«Как безмерно оно — притяженье Земли,
Притяженье полей и печальных ракит,
Всех дорог, по которым мы в детстве прошли,
И дорог, по которым пройти предстоит».
Роберт Рождественский.
«Наверное, то, что все они почти без исключений были еще не людьми в современном смысле слова, а заготовками, болванками, из которых только кровавые века истории выточат когда-нибудь настоящего гордого и свободного человека», - это слова из культового романа братьев Стругацких «Трудно быть Богом» и касаются они, конечно же, не землян. Мы-то — добрые, честные и разумные. Мы покорили пространство и время, а ещё мы посадили яблони на Марсе и «на пыльных тропинках далёких планет...» остались наши следы. Романтика и прогресс. Хомо-не сапиенсы (sic!) Арканара — иные. Грязные, зачумлённые, жестокие. Они, в принципе, не ведают, что творят, а посему — какой спрос? Одна острая жалость, ибо даже помочь - невозможно. Точнее — нельзя. Они обязаны пройти этот путь сами и выстроить города Солнца посредь сияющего Полдня... А пока - серость, похоть и вонища - триада арканарской судьбинушки.
Когда-то очень давно — целую вечность назад — советские фантасты строчили мифы о будущем, где потомки станут великодушными хозяевами галактик. Эра Великого Кольца — как было у Ивана Ефремова. Созидание и высший порядок. Мы станем гармоничными и светлыми — мы уже начали превращаться в полубогов! Запустили человека в Космос и объявили, что к 2000 году выстроим коммунистическое Послезавтра. Осталось лишь искоренить мещанство, подлость и прочий оголтелый расизм. Книги и кинофильмы живописали лучезарное человечество, которое будет не только лучше нас-грешных, но и обучит политесу всех остальных гуманоидов. Подростки из «Москва — Кассиопея», названные ни много ни мало — отроками во вселенной, посланы спасать планету. Дети — предельно серьёзны и торжественны. Фоном звучит проникновенное: «Я возьму этот большой мир, / Каждый день, каждый его час, / Если что-то я забуду, / Вряд ли звезды примут нас». Но звёзды — примут и мальчики-девочки это знали. Что им какие-то роботы-вершители с железными нервами? Наш советский семиклассник даст фору любой хитрой технике. На экране «Через тернии — к звёздам»! И снова мы летим на выручку, ибо кто освободит несчастную Дессу от копоти, грязи и сволочей? Даже в ироническом трэше Георгия Данелии «Кин-Дза-Дза» прораб дядя Вова и «скрипач» Гедеван оказываются на голову выше местных чатлан и пацаков. Хотя бы потому, что у нас есть спички и кое-какой музыкальный талант. Но главное — совесть и желание помогать. Герой «Обитаемого острова» - молодой космонавт Максим Каммерер терпит крушение на странной планете... Саракш непригоден для нормального бытия. Нет, дышать и кушать — можно, а вот соображать — нет. Стало быть, надо бороться. Землянин — это сила и ответственность за всю матушку-Вселенную. Сейчас принято утверждать, что человек — слаб и подвержен страстишкам. Так проще жить — люди не мучаются и любят себя такими, как есть. Результат? Не развиваемся. Станислав Лем оказался ближе к реалиям. «Не летают - и никогда уж не полетят. Ням-ням. Одно огромное ням-ням», - говорит один из персонажей «Возвращения со звёзд». Но мы не сдавались и верили! «Мы - дети Галактики, / Но самое главное, - / Мы дети твои, дорогая Земля!” - оптимистично выводил Лев Лещенко, а пионерские хоры слаженно ему подпевали. Кому тогда пришло бы в голову создавать «зеркальный» сюжет, где Земля — это Арканар, Саракш и Торманс вместе взятые, а хорошие парни сваливаются к нам откуда-то из космосов?
...Блокбастер Фёдора Бондарчука «Притяжение» вызвал шквал критики — положительной, отрицательной, нервической, издевательской — в общем, на все вкусы. Публицист и общественный деятель Егор Холмогоров крепко разругал киноленту, точнее - коллизию: «Начитанный зритель, естественно, поймет, что «Притяжение» — скрытый сиквел «Обитаемого острова» того же Бондарчука. Корабль с прогрессором опять терпит крушение на населенной кошмарными дикарями планете. Только там аборигены через слово кроют друг дружку «массаракшами», а тут все твердят на русском языке про какую-то свою землю. В «Притяжении» режиссер пытается в некотором смысле переиграть проблематику Стругацких, а именно продолжения «Обитаемого острова» — повести «Жук в муравейнике»...». То бишь, не мы, а - нас. Авторы сценария выбрали район с малосимпатичным названием Чертаново. Не романтические Черёмушки и не мило-простецкое Зюзино, а что-то с корнем «чёрт». Подчёркнуто непрезентабельный массив, который, впрочем, на эскизах 1970-х годов смотрится импозантно и - своевременно. (Уникальный комплекс, официально именовался «образцово-перспективным жилым районом»). В картине же оно выглядит уныло и обшарпанно, зато хорош инопланетный чудо-корабль, напоминающий гигантское око. Оно-то и врезается злосчастное Чертаново, неся «биомусору» с планеты Земля смерть и разрушение. О да! Сверхчеловеки-то не виноваты — их космолёт подбили военные, коим, судя по фильму, вообще без разницы, в кого стрелять и, как выразился всё тот же Холмогоров: «ПВО, ПРО, все способы самозащиты мощного суверенного государства — зло, ибо ненароком можно сбить пришельцев и устроить катастрофу...».
Фабула проста, как всё коммерческое. Перед нами лав-стори, сдобренная неплохими спецэффектами. Девушка Юля (Ирина Старшенбаум) поначалу влюблена в бесшабашного пацана Тёму (Александр Петров), но потом направляет своё младое чувство на инопланетянина Хейкена (Риналь Мухамедов). Забавное совпадение - именно Мухамедов сыграл в современной версии «Трёх мушкетёров» (2013) роль Д`Артаньяна — знакового супергероя европейской (и особенно — советской!) традиции. Правда, имеется ещё один претендент на Юлино сердечко — отличник по кличке Google. Он сходу выдаёт глубокие знания и чёткие определения по любому вопросу, однако, нам дают понять, что в нашенской системе ценностей мальчики-умники — это безвариантная некондиция. Иная эра! Это во времена неоново-нейлоновой Оттепели красавицу получал смешной технарь в очочках...
Большинству критиков не понравилась антитеза: небожитель против гопника. Мол, наши лучшие девушки так устают от грубых мужчин, простоты нравов и половой свободы, что бросаются на шею первому встречному Д`Артаньяну-гуманоиду. На несколько минут мы погружаемся в мир, откуда прилетел Хейкен — чистый воздух, зелень, вода и много-много умной, ненавязчивой техники. Что сие напоминает? Пространства братьев Стругацких. Что-то, вроде этого: «Он вышел. Он вышел в незнакомую и в общем-то чужую жизнь, под бескрайнее небо, в зелень бескрайних садов. В мир, где, наверное, стрелами уходят за горизонт стеклянные автострады, где стройные здания бросают на площади ажурные тени. Где мчатся машины без людей и с людьми, облачёнными в диковинные одежды, спокойными, умными, доброжелательными, всегда очень занятыми и очень этим довольными». Мир Полдня. Где-то в бескрайней дали пребывает ...наше же Светлое Будущее, которое мы почему-то не построили. Они осознали себя и небо, высокоразвиты, гуманны. Разве что не умеют выражать эмоции - как привыкли земляне. Однако у героев Стругацких и Ефремова тоже нет навыка визжать, реготать или гневаться — те всегда ровны, спокойно-ясны и, как говорили о себе герои ефремовской «Туманности»: «...исчезло искусное жонглирование словами, так называемое остроумие...». В «Притяжении» нам показали не какого-то равнодушного бяку-железяку с расистскими замашками, а — посланника цивилизаций, не отказавшихся от Прекрасного Далёко. Высокие технологии, достижение практического бессмертия, полёты в космос. Им противопоставлены «лайкающие» и «постящие», сексуально-раскрепощённые и агрессивно-жующие. Великолепно скроен образ «современной бабульки» (Людмила Максакова) - мадам зависает в Интернете и не желает, чтоб её называли собственно бабушкой. Только по имени! В советской фантастике часто изображали бодрых стариков, которые в свои... сто лет всё ещё работают, летают, мыслят. У нас — не то. Престарелое кокетство, модничанье, подростковые словечки. А что же юные? Слабые и злые. Перекошенное лицо районного мачо — Тёмы. Битва за самочку. Аффект напополам с рыданием. Хейкен не сразу отвечает злом на зло, но потом он всех легко раскидывает, как … наш привычный Электроник. Памятный с детства инцидент с Макаром Гусевым — попытка миролюбиво решить проблему, но если это не принимается... Они— это параллельная реальность, где человечество пошло по пути свершений, вместо того, чтобы — как мы - растить коллективного Кадавра («Модель человека, неудовлетворённого желудочно», выпестованная профессором Выбегалло в автоклаве! – Г.И.) Увы и ах. В финале звучит своеобразный приговор Земле: мы — хуже, чем те. Нас надо облетать, избегать и ни за что с нами не контактировать. Этот-то контакт — бедственная случайность. Вызываем отторжение. Конечно, у землян есть надежда. Но! Если мы перестанем быть рабами инстинктов и потребления. Если мы обратимся к небу. У таких, как Юля и её отец-военный (великолепная игра Олега Меньшикова) такой шанс имеется. «Они были слишком пассивны и слишком невежественны. Рабство их зиждилось на пассивности и невежестве, а пассивность и невежество вновь и вновь порождали рабство. Если бы они все были одинаковы, руки опустились бы и не на что было бы надеяться. Но все-таки они были людьми, носителями искры разума. И постоянно, то тут, то там вспыхивали и разгорались в их толще огоньки неимоверно далёкого и неизбежного будущего. Вспыхивали, несмотря ни на что. Несмотря на всю их кажущуюся никчемность. Несмотря на гнёт. Несмотря на то, что их затаптывали сапогами. Несмотря на то, что они были не нужны никому на свете и все на свете были против них. Несмотря на то, что в самом лучшем случае они могли рассчитывать на презрительную недоуменную жалость…» Это мысли дона Руматы - нашего не случившегося потомка из «Трудно быть Богом». Эволюция — неизбежна. Будущее — в нас. Несмотря ни на что. Убей в себе кадавра, землянин, и тогда отторжение сменится притяжением.
-
Сергей
15 февраля 2017 в 00:52Ужакин
Читая первую часть новеллы о космосе не мог понять причину уничижительного, с поддевкой, отношения к советской фантастике. Решил, что это влияние пост-модерна, без сарказма нельзя. А в финале стало ясно, антитеза для того, чтобы обелить фильму джуниора Бондарчука. Досадно.
Авторская позиция вызывает отторжение, но автор зачем то имеет свою, радикальную точку зрения. По фильму, в СМИ принципе все уже сказано, Однако сопротивляясь авторской позиции скажу два слова. В искусстве есть произведения, в которых фантастика является антуражем, прикрытием. В таком случае не моделируются новые социальные отношения, как в упомянутой туманности Андромеды или отношения человека с роботом, как у А. Азимова. В этих случаях проецируется существующее общество, начинается политика и пропаганда. Такой прием использован в фильме Аэлита. Вот и Бондарчук про это же. Жаль, что автор статьи пропаганду не увидел или не захотел увидеть.
-
Иффан
17 февраля 2017 в 20:00Иффаноф
СМИ, к которым несомненно относится и кино, всегда являлись, являются и будут являться пропагандой - инструментом идеологической власти, как правило, господствующей партии.
"Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк" (Полн. собр. соч. - 5-е изд. - Т. 44. - С. 579: Беседа В. И. Ленина с А. В. Луначарским)
-
ТВ
17 февраля 2017 в 20:59Д
Церковная проповедь искусно подаваемая современными методами воздействия на умы!
-
Владимир
17 февраля 2017 в 21:19Золотухин
Факт политизированности очередной поделки, косящих под Голливуд киноваятелей, - неопровержим. Поскольку благородные(?!) инопланетяне не сподобились вторгнуться на просторы Чертаново (и вряд ли такое ожидаемо в ближайшем будущем), то какие аллюзии скрываются за вывеской "благородных культуртрегеров" (не понятых московской "ватой"? Да все те же западные "благодетелели" "стоически и самоотверженно" веками стремящиеся "просветить" и "облагородить" русских. Наиболее
мощно таковые усилия предпринимались с 1941 по 1945 гг. Как все протекало (и во что вылилось - в конечном итоге) не все ещё забыли - несмотря на титанические усилия пивоваровых...
-
Сергей
18 февраля 2017 в 03:42Ужакин
Факт именно подделки под Холивуд - очевиден. У американского кино есть традиционный набор штампов, который они тащат из фильма в фильм, тем самым фиксируя некие значения в сознании обывателя. К примеру - если опасность, то обязательно идет пар, вне зависимости где происходит в городе или на орбитальной станции.
К таким штампам относятся бессодержательные, я бы сказал совершенно бессмысленные разговоры главных героев в минуту опасности. Вот и фильм Банда-рчука просто нафарширован такой лабудой, рассчитанной явно на восприятие молодого поколения. Это ведь их ТВ каждый день учит как строить любовь и отношения. В по сути строить вычурный и иллюзорный мир, не имеющий к нашей действительности никакого отношения. Вот и здесь строят сознание нового поколения, грубо, беззастенчиво, агрессивно и за деньги.
-
Владимир
18 февраля 2017 в 06:52Золотухин
Скажу определённее - прямо и без намёков. Фильм - манифестация НЕСОПРОТИВЛЕНСТВА (капитулянства). Только в киноподелке это заложено более тонко, через аллегорию инопланетян - в расчете на подсознание неокрепшей молодёжи. Если моральные уроды и недоноски заявляют, что "не сопротивлялись бы немцам в 41-45 гг. то пили бы баварское пиво", то киношники эту мыслишку заворачивают через противопоставление "плохих" и "хороших" персонажей. Особенно зримо это выглядит в каком контексте показан лозунг: "Это наша земля" (именно с малой буквы!). Что тут говорить - здорово отработали ЗАКАЗ во время очередного натиска Запада на Россию...
-
Лев
18 февраля 2017 в 16:05Козленко
Владимиру Золотухину
На подсознание? Если так, то ничего высокого
мы не получим. Высокие смыслы идут от сознания,
а от подсознания низкие поползновения. Да и
результат на выходе непредсказуем. Уверен, что
в подсознание надо закачивать такое нечто,
которое не грозит бедой. О , как деликатно и
грамотно надо обращаться с подсознанием!
А с грамотой -то хуже некуда. Так ведь?
С уважением.
-
Владимир
19 февраля 2017 в 09:20Золотухин
Следует избавиться от дурной привычки пренебрегать вычиткой и редактированием реплики перед сбросом на сайт, чтобы не оставлять крючков и зацепок для львов с пустыни Негев.
С не меньшим уважением...
-
Бегемот
18 февраля 2017 в 06:25Иваныч
Небо в алмазах, в кармане дыра.
Что ж ты зараза, бухая с утра?
Твои глазища пьяные очень,
Сидим в Мытищах без денег и *рочим.
-
Лев
18 февраля 2017 в 16:07Козленко
Б.И.
Ну, и что?
-
Бегемот
19 февраля 2017 в 03:15Иваныч
" «Хоть ты и седьмой, а дурак...»
А.П. Чехов
-
ТВ
18 февраля 2017 в 07:25Д
В кино должны брать за пример Запад.Там штампы.А у нас рекламируется один штамп:все что говорит власть правда и пытается всех запутать.На Западе делают тонко и правильно:говорят одно (о свободе),а на самом деле - на каждый конкретный пример жизни реклама как надо действовать.Показывают,что если ты достиг богатства,то становишься популярен (и одиночество теперь не грозит) и перед человеком становится больше обязанностей (по формированию всевозможных благотворительных фондов на благо населения,которое у него покупает по рыночным ценам и предоставило ему его богатство) .Эта "свобода" равноправия: помогать тем кто тебе "помогает" достичь вершины.Если у олигарха предприятие,то он обязан предоставить все условия для нормальной жизни своих работников , а если прочие - фонды для населения.И те и те должны крутиться и не только для себя ,но и для других,п.т. получили от этих других "премию" в виде прибавочного продукта. А это должно обязывать как получившего некую власть (через деньги) над этими людьми...Ведь получая деньги от банка - все потом отчитываются и отдают...Так и здесь : общество там пропагандирует отдавать "заемщикам" их прибавочную стоимость и не жадничать.Вот это - настоящая церковная пропаганда.А у нас никаких штампов (при СССР хоть производственные проблемы решали и все знали что надо учиться и работать и решать проблемы) и запутывание как у Достоевского: как поступить? убить или не убить? Это когда я там получу доходное место после учебы...
-
Fima
18 февраля 2017 в 11:05Liport
https://www.youtube.com/watch?v=XjpRWCzdLtA >> >>
Великие песни, котрые пела вся страна !
-
Квинрай
19 февраля 2017 в 08:53Баянов
Фильм - блеяние мелкого ублюдочного банда-рчуковского нацизма и расизма.
Квинтэссенция фильма, доведенная до абсурда, теза - "Это наша земля"!
"Целитель" земли русской призывает изгнать из России все не русское, инопланетяне лишь прикрытие для пропаганды расизма и нацизма.
Имя банда-рчуку смутоприближающий Мутагон (от рус. мутить)!
Русский, убей в себе банда-рчука, и тогда отторжение сменится притяжением.
-
Wertys
20 февраля 2017 в 10:54Wertys
привет http://yandex.ru