Недавний скандал с Гасаном Гусейновым, полившим грязью русский язык, помимо миллионов постов ругани, тысяч обвинительных и оправдательных статей, сотен экспертных оценок с согласиями или несогласиями с идеями профессора-паразита, в очередной раз поднял на поверхность болота общественного обсуждения вопрос: почему в России принято превозносить и содержать тех, кто смешивает нашу страну и нас самих с грязью настолько регулярно, что сделал это основой и главным смыслом своей жизнедеятельности?
В чём причина поразительной любви московского Департамента культуры к Дмитрию Быкову, читающему школьникам лекции о том, как разлагать систему изнутри? Чем эксперт "Медузы" Галина Юзефович, назвавшая русскую литературу сборищем бездарностей, заслужила уважение Министерства печати, катающего её по миру в качестве флагмана русского языкотворчества? Почему Людмила Улицкая, обличавшая перед украинской публикой "ген рабства русских" и читавшая на проспекте Сахарова стихи о "гэбэшниках", за которыми лишь "воронки да вороны", так полюбилась Минкульту, заманившему писательницу в парк "Зарядье" читать свои рассказы за деньги ненавистного ей государства?
Ответом могли бы стать указания на некие родственные связи между упомянутыми персонажами и руководителями упомянутых структур. Можно было бы списать это на нехитрые схемы распила бюджетных денег и на безразличие и некомпетентность тех, кто эти деньги выделяет. Тем не менее, каким бы ни был взгляд на теневые аспекты организации выступления паразитов на государственных площадках и за государственный счёт, проблема куда серьёзнее. Почему, несмотря на предельную ясность позиции этих паразитов — позиции не просто антигосударственной, но неприкрыто антирусской — на их выступления набиваются полные залы?
В самом деле, в США, на которые так любят ссылаться "рукопожатные", от любого лица, публично заявившего о своей неприязни к стране и народу, отказались бы все работодатели, спонсоры и соратники. Даже на пике недовольства истеблишмента своим народом, посмевшим избрать неугодного президента три года назад, это недовольство не предназначалось никому, кроме абстрактных "расистов, сексистов и гомофобов". Те же, кто заходил слишком далеко, немедленно подвергались осуждению собственными коллегами и остракизму со стороны руководства. Так случилось с Кэти Гриффит, которая в своей критике Трампа зашла слишком далеко, приняв участие в фотосессии с окровавленной головой куклы президента. При этом никакого поливания грязью Америки в целом или, тем более, её жителей, речи не шло — была только доведённая до крайности критика президента, этой страной выбранного. Гриффит стала изгоем в мгновение ока, а после слабой и почти никем не подхваченной ругани в соцсетях окончательно ушла в информационное небытие. В России же лить грязь на русских считается почётным делом достойного члена общества — тот же Гусейнов не только не понёс наказания за свои слова, но и набрал серьёзный авторитет, так что в ближайшем выступлении профессиональной оппозиции на проспекте Сахарова может появиться новое лицо.
Не успела история с самым соответствующим репутации ВШЭ преподавателем этой самой ВШЭ утихнуть, как вспыхнул новый скандал. Андрей Орлов, известный как "поэт Орлуша", признался в своём неприятии позиции России по украинскому вопросу. "Во мне нет украинской крови, но я политический украинец", — заявил он. Казалось бы, пёс бы с ним — мало ли в отечественном медиа-пространстве пустословов, клянущих Россию на чём свет стоит, признающих себя политическими украинцами, историческими ацтеками, фантастическими эльфами и ещё чёрт знает кем, — лишь бы как можно сильнее отделить себя от ненавистной русской идентичности и противопоставить себя ей? Время от времени подобные клоуны привлекают внимание, но данный случай характерен тем, что поэт Орлуша не просто живёт и далеко не бедствует на деньги государства, которому от всего сердца желает гибели, но и тем, что всё это продолжится в подобном ключе. В главном городе Урала этот "уральский сперматозоид", как он сам себя называл, намерен провести спектакль во Дворце молодёжи, после чего, кто знает, у него состоится ещё не один десяток творческих вечеров, моноспектаклей, выступлений и концертов. Всё, разумеется, за счёт казны, как и публикации в журнале "Русский пионер", где главным редактором является один из ключевых персонажей "кремлёвского пула" Андрей Колесников.
Никто и подумать не посмеет о том, чтобы оторвать "достойного человека и заслуженного творца" от госкормушки. Тот факт, что все эти годы он огромные деньги посылал на помощь ВСУ, уже не так важен, как высказывания человека, обязанного "гэбэшникам во власти" всем, что у него есть. Разговоры о страхе получить битой по голове куда легче вести из свободной и безопасной страны, чем из края людей, пропитанных "счастливым ощущением свободы", убивающих журналистов и обстреливающих собственных сограждан. Дело в данном случае вовсе не в том, куда шли эти деньги, а в том, что они вообще выделялись — в структурах, отвечающих за наполнение нашего культурного пространства, при помощи бюджетных средств, сознательно содержался злонамеренный элемент. На выступления поэта, страшащегося получить битой по голове, сходились люди, забивая концертные залы, внимательно слушая и аплодируя далеко не аполитичным стихам человека, ненавидящего Россию.
На днях же София Ротару, эта живая мумия, чей репертуар не менялся, кажется, со времён Брежнева, снизошла до объявления визита в Москву на запись музыкальной премии "Ретро-ФМ". До этого певица, которая до 70 лет собирала с российских концертных залов солидную прибыль, внезапно став украинской патриоткой, публично отказалась от концертной деятельности в России после введения Петром Порошенко военного положения в прошлом году. При этом российский шоу-бизнес в лице Иосифа Пригожина до последнего отстаивал аполитичность певицы. Несмотря на категорические заявления о том, что она "в Россию больше ни ногой", теперь Ротару всё-таки смилостивилась и 7 декабря выступит на малой арене стадиона "Динамо" в большой концертной программе. Ожидается, что фонограммные хрипы престарелой киевлянки придут послушать 14 тысяч человек — именно столько вмещает концертная площадка в Петровском парке. На возмущение этим фактом последовал ответ концертного директора певицы о заказной травле, хотя большинство из десятков экспертов, налетевших на данный инфоповод, как мухи на варенье, напротив, защищали Ротару, косвенно признавая за ней право сосать из российского зрителя деньги на бомбардировку русских городов.
Удивление вызвала и недавняя история с награждением Дудя из "sports.ru" и Голунова из "Медузы" премиями фонда "Открытой России" Ходорковского. Однако ничего удивительного здесь нет — просто "тусовочка" выделяет своих наиболее перспективных представителей, заодно получая лишнюю площадку для рассказа об "уничтожении журналистики в России". Куда больше вопросов вызывает спонсирование людей из всё той же "тусовочки" деньгами Министерства культуры. На ту же тему тотальной несвободы и серых росгвардейцев, сминающих всё "доброе, светлое и свободолюбивое", на самых заметных площадках Москвы регулярно проводятся лекции и выставки. Мотивы этих мероприятий не меняются уже почти двадцать лет: с трибун и из фоторамок посетителю рассказывают, что народ стремительно нищает, страна трещит по швам, весь цивилизованный мир нас ненавидит, а у отвернувшихся от нас соседей всё прекрасно как никогда. На 18 ноября была запланирована дискуссия на тему "Страх 2019 года — как с ним жить?". Ряды росгвардейцев на обложке анонса мероприятия и проведение самой дискуссии в Сахаровском центре (НКО, признанной иностранным агентом) недвусмысленно намекают, что этот страх — вовсе не боязнь быстрой езды или закрытых пространств. Самое любопытное, что участвовать в дискуссии должны были доценты и преподаватели ВШЭ, а циклом дискуссий, носящим название "Философия несвободы", заведует доцент РЭУ им. Г.В.Плеханова Михаил Немцев. Стоит ли упоминать, что вузы эти — вовсе не частные, и авторы рассказов "про государство несвободы" получают деньги не из рук частных инвесторов? Стоит сказать, что когда реклама мероприятия разошлась по Сети и вызвала обратную ожидаемой реакцию — то есть недоумение по поводу того, почему бюджетники поливают государство грязью, — дискуссию стыдливо перенесли, а страница мероприятия на сайте Сахаровского центра превратилась в страницу-404, сопровождаемую надписью "Мероприятие перенесено, а может, его тут никогда и не было".
Зато никто и не думал переносить из культурного центра ЗИЛ, живущего на деньги всё того же Департамента культуры г. Москвы, мастер-класс, именуемый моднейшим ныне словом "воркшоп". Это мероприятие провёл Павел Митенко, завсегдатай фестивалей уличного активизма, направленных в защиту мигрантов, ЛГБТ и политзаключённых (не всех, а только "правильных", разумеется). Теоретической основой "паблик-тока", что суть ещё один эвфемизм слова "лекция", стала деятельность Дарьи Серенко, очередной активистки, дающей налево и направо интервью о сходстве современности и 1930-х годов. Активистка эта особенно запомнилась поддержкой геев, жертв реновации и дальнобойщиков. Причём этот её бунтарский активизм каким-то образом совпал с кампаниями крупнейших негосударственных СМИ, которые использовали перечисленные выше группы населения для разжигания локального недовольства, после чего забывали про них до следующего инфоповода, позволяющего обвинить во всём "эту страну" и её нравы. Нет ничего удивительного в том, что деятельность таких персонажей становится основой для лекций и мастер-классов или паблик-токов и воркшопов — сами себя они мнят едва ли не наследниками Камилла Демулена и Махатмы Ганди. Удивительно другое — распространение своих очевидно антигосударственных идей они ведут за государственный счёт на площадках, любезно предоставленных этим же государством.
На вопрос о том, как с этим бороться, может быть дано множество ответов. Можно законодательно ограничить деятельность ряда организаций, арестовать всех причастных к беспорядкам и закрыть официальные площадки для их выступлений. Но ещё лучше и правильнее будет присмотреться к тем, кто выделяет нашим врагам деньги и площадки, кто обеспечивает им рекламу и делает им имя, кто душит все альтернативы и игнорирует тех, кто посвящает свои лекции и мастер-классы не поношению государства, народа и языка, а их развитию и совершенствованию. Только когда государственное обеспечение культурного процесса избавится от склонности осыпать деньгами каждого, кто плюёт в лицо российскому государству и русскому народу, эти плевки прекратятся.