Сообщество «Форум» 17:05 5 апреля 2020

Отцы и учителя Церкви говорят о праве христианина на протест: нужно ли толкование?

Вопрос об отношении к власти в святоотеческом и церковном понимании сегодня.

Послушание не может быть абсолютным. С одной стороны христианин должен во всём быть послушен своему духовному отцу, с другой стороны – духовник должен быть рассудительным и понимать, полезно и посильно ли будет то, что он благословит делать своему духовному чаду.

Патриарх Алексий II так говорил об этом: «Подлинный старец, прежде всего благодаря высокой духовности, бережно относится к каждому конкретному человеку. В силу своей опытности и благодатного дара он раскрывает образ Божий в человеке теми средствами, которые созвучны его духовному устроению и возрасту. Отдельные же современные “старцы” (а вернее их будет называть “младостарцами”), не обладая духовным рассуждением, налагают на воцерковляющихся неудобоносимые бремена (Евангелие от Луки, глава 11, стих 46), применяют в своей пастырской деятельности штампы, губительные для духовной жизни, необоснованно применяют к мирянам, по большей части духовно еще не окрепшим, формы духовного руководства, уместные только в монашестве».

Что касается выражения того, что «послушание выше поста и молитвы», то это лишь – выдержка из личного письма архимандрита Иоанна Крестьянкина одному из своих духовных чад, лично данное благословение, которое с чьей-то «тяжёлой руки» приняло очертание «духовной формулы»…Это противоречит Евангельскому изречению Господа нашего Иисуса Христа, Который говорит о том, что «сей же род изгоняется постом и молитвой» (Евангелие от Матфея, глава 17, стих 21 – об изгнании демонов из человека).

Ни один священник не может проповедовать то, что противоречит Священному Писанию. Это говорится к тому, что послушание власти не может быть абсолютным. Заигрывание с властями привело к тому, к чему привело сейчас, весной 2020 года, к препятствованию участия в богослужениях прихожан под «самыми благими намерениями» - под прикрытием карантина (который «официально», между прочим, не объявлялся). А благими намерениями, как известно, устлан путь в ад.

Может быть, пришла пора сказать власти, что она нарушила изданные ей самой законы, наступает на конституционные права граждан – право на свободу вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ) и право на свободу передвижения (ст. 27 Конституции Российской Федерации)? И в нарушение требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, без введения режима чрезвычайного положения/чрезвычайной ситуации, вводится юридически ничтожный термин «самоизоляции» или «домашней самоизоляции», а по сути – «добровольно – принудительного домашнего ареста гражданского населения», а это уже, простите, уголовное судопроизводство, а не гражданско-правовые отношения. И отсюда возникает право на протест, благословлённое Церковью. Если проигнорировать всё это сейчас, то вновь верующие могут оказаться вне закона. Вот к чему могут привести манипуляции с лояльностью к власти и ссылкой на апостола Павла, который говорил, что «всякая власть от Бога». Да апостол-то другое говорил, вникните в текст и перестаньте пресмыкаться перед властью! Владыка Иоанн (Снычёв) не боялся обличать власть предержащих, равно как и святейший патриарх Тихон.

Вопреки широко распространенному мнению, утвердившемуся в результате не совсем удачных позднейших переводов Священного Писания (в том числе и синодального), далеко не всякая власть - от Бога. Славянский перевод, наиболее близкий к греческому подлиннику, доносит до нас истинный смысл слов святого Апостола Павла: «Несть бо власть, аще не от Бога» (Рим. 13, 1). Славянское слово «аще» означает отнюдь не «которая», а «если». Сравним греч. «ου γαρ εστιν εξουσια ει μη απο θεου». В латинском переводе Библии (Вульгата) и староанглийском переводе Библии Короля Иакова соответствующее словосочетание означает «если не», а вовсе не «которая».

Святой Павел говорит не о «всякой власти», а о «властях предержащих» - имеющих высшую власть от Бога. Власть же не предержащая, власть, не основывающаяся на Богоучрежденном порядке, может быть вовсе и не властью, а ее ложным подобием, антивластью, наивысшим проявлением которой станет временное торжество антихриста, которому христианам уж никак не должно повиноваться.

Блаженный Августин "в работе «О граде Божием» вопрошает: в чём отличие государства от больших разбойничьих банд? Ведь «и государство и банды представляют собою общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону и т.д.» Ответ Августина прост: государство, в отличие от банд разбойников, зиждется на справедливости. Но если справедливость попирается, то тогда государство – это просто большая шайка бандитов, а жить в подчинении этой шайке постыдно".

"При отсутствии справедливости, государство - это толпа бандитов. Ведь и банда - государство в своём роде". Agustine "The City of God", book 4, ch. 4.

Святитель Филарет пишет: «…установленные людьми формы власти Богу не угодны. Властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя. Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста...» (митрополит Филарет Московский, «Учение о Царской власти»).

Под руководством блаженной памяти Святейшего Патриарха Алексия II священноначалием было благословлено право церковного народа на мирный, гражданский и ненасильственный протест через п.п. 20 п. 5 главы III «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Напоминаю этот текст, который может стать уже в самое ближайшее время руководством к действию и без предупреждения:

«Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны Церковной полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме, призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».

Таким образом, Московский Патриархат прямо заявляет (дважды – в 2000 и 2008 г.г.) о возможности использования права призвать верующее население к гражданскому неповиновению для отстаивания своих интересов в современном мировоззренчески плюралистическом обществе (Последняя формулировка взята из аналитической статьи кандидата философских наук, доцента, докторанта Орловского государственного университета В.В. Петрунина).

Страх притягивает страх. Любовь притягивает любовь. Подобное притягивает подобное. А нас сейчас пытаются запугать всеми возможными способами. От страха больше умирает, чем от болезни. Надо выводы делать уже сегодня.

На фото – черногорские православные протесты 2019-2020 г.г., которые заставили власть сесть за стол переговоров с протестующим верующим населением. Некоторые эксперты заговорили о феномене «Черногорской православной революции».

1.0x