Авторский блог Галина Иванкина 09:17 13 февраля 2020

Почему российское кино - никакое

сериалы — дрянь, а любая не очень халтурная постановка идёт на ура и представляется символом прорыва
23

Стоит выйти какому-нибудь более-менее сносному фильму, вроде «Легенды №17» или «Союза Спасения», все тут принимаются буйно скакать от радости и «...в воздух чепчики бросать». Или что вы там бросаете — кепки, бейсболки, шапочки с криво, хотя на машинке вывязанным словом «Spartak»? Просто сверкаете лысиной? В любом случае, пафос начинает заклинивать, а патриотические философы-киноведы, вроде уважаемого мною Егора Холмогорова в сто первый раз предрекают возрождение настоящего-русского-синема. И так — до очередной вещицы, обладающей некоторой смотрибельностью. Такой, чтобы не тошнило с первых кадров. Но ничего настоящего, мощного или хотя бы — многоразового, как несчастная «Ирония судьбы» ждать не приходится.

Причин по факту — две. Информационная эпоха требует не долгоиграющих историй — на десятилетия, но — скоропортящихся ярких проектов, чтобы пройти по экранам, блеснуть и — кануть в... нет, не в Лету, а куда подальше. Нынче принято не ваять, но стряпать. В Голливуде — та же печаль. Но. В Голливуде, как бы там ни было, держат свою национальную марку. Дорожат своей Мэрилин и своим Фредом понимаете ли Астором. Да, там очень много реверансов и поклонов в сторону толерантности - клепают маловразумительные фильмы, где Щелкунчика играет негр, а скажем, королева Анна оказывается лесбиянкой, но общий настрой и победительная тактика никуда не деваются. Неслучайно, тарантиновский шедевр «Однажды в Голливуде», где мэтр позволил себе массу вольностей «неполиткорректного» характера, буквально взорвал всем мозг — Квентин, создав пародию на кино-штампы, развернул манифест в духе трампизма (про Америку great again).

Что же произошло с российским кино? Почему сериалы — дрянь, а любая не очень халтурная постановка идёт на ура и представляется символом прорыва? Почему возникла пословица, точнее интернет-мем: «С годами артисты в советских фильмах играют всё лучше и лучше»? И правда — любая производственная мелодрама о недо-перевыполнении плана и борьбе за внедрение новых болтов, в 2020 году смотрится, как захватывающее или, по крайней мере, добротно-пристойное действо (я очень люблю найти на Ютубе что-то про завод 1970-х и впитывать энергию большого дела и великого смысла — это не стёб; это моя реальность).

Так вот — вторая и главная причина унылости российского кинематографа! Оно отказалось от советских критериев и приёмов, но «как у братьев-ковбоев» стать не сумело. Даже рядом не взгромоздилось. Отмечу - кино Страны Советов испытывало на себе различные влияния. В 1920-х годах — немецкое (экспрессионизм Веймарской республики), в 1930-х — отчасти голливудское (Александров, Пырьев), в эру Оттепели — французское («Когда поёт в Москве Монтан...» пустел студенческий карман). Это не означало, что авторы предавали себя и — свою личность. Создавать нечто «в духе», в манере — не означало «подстроиться и передрать». Утончённая новелла Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» вся пронизана галломанским духом 1960-х и самоё название отдаёт печалью Франсуазы Саган, и, вместе с тем, это глубинно-русская фабула.

После 1987-1989 года - тогда ещё советские - кинематографисты обратили свои взоры в USA-направлении. Благо, наступила эра видеосалонов и народ ломанулся в тесные, душные зальчики — наслаждаться битвами суперменов и любовными конвульсиями гипер-красавиц. А также — эпичными сагами про космос дальний, заселённый многоногими железяками и бурлящей серо-зелёненькой пакостью. Хлынули и развесёлые комедии — про лузера-девственника, влюблённого в первую красавицу колледжа или про толстую идиотку, ставшую в финале богиней красоты и лицом фирмы, торгующей кукурузными палочками.

И ...тут же понеслось. Отрицать всё «совковое» стало не методом, но — принципом. Повторять и — растворяться. Выдумывать не личное-отличное, персональное и - новое, а «как у них там». К слову, пикантное гарцевание в кадре голых чресел — как мужских, так и дамских — совпало с появлением в США такого жанра, как «эротический триллер». Только «Основной инстинкт» - это шедевр, а то, что наснимали году в 1989-м на блёклую плёнку Шосткинского завода, с синюшными — от стыда и голодухи актёрками — то дрянь.

И все 1990-е и 2000-е российское кино пыталось корячиться по-бродвейски. Не выходило ничего, окромя скуки и отвращения. Отчего же-с? Нельзя напяливать чужие маски и — чужие туфли. Поэтому делая «по-голливудски» масштабную ленту, российские криэйторы грузно, сочно, смачно садятся в лужу. Точнее, они из неё уже и не встают. Иногда - ножкой дрыгают. Хочется же вильнуть в сторону. Сделать не по шаблону, а — своё. А своего-то и нет давно.

Илл. Российский сериал "Родина" - ремейк американского сериала "Homeland" (2011) 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
9 февраля 2020 в 21:58

Искусство отражает господствующую в обществе мораль. Мораль - это нравственность. высшая эстетика м гармония завязаны именно на нравсвенных исканиях и находках. Советское искусство опиралось на эти понятные вещи. Когда новая власть перевернула привычную мораль вверх ногами, то искусство, видимо, просто не успело перестроиться. Или не захотело и перестало быть искусством, а стало коммерцией. Но это не ново. Есть древнекитайский трактат о соответствии здоровья и состояния общества в разные его периоды - вполне определённым музыкальным ладам. То есть посмотри что сочиняют композиторы и снимают киношники - и болезнь понятна. Может это всё пройдёт, мож это творческий перекур.

9 февраля 2020 в 23:19

Статья - плач Ярославны .
Кто будет создавать шедевры ? Корифеи поумирали ,
Шахназаров - из тилливиззира не вылезает ,воюет с Америкой и Украиной .
МихАлков своих и американских бесов гоняет .
Талантливые ушли в ЮТЮБ , В ЗАКОСТЕНЕЛЫЙ Российский провластный
кинематограф не вписались .
Российское кино не умерло , автор может ознакомится с фильмами
послушать передачу ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА , где Петровская и Ларина
называют конкретные фильмы ,но для завтрюков ,людей вчерашнего дня ,
они не понравятся , им нужно про Сталина и о победах социализма в отдельно взятой стране.

10 февраля 2020 в 07:27

"Искусство отражает господствующую в обществе мораль."

Впрочем не только искусство.Везде куда ни глянь режим создает неуверенных непрофессионалов. Неуверенных-от того что Идеи нет. Нет ВЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ. А "пойди туда не знаю куда и принеси то не знаю что"-не работает.

10 февраля 2020 в 08:10

ЛАРИНА, ЛАРИНА, ЛАРИНА....и капельку...для легкого запашку Петровской...чтоб не так погано воняло "лариной и эхом и москвы"

10 февраля 2020 в 12:21

Сказавши А, нужно говорить и Б, и т.д....
Российское кино. В определении все сказано. Лубок для меня как единицы народа. Режим созданный кем-то для кого-то, после 1991-го...да по сути уже после 1985-года не родил ничего (совсем ничего) в кинематографе (да и не только). У новодела нет народной идеи. А есть только тупая надежда что слепленный наспех социум самореформируется и превратится в копию американского. Тупая надежда не работает несмотря на потуги "эрнстов и познеров". Но режим поддерживает новодел. А чего? У режима ведь нет "ИДЕИ". И почему бы ему не лепить из года в год фильмецы далеко смахивающие под американские (где много убивают) или южноамериканский ( где 2 серия ничем не отличается от 3002-ой).
Увы. Нет ни харизматичных-брутальных актеров-мужчин, ни красавиц-певуний актрис-женщин, ни добрых сказок, ни добрых былей, Одно унылое дерьмо. А по другому и быть не может ибо Москва и Питер где в основном и делится бюджет кинематографа РФ-не знает и не понимает жизнь замкадья и варится в собственном скажем прямо изрядно вонючем соку...А какая разница? "Ведь если ты не не знаешь куда идешь то не все ли равно куда тебе итти?" С)

10 февраля 2020 в 07:06

Сказавши А, нужно говорить и Б, и т.д....
Российское кино. В определении все сказано. Лубок для меня как единицы народа. Режим созданный кем-то для кого-то, после 1991-го...да по сути уже после 1985-года не родил ничего (совсем ничего) в кинематографе (да и не только). У новодела нет народной идеи. А есть только тупая надежда что слепленный наспех социум самореформируется и превратится в копию американского. Тупая надежда не работает несмотря на потуги "эрнстов и познеров". Но режим поддерживает новодел. А чего? У режима ведь нет "ИДЕИ". И почему бы ему не лепить из года в год фильмецы далеко смахивающие под американские (где много убивают) или южноамериканский ( где 2 серия ничем не отличается от 3002-ой).
Увы. Нет ни харизматичных-брутальных актеров-мужчин, ни красавиц-певуний актрис-женщин, ни добрых сказок, ни добрых былей, Одно унылое дерьмо. А по другому и быть не может ибо Москва и Питер где в основном и делится бюджет кинематографа РФ-не знает и не понимает жизнь замкадья и варится в собственном скажем прямо изрядно вонючем соку...А какая разница? "Ведь если ты не не знаешь куда идешь то не все ли равно куда тебе итти?" С)

10 февраля 2020 в 09:31

"За выполнение плана и внедрение болтов нового типа....." Автор статьи конечно утрирует и ехидничает, однако это так - в Советских фильмах показывали большей частью людей труда, физического ли, умственного, фоном событий личностного характера всегда была работа. Ну, хотя бы фильмы "Председатель", "Девять дней одного года" и другие. Военные и приключенческие фильмы пронизаны патриотизмом и любовью к Родине. В голливудских фильмах, подражать которым начало наше кинопроизводство, большей частью всё рушится, горит, переворачиваются и бьются машины, очень часто варьируется один и тот же сюжет - один убегает, другие догоняют.
Но говорить о том, что в России не снимают вообще ничего хорошего, нельзя. Мэтр нашего кино К.Г. Шахназаров снял прекрасные фильмы "Белый тигр", "День полнолуния", "Вронский" уже после перестройки. Упоминавшиеся фильме о спорте вовсе неплохи. Недавно я посмотрел по компьютеру фильм "Аритмия", очень хороший фильм, там главный герой - врач скорой помощи. Или вот такой психологический фильм "Как Витька Чеснок Лёху Штыря в дом инвалидов вёз". Сериалы, конечно, дрянь, но исторические (не все) смотреть можно. "Борис Годунов", "Раскол". Есть фильмы, не надо ждать, пока их покажут по телевизору, сейчас любой фильм можно посмотреть по интернету.

10 февраля 2020 в 13:08

Триумфатором «Оскара» стал южнокорейский фильм «Паразиты».

Голова кружится от его успехов. Лучший фильм, лучший режиссер, лучший иностранный фильм, лучший сценарий.

Лучший, лучший, лучший…

Южная Корея — страна, прошедшая через диктатуру, выбравшая демократию. Не так давно (2016 год) народ Южной Кореи выступал против коррупции президента Пак Кын Хе и добился, чтобы президента отымпичили. А потом арестовали и приговорили к 25 годам тюрьмы, и штрафу в 17.8 млн. долларов по обвинениям в коррупции, злоупотреблении полномочиями, растрате государственных средств и вмешательстве в парламентские выборы. В общем, классический российский властный набор.

Это прямо для граждан России — смотрите и учитесь, как нужно.

Южная Корея … Большие успехи в политике, большие успехи в кино. Мировое признание кино.

А что же соседка Южной Кореи — суверенная красная диктаторская задница мира? Подруга Путина и многовекторного Лаврова? Каких успехов в политике и культуре добилась страна Чучхе? Какие фильмы произвела? Чем поразила мир? Смогла завоевать признание?

Ни-че-го.

Бедность, парады, ракеты.

Очень похоже на путинскую Россию.

Кстати, а где успехи российского кино на «Оскаре»? И близко там нет суверенного победного отстоя. Недаром 1-й канал отказался от трансляции «Оскара». Нечего народу смотреть на чужие успехи. Смотрите родные поделки — про холопов, танки и «калаши».

10 февраля 2020 в 18:02

Чем дальше от 1991 гшода тем хуже играют Возникает даже ощущение что специально поскольку боятся правды жизни вот кино и театр не отвечают на вопросы поставленные жизнью Буквально по пальцам можно пересчитать хорошие фильмы за последние 30 лет Петербургские тайны Графиня де Монсоро В лесах и в горах Тайны дворцовых переворотов Все остальное низкосортная билиберда Был еще фильм Свободное плавание о безработице и то неплохой хоть краем показана жизнь современная как она есть а не сказки для взрослых Вообще очень любят на экране показывать красивую жизнь гладких ненуждающихся людей а если бедные то значит бомжи а то что у нас можно надорвавшись быть бедным об этом конечно не покажут Нет идеи в обществе причем высокой и справедливости порвалась цепь времен

10 февраля 2020 в 18:18

Не худо бы Вам, Николя, косящий под француза, подучить сначала русскую грамматику а потом уж размышлять о русском кино.

10 февраля 2020 в 20:03

Чем ниже кино, тем выше его критика.
Галина наша неизменно безупречна в разборе
"шедевров" нашей эпохи безвременья.

Я не шучу, она молодец на все сто.

11 февраля 2020 в 12:48

Кто финансирует российское кино? Те, чьи виллы, отпрыски и любовницы в США и находятся. А уж там умеют убеждать, какое кино "региональная держава" должна снимать.

17 февраля 2020 в 12:28

Яка хата, такый тын. Якый батько, такый сын.
Какое общество, такое и искусство. Было время, общество было живое, и само создавало "Конька-горбунка", сказки, поговорки, пословицы, песни. Строило и брало снежные города, дралось стенка на стенку, играло в лапту и шашки-шахматы, умело подковать и коня, и блоху. Кораблестроитель Титов, после 40 лет выучивший матанализ, говаривал иногда академику Крылову: "Давай посчитаем эту балочку". Считают "по науке", получат результат. Титов и говорит: "Гляди, правильно!". Открывает ящик стола, а там его рассчет не по науке, а по его здравому смыслу. Ответ тот же. У "Хозяина Нижнего Новгорода" Бугрова не было конторы, вся его бухгалтерия помещалась в записной книжке. У Сталина был один помощник, Поскребышев.
Давно нет народных талантов. Значит, нет и народа. Уже больше полувека толпа смотрит, как 22 дурака пинают мячик, или вместо выпить, а потом спеть песню, слушают, как вопит безголосая примадонна или пьяный наркоман. Теперь у главы государства не один помощник, а целая толпа, администриция.
Народ был творцом, нынешнее население - паразиты. Сверху донизу. Потому и кина нету. Показывать нечего, и некому. Трупные черви могут показывать только процесс перваривания пищи.

17 февраля 2020 в 16:36

Кино как и музыка, например, (не классическая) или литература довольно точный барометр состояния общества, его экономической и духовной сферы. А разве есть у нас сегодня отрасль, вид деятельности (созидательный), которые можно было бы поставить в пример? Или убито, или еле дышит, или так себе при огромных денежных вливаниях. Более или менее "цветет" там, где "плывут" реки денежных знаков, время от времени над которыми вспыхивают костры разоблачений. А вот когда производили только резиновые галоши с кино-то было получше...

17 февраля 2020 в 20:24

Почему российское кино никакое? Ответ прост: кинематограф в России - не искусство, а способ "отбивания бабок".

17 февраля 2020 в 20:40

Что же произошло с российским кино? Почему сериалы — дрянь ////////

Согласен. Сам росиянское кино не смотрю, ни сериалы, ни фильмы, блевотина. За последние лет 30-ть не снято ни одного фильма который можно посмотреть, зрителя держат за конченную быдлу показывая эти помои. Рекламировали Бондарчукв, посмотрел пару фильмов- бездарь коих свет не видел, только средства может осваивать, позорище.

17 февраля 2020 в 20:42

Нет ничего, или почти ничего достойного. Однако, на безумных цифровых трюках "киношники" поднаторели. Поэтому и крутят по ТВ советские фильмы национальные по форме и реалистические по содержанию, понятные близкие всем народам СССР. А больше и смотреть не на что. Разве, про Бонда, Джеймса Бонда или замечательного Шварцнеггера и др.
Ну а "хваленные" наши - просто г... А почему?
Нет национальной идеи. Если мы строим "капитализм", последнюю версию, в соответствии с которой все девушки хотят стать или моделями или проститутками при папиках или без оных. А молодые люди, - банкирами, бандитами или джихадистами или, в крайнем случае, разносчиками пиццы. Никто не хочет быть лётчиками, инженерами, учеными, настоящими врачами, космонавтами, командирами подводных лодок, передовиками производства. Ими не движут идеи социализма которые начал закапывать никита-свинопас и максимальное развитие разложения общества достигло при разделении общества на вип и всех остальных, но воров.

17 февраля 2020 в 21:11

Деградирует не только российское кино, но и весь мировой кинематограф. Взять например американский фильм "Унесённые ветром" или наш "Судьба человека". Это шедевры. То что сейчас снимают всякую хрень и в Голливуде и у нас можно объяснять только лишь деградацией всего общества. "Западная демократия" в которой правят бал различные ЛБГТ -сообщества просто не позволяет талантливым людям стать актерами и создавать хорошие фильмы.

18 февраля 2020 в 21:26

Вы, Валентин, правы. Кризис носит не национальный, а Мировой и системный характер. Человечество не сможет дальше жить по принципам, сложившимся за миллиарды лет жизни на планете, и работавшим по сю пору, хотя и с хилым к.п.д. по С. Н. Паркинсону, непризавит третьей стадии. "На третьей стадии сделать нельзя ничего. Учреждение практически скончалось. Оно может обновиться, лишь переехав на новое место, сменив название и всех сотрудников. Конечно, людям экономным захочется перевезти часть старых сотрудников, хотя бы для передачи опыта. Но именно этого делать нельзя. Это верная гибель - ведь заражено все. Нельзя брать с собой ни людей, ни вещей, ни порядков. Необходим строгий карантин и полная дезинфекция. Зараженных сотрудников надо снабдить хорошими рекомендациями и направить в наиболее ненавистные вам учреждения, вещи и дела немедленно уничтожить, а здание застраховать и поджечь. Лишь когда все выгорит дотла, можете считать, что зараза убита".

18 февраля 2020 в 23:09

"В Нью-Йорке мы почти каждый вечер ходили в кино. По дороге в
Калифорнию, останавливаясь в маленьких и больших городах, мы ходили в кино
уже не почти, а просто каждый вечер. В американских кино за один сеанс
показывают две больших картины, маленькую комедию, одну мультипликацию и
несколько журналов хроники, снятой разными кинофирмами. Таким образом, одних
больших кинокартин мы видели больше ста.
Кинорепортер в Америке дает самые последние новости, мультипликации
Диснея великолепны, среди них попадаются настоящие шедевры, техника
американского кино не нуждается в похвалах - всем известно, что она стоит на
очень высоком уровне, - но так называемые "художественные" картины просто
пугают.
Все эти картины ниже уровня человеческого достоинства. Нам кажется, что
это унизительное занятие для человека - смотреть такие картины. Они
рассчитаны на птичьи мозги, на тяжелодумность крупного рогатого
человечества, на верблюжью неприхотливость. Верблюд может неделю обходиться
без воды, известный сорт американских зрителей может двадцать лет подряд
смотреть бессмысленные картины. Каждый вечер мы входили в помещение
кинематографа с какой-то надеждой, а выходили с таким чувством, будто съели
надоевший, известный во всех подробностях, завтрак номер два. Впрочем,
зрителям, самым обыкновенным американцам-работникам гаражей, продавщицам,
хозяевам торговых заведений - картины эти нравятся. Сначала мы удивлялись
этому, потом огорчались, потом стали выяснять, как это произошло, что такие
картины имеют успех.
Тех восьми или десяти картин, которые все-таки хороши, мы так и не
увидели за три месяца хождения по кинематографам. В этом отношении петух,
разрывавший известную кучу, был счастливее нас. Хорошие картины нам показали
в Голливуде сами режиссеры, выбрав несколько штук из сотен фильмов за
несколько лет.
Есть четыре главных стандарта картин: музыкальная комедия, историческая
драма, фильм из бандитской жизни и фильм с участием знаменитого оперного
певца. Каждый из этих стандартов имеет только один сюжет, который бесконечно
и утомительно варьируется. Американские зрители из года в год фактически
смотрят одно и то же. Они так к этому привыкли, что если преподнести им
картину на новый сюжет, они, пожалуй, заплачут, как ребенок, у которого
отняли старую, совсем истрепавшуюся, расколовшуюся пополам, но любимую
игрушку...
Культурный американец не признает за отечественной кинематографией
права называться искусством. Больше того: он скажет вам, что американская
кинематография - это моральная эпидемия, не менее вредная и опасная, чем
скарлатина или чума. Все превосходные достижения американской культуры -
школы, университеты, литература, театр - все это пришиблено, оглушено
кинематографией. Можно быть милым и умным мальчиком, прекрасно учиться в
школе, отлично пройти курс университетских наук - и после нескольких лет
исправного посещения кинематографа превратиться в идиота....
Когда мы возвращались после первой прогулки в свой отель (остановились
мы, по странному стечению обстоятельств, на бульваре Голливуд, в отеле
"Голливуд", помещавшемся в городе Голливуде, - ничего более голливудского
уже нельзя придумать), мы задержались у витрины зоологического магазина.
Здесь на подстилке из мелко нарезанной газетной бумаги резвились уродливые и
добрые щенята. Они бросались на стекло, лаяли, обнимались, вообще
предавались маленьким собачьим радостям. В другой витрине сидела в клетке
крошечная обезьяна с еще более крошечным новорожденным обезьянчиком на
руках. Если мама была величиной чуть. побольше кошки, то дитя было совсем
уже микроскопическое, розовое, голое, вызывающее жалость. Мама нежно лизала
своего ребеночка, кормила его, гладила голову, не сводила с него глаз. На
зрителей она не обращала никакого внимания. Это было воплощение материнства.
И тем не менее никогда в жизни мы не видели более злой карикатуры на
материнскую любовь. Все это было так похоже на то, что делают люди, и в то
же время почему-то так неприятно, что небольшая толпа, собравшаяся у
витрины, не произнесла ни слова. У всех на лицах были странные, смущенные
улыбки.
Мы с трудом оторвались от обезьяньей витрины.
Потом мы признались друг другу, что, глядя на обезьяну с ребенком,
подумали об американской кинематографии.
Она так же похожа на настоящее искусство, как обезьянья любовь к детям
похожа на человеческую. Очень похожа и в то же время невыносимо противна".
Не могу соглпситься с Вами, Валентин, в оценке "Унесенных ветром". Фильм, как и книга - примитив. Знаю один великий американский фильм: "Нюрнбергский процесс", кажется, 1959 года. И всё.

1.0x