«Ты этап в моих этапах,
Осень, прокрути назад их!»
Виталий Аверьянов «Осень».
Этот диск — настоящее творение, но мало того, он - своеобразная модель Русского мира. На обложке — красно-солнце, а в его сердцевине зашифрована композиция — три символических зверя — мамонт, волк и сокол, но рядом — крест. Тотемные животные из тьмы веков и — знак поклонения высшей силе — Богу вседержителю. Дизайнер Екатерина Амитон блестяще выявила суть философа, поэта и музыканта Виталия Аверьянова - автора диска «Русская идея». Здесь собраны не только стихи и песни, но главным образом, его четырнадцать книг, с большинством из которых мне довелось ознакомиться, а на две из них написать рецензии.
Поначалу кажется, что Виталий Аверьянов — символист и романтический гуманитарий, однако, он пугающе (sic!) точен в своих определениях. В своё время я сравнила его с академиком эры Просвещения, что отлично разбирался в философии и филологии, а заодно — в истории с географией. Полагаю, моя отсылка не совсем верна — учёные галантного столетия были чрезмерно легкомысленны, как требовала того эпоха. Аверьянов, скорее, персонаж Ренессанса, когда от высоколобого сеньора ждали не просто поэзии, но и богословского переосмысления. В одном из интервью Виталий констатирует: «Докторскую мантию я не снимал, и в музыканта и певца на время не перевоплощался, никогда не переставая быть одновременно и учёным, и автором стихов и песен».
И вот пришла пора сделать некий слепок мироздания, микрокосма и, конечно же, крикнуть «со своих колоколен». Что станет знаковой темой? Почему бы не осень, как этап? «Осень. Мудрость, вескость слова», - как поётся в одной из песен Виталия Аверьянова - и у него день рождения тоже осенью. Неслучайно именно эта вещь открывает диск и по сути мы наблюдаем аксиому русского бытия, неразрывно связанного с осенью. Это и Болдинская осень Пушкина, и левитановские золотые берёзы, и даже «Последняя осень» рокера Шевчука (когда он ещё пел, а не занимался политическим словоблудием). Осенний дух — «Антоновские яблоки» Бунина и - «Осень жизни, как и осень года» в комедии Рязанова. Что-то сакральное в этом умиротворяющем и — примиряющем времени года. Аверьянов словно бы подытоживает всё, сказанное до него и выражает в единой формуле: «Всё в тебе явилось цельным, крепким, зрелым, драгоценным». Декор обложки и вкладыша — под стать осеннему ритму — спокойно-жёлтый фон и багряный сполох переплетаются в мистическом узоре.
Осень — это победоносная и умудрённая зрелость. Подведение итогов, а во многом и отказ от всего наносного: «Встреть же осень, превращенье, судеб перевоплощенье, как вселенское Прощенье, от обиды откажись». Виталий трактует осень вовсе не как смерть, а как перерождение, что и соответствует глубинному осознанию жизни. Урожай собран, а потому надо подумать о вечном и — главном.
В диск включены острые и где-то — хлёсткие сочинения. Такие, как «Начальник» и «Наказ Путину». В этом видится исключительно русская стилистика — обращение поэта к царю или же иному лидеру, через попытку указать на системные огрехи, но безо всякой «лающей» злобы. Критика без истерики. Как нам сейчас этого не хватает! Люди в своей массе поделились на долдонов-лоялистов и упоротых «борцов с режимом». Здравая оценка — это почти недостижимая золотая середина, мимо которой большинство пролетает со свистом. Аверьянов — как идеолог и философ — взвешивает «за» и «против», не опускаясь ни до славословия, ни до брани. А как поэт — играет словами и рифмами.
Виталий Аверьянов в своих работах часто использует синтез науки и творчества, а также идей и знаний. Диск «Русская идея» наиболее полно отвечает этому цивилизационному требованию - мы стоим на пороге качественных изменений в мыслительной деятельности хомо-сапиенса, когда профессиональная узость будет трактоваться, как ущербность. Всё больше востребован человек-оркестр, вернее — человек-симфония. В своих произведениях Аверьянов не боится выдавать смесь «высокого» (эпос) и «низкого» (частушка, прибаутка), хотя подобные эпитеты сейчас уже не имеют значения. Он умело сплетает думы о Русском Мире с шутками и байками. Александр Проханов сравнил Аверьянова с ведуном, при этом добавив, что есть тут нечто и от скомороха. Потрясающе интересно переходить от аверьяновских серьёзных публикаций — к насмешливым песням, при том, что и музыкальный почерк его — уникален. Аверьянов уходит от привычных бардовских построений, становясь чем-то вроде менестреля. «Стихи Аверьянова, положенные на музыку, звучат как баллады. Эти баллады одной своей стихией уходят в традицию русских древних баллад. А другой – сливаются с тем, что мы слышим в песнях Высоцкого, надрывных, иногда блатных, часто политизированных, хохочущих, печальных, - сказал Проханов. Итак, философия обращается балладой, а баллада — частушкой, после чего возникает катарсис — наивысшая точка изумления.
«И стихии ищут Матерь, ищут общий знаменатель / И находят, что Создатель их привел в осенний суд», - поёт Виталий Аверьянов и хочется верить, что все мы тоже найдём небесно-глубинный знаменатель. Этой ли осенью или — потом.