства почти на 200 страниц. Подобные фразы перекликаются со сложными финансовыми таблицами, красивой визуализацией выполнения KPI на "отлично" и редко "хорошо". Особенно красивы частые фотографии лиц счастливых детей, а сама министр на фото светится голливудской улыбкой. Отчёт министерства выпущен 14 ноября 2024 года, почти одновременно с президентскими выборами.

Закон о реформе образовательных наук 2002 года создал в Министерстве образования США Институт образовательных наук (IES), который подаётся как мозг министерства и двигатель реформ. Вновь цитируем официальный сайт (без комментариев, в надежде на правильное понимание нашими читателями):

"Мы собираем и анализируем статистику о состоянии образования, включая образование взрослых и грамотность; поддерживаем международные оценки и проводим Национальную оценку образовательного прогресса.

Наши продольные опросы предоставляют общенациональные репрезентативные данные о том, как учащиеся продвигаются в школе и в рабочих практиках. Наши поперечные опросы дают моментальный снимок того, как учащиеся и система образования справляются в определённые моменты времени.

Мы финансируем разработку и тщательное тестирование новых подходов для улучшения результатов обучения для всех учащихся, того, что работает для улучшения обучения, поведения учащихся, обучения учителей, а также организации школы и системы.

Мы проводим масштабные оценки федеральных образовательных программ и стратегий, учителей и руководителей, инициатив по улучшению школ и программ.

Наша эмпирическая работа над новыми методами и мерами обеспечивает непрерывный прогресс в точности, полезности и экономической эффективности сбора и исследования данных в сфере образования".

А теперь — бах! — революция здравого смысла, ликвидация министерства за растрату и деградацию образования. Ряд аспектов в указе Трампа о ликвидации министерства требует дословных цитат: "Министерство образования укрепило бюрократию образования и стремилось убедить Америку в том, что федеральный контроль над образованием приносит пользу. Национальная оценка образовательного прогресса этого года показала, что у 70% учеников 8-го класса навыки ниже порога владения чтением, а у 72% — ниже минимального уровня владения математикой. Федеральная бюрократия в сфере образования не работает.

Министр образования должна содействовать закрытию Министерства образования и возвращению полномочий в сфере образования штатам и местным сообществам, обеспечивая при этом эффективное и бесперебойное предоставление услуг, программ и льгот, на которые рассчитывают американцы".

Поддержку школам бедных районов и обучающимся с особенностями здоровья обещано сохранить, возможно, путём передачи в другие федеральные ведомства. Также пока не ясно, какое ведомство будет отвечать за единое образовательное пространство в США, за стандартизированные тесты выпускников школ (аналог российских ГИА и ЕГЭ), о перспективах которых в указе Трампа и в СМИ аккуратно умалчивается.

Министром образования в начале марта была назначена Линда Макмэн. В первый срок Трампа она руководила агентством поддержки малого бизнеса. До того она вместе со своим мужем и свёкром раскрутила самую известную в США компанию рестлинга — это когда под телекамерами на ринге полушутя, постановочно дерутся причудливые участники. Кроме шуток, она с семьёй создала самую успешную компанию на стыке шоу и спорта, очень уважаемую в США. Она же умудрилась очень аккуратно, без проколов и скандалов, руководить поддержкой малого бизнеса.

Школы в США обычно находятся в ведении местных органов власти, выделены в публичные организации и финансируются за счёт целевого налога на недвижимость (такая организация называется "школьный округ"). Налог на недвижимость на содержание школ собирается со всех владельцев недвижимости независимо от наличия детей-школьников у владельцев. Власти штатов доплачивают из своих бюджетов школам бедных районов.

Колледжи в США находятся большей частью в ведении властей штатов, учат в рамках двух- и четырёхгодичных программ, часто "под зонтиком" университетов штатов. В США есть частные самоуправляемые университеты типа Стэнфорда или Гарварда (самые престижные и дорогие), но подавляющее большинство учится в университетах штатов.

Студенты могут учиться в колледжах своего штата, платя только за дополнительные услуги (учебники, библиотеки, спортзалы, общежития), но немало и обязательно. Также университеты штатов заинтересованы в платных студентах из других штатов или, чаще, из других стран.

На школьное образование выделено суммарно 857 млрд долл. в 2024 году на 49,6 млн школьников, по 17,3 тыс. долл. на каждого. Местные органы власти выделили 375 млрд долл., власти штатов ещё 384 млрд долл., а федеральное правительство — 101 млрд долл. (сумма не бьётся, поскольку часть федеральных денег проходит через штаты двойным счётом).

Средняя зарплата школьного учителя в США — 70 тыс. долл. в 2024 году, немногим меньше, чем у капитана армии США, а армия США — самая дорогая в мире. За вычетом больших налогов и в пересчёте на дороговизну жизни в США получается эквивалент — 135 тыс. руб. "на руки" в месяц. Средняя зарплата московских учителей в 2024 году — более 141 тыс. руб., как сообщала "Российская газета" со ссылкой на мэрию Москвы, хотя в наших регионах зарплаты учителей зримо меньше.

В США получается коллизия: расходы на образование и зарплаты учителей приличные, а результаты школьников удручающие. Причин несколько. Во-первых, огромные деньги и время учителей уходят на школьную бюрократию, сильно выросшую на волне лёгкости применения компьютеров и якобы инноваций. Во-вторых, школьная бюрократия в бедных районах негласно не требует успеваемости, поскольку субсидии из вышестоящих бюджетов школам выделяют по комбинации критериев бедности района и слабой успеваемости.

Совокупное финансирование колледжей из всех источников составляет примерно 450 млрд долл. в год на 19 млн студентов. Штаты выделяют колледжам 107 млрд долл., федеральное правительство — 159 млрд долл., суммарно 59% от всех источников. Плата за обучение самих обучающихся составляет 165 млрд долл., а также пожертвования частных благотворителей — 19 млрд долл.

За счёт бюджетных или частных грантов обучается 27% студентов, ещё 25% частично оплачивают обучение за счёт грантов. Полностью платное обу­чение стоило 28 тыс. долл. в среднем за 2024 год, а с учётом финансирования из всех источников — 24 тыс. долл.

Средняя зарплата преподавателя колледжа без научной степени составила 81 тыс. долл. в 2024 году, преподавателя со степенью — 107 тыс. долл. Для сравнения: зарплата в американских банках на начальной позиции — 46 тыс. долл., на позиции высококвалифицированного сотрудника — 169 тыс. долл., и это без менеджеров среднего и высшего звена. Ещё для сравнения: медианная цена жилого дома в США составила 419 тыс. долл. в конце 2024 года, и за вычетом налогов (до 30%) и минимальной цены жизни (1,2 тыс. долл. в месяц) преподаватель будет копить на дом ровно десять лет, отказывая себе почти во всём.

Отдельной строкой при Байдене демократы протащили через Конгресс программу списания студенческих кредитов на 189 млрд долл. для 5 млн заёмщиков за 2022–2024 годы. Эта программа была спешно проголосована накануне выборов в Конгресс осенью 2022 года и позволила демократам удержать одну из палат. Около 43 млн американцев должны по студенческим кредитам 1,6 трлн долл. на конец 2024 года, из которых 1,1 трлн долл. приходится на федеральную программу, а остальное — на частные займы и займы штатов.

Студенческие кредиты являются самой острой социальной проблемой американской молодёжи среднего класса. Многие ведутся на рекламу колледжей о серьёзном росте заработка после получения высшего образования, но до заявленных в рекламе цифр зарплат добираются далеко не все. Взрослую жизнь многие начинают с долга в 50–100 тыс. долл., ограничивая себя во многом, в том числе в рождении детей. Даже Барак Обама после Гарварда тащил бремя студенческого кредита почти до избрания президентом.

На субсидирование процентов по студенческим кредитам Министерство образования потратило 60 млрд долл. в 2024 году, а ещё 63 млрд долл. оно "заработало" в виде процентов по кредитам (субсидируется примерно половина).

Ещё министерство накопило за несколько лет на счетах в казначействе 199,84 млрд долл. (столько было в конце 2024 года), покрывающих предстоящие расходы на 9 месяцев, умело управляя сроками ассигнований и выплат. Ещё раз обратим внимание, что именно финансовый офис на первом месте в оргструктуре министерства и что со студенческими кредитами много социальных проблем.

Министерство постоянно проверяют трижды: аудитор из Большой четвёрки крупнейших глобальных фирм (KPMG), Счётная палата Конгресса, служба внутреннего контроля самого министерства — все они подписали замечательный годовой отчёт за 2024 год.

Теперь в американском образовании вместо неологизмов целей, множества KPI, псевдоинноваций, бюрократии — "революция здравого смысла" Трампа. Министерство расформировывается как неспособное отрешиться от тупика мейнстрима последних десятилетий, поскольку выдавало замечательную картинку при удручающих результатах 70% учащихся по чтению и математике. В составе администрации Трампа много возрастных людей, учившихся в школах и университетах в 1960–1970‑е годы, ещё до современных как бы инноваций в образовании, у многих дети и внуки учились позже или совсем недавно, так что они в состоянии сравнить классическое и новомодное образование.

Сергей Ануреев, доктор экономических наук

Илл. Знаменитая карикатура на тему самых важных изменений в образовании и причин ухудшении его качества. Раньше за плохие оценки ругали ученика, а теперь – учителя. В США и Британии оценки обозначаются буквами: A — отлично, F — ужасно, хуже советского кола).

1.0x