Сообщество «Посольский приказ» 11:45 18 апреля 2018

Орбан — великий и ужасный

Венгрия как островок здравомыслия в море утопающего в маразме Старого Света

Прошло уже две с лишним сотни лет со времён утверждения демократического выбора в нынешнем значении этого понятия, серьёзно отдалившемся от своего оригинального, афинского значения. При бесконечном множестве девизов, теглайнов, призывов и лозунгов громадного количества партий, принимавших участие в праздниках популизма и охлократии, главным лозунгом всегда оставался именно этот: "Ваша демократия — не демократия, если вы голосуете не за нас!" Демократическая партия США, идущая в авангарде всего мирового леволиберального движения, трансформировала это ещё изящнее и понятнее для избирателей: "Демократия — это когда побеждают демократы!" Так или иначе, после любых выборов, будь то выборы президента США или выборы главы муниципального совета в Ботсване, проигравшая сторона всегда будет настаивать на нелегитимности, нечестности и жульничестве в ходе выборов.

Парламентские выборы в Венгрии, прошедшие 8 апреля, едва ли имели хоть какую-то интригу. Партия "Фидес", во главе которой стоит бешено ненавидимый строителями единой Европы Виктор Орбан, одержала уверенную победу.

Орбан собственными методами (зачастую весьма сомнительными) старается сохранить независимость Венгрии не только от Брюсселя, но и от фракций, стоящих за спинами европейских бюрократов. Выборы показали не только высокий интерес населения к избирательному процессу, что продемонстрировала явка в 68 процентов; не только разнообразные методы манипуляции, направленные как против правящей партии и её лидера, так и против евроскептицизма и национализма в целом, но и высокую поддержку гражданами действующего курса. Ничего не напоминает? Как бы там ни было, Орбан, чья партия получила почти половину всех голосов, станет премьер-министром уже в третий раз подряд. Попыткам найти объяснение феномену Орбана была посвящена не одна сотня материалов в западной и венгерской прессе. Если отбросить очевидные и банальные упреки Орбана в диктатуре и построении культа личности (а в Будапеште действительно нередко можно встретить плакаты с лицом премьера), то можно выделить ряд черт, способствующих стабильно высокой популярности Орбана и, как следствие, нахождению его у власти с 2010 года. В первую очередь, это его взгляды, слова и действия, направленные на обеспечение независимости Венгрии и защиту от врагов — как внешних (например, некоторых фракций в брюссельском аппарате), так и внутренних (таких, как миллиардеры, мнящие себя богами и активно меняющие демографическую карту континента). Вторым аспектом популярности Орбана является, как ни странно, его внешность и поведение — словом, всё то, что обычно понимается под размытым определением "харизма". Орбан умеет выступать, он умело заводит любую толпу, будь то люди на площади или депутаты в парламенте. В контексте остальной Европы, где наверх часто пробиваются люди, не имеющие никаких навыков для установления контакта с аудиторией, неспособные зажечь людей даже популярными среди этих самых людей идеями, Орбан выглядит глотком свежего воздуха. Громкий голос, активная жестикуляция и яркие речевые обороты — всё это даёт видеороликам с выступлениями премьера миллионы просмотров в венгерском сегменте YouTube, а врагам "Фидес" — лишний повод сравнить Орбана с Гитлером.

Что касается оставшихся 50% мест в парламенте, 20 из них отойдёт партии с веселящим русское ухо названием "Йоббик", 12 — местным социалистам, а остальные 18 поделят между собой разного рода социал-демократы, "зелёные", защитники прав немецкого и цыганского меньшинств и даже пародийная "Партия двухвостой собаки", призванная высмеивать венгерских политиков в целом, но подозрительно много внимания уделяющая именно деятельности "Фидес".

Что касается "Йоббик", то эта партия, вызывающая бешенство у брюссельцев, открыто выступает за переориентацию внешней политики с Запада на Восток — к России. За такую риторику, а также за ряд резких высказываний по поводу внешних сил, силящихся влиять на внутренние дела, лидер партии Габор Вона заслужил от европейских СМИ сравнение всё с тем же австрийским художником. Кстати, сам Вона перед выборами пообещал уйти в отставку в случае поражения на выборах и обещание сдержал, поблагодарив миллион избирателей за поддержку.

Для стороннего наблюдателя самым сладким результатом венгерских выборов стало не выражение мадьяр поддержки своему премьеру, не победа, в общем-то, пророссийски настроенного Орбана, а прекрасная в своём бешенстве истерика, охватившая СМИ Западной Европы и Америки после подведения итогов. The Washington Post отметилась особым участием в освещении венгерских выборов. Чуть меньше, чем за неделю до плебисцита эта газета, называемая постоянными читателями “WaPo”, опубликовала статью Associated Press, где приводились высказывания "экспертов" институтов и фондов, спонсирующихся всё тем же венгерским миллиардером. Высказывания эти, разумеется, были анти-орбановскими и зачастую даже анти-венгерскими. В освещении итогов выборов WaPo провозгласила 8 апреля "днём, когда умерла демократия". Стоит отметить, что демократия умирает у The Washington Post уже третий или четвёртый раз за год, а ведь сейчас только апрель. Британская The Guardian уделила особое внимание антииммиграционной политике правительства Орбана, открыто признав, что защита интересов своих граждан и противодействие наплыву миллионов чужаков противоречит ценностям Евросоюза. CNN объявил Венгрию "маяком европейского правого популизма", заявив, что Орбан, начавший политическую карьеру на антироссийской почве, сейчас двигает Венгрию обратно, в сферу влияния России. Можно было бы обвинить CNN в манипуляции зрителями и довольно очевидной подмене понятий: ведь сам Орбан не раз говорил, что в конце 1980-х боролся с коммунистическими силами, а не с Россией, но, по всей видимости, CNN делает это не нарочно. На Западе всё чаще и всё более высокопоставленными лицами озвучивается точка зрения, что современная Россия есть тот же Советский Союз. Делается это для оправдания холодной агрессии, а апофеозом этого направления мысли стали слова постпреда Британии в ООН Карен Пирс о том, что "Маркс перевернулся бы в гробу, увидев, что творит страна, основанная на его принципах". Так или иначе, CNN противопоставляет Восточную Европу Западной не по причине кардинально разных взглядов на устройство внутренней политики, а исключительно из-за руки всемогущего Кремля. The New York Times параллельно с освещением результатов уделяет большое внимание рассказам о нарушениях, не приводя конкретных примеров, но публикуя реплики трёх человек, занимающих в "брюссельской иерархии" не последние места. Реплики, само собой, говорящие о недемократичности выборов, где победил не Брюссель.

Лидер, проводящий последовательную политику защиты свой страны от внешнего воздействия, заслуживает поддержки населения, особенно когда противостояние ведётся с такой, превосходящей силами и возможностями, машиной, как европейская бюрократия. Именно поэтому Венгрия в частности и Восточная Европа в целом — островки здравомыслия в море утопающего в маразме Старого Света.

9 января 2025
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x