Когда президент США Дональд Трамп во время встречи в Белом доме с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху публично обозначил проект депортации двух миллионов палестинцев из сектора Газа в Египет и Иорданию и превращения Газы в курорт, а Нетаньяху заявил, что "нарисует с Трампом новую карту Ближнего Востока и изменит историю", многие первоначально стали оценивать эти события как "ошеломляющие, построенные в духе заявленных устремлений США в отношении Гренландии, Канады и Панамского канала". Обозреватель газеты "Нью-Йорк таймс" Питер Бейкер, комментируя решение Трампа по Газе, отмечал, что президент США "на своём втором сроке в Белом доме выдвигает ещё более наглые идеи о перекраивании карты мира по образцу империализма XIX века".
Он действительно стал повышать ставки, утверждая, что речь идёт о нестандартном решении ближневосточной проблемы в силу того, что "в прежние пятьдесят лет попытки её урегулирования на уровне самых высоких международных институтов вели только к войнам". Спецпосланник США на Ближнем Востоке Стивен Уиткофф говорит, что "Трамп работает над изменением метода, которому следовали на протяжении последних 50 лет и который не увенчался успехом". К тому же на Ближнем Востоке испокон веков использовалась практика массовых депортаций народов. Достаточно вспомнить 1917 год, когда из-за подозрений Стамбула в сотрудничестве евреев с британцами в реализации сионистского проекта в Палестине проводилась депортация из Тель-Авива и Яффы, как это делалось с армянами в Османской империи и с греками в республиканской Турции. Или свежие примеры, которые ещё живы в памяти палестинцев: во время палестинской войны 1948 года более 700 тыс. палестинских арабов — около половины арабского населения подмандатной Палестины — были изгнаны из своих домов. Кстати, стремление предотвратить появление новых беженцев стало одной из причин этой войны. Вспоминая об этих событиях, турецкая газета "Джумхуриет" выделяет два важных момента: депортация палестинцев всегда являлась результатом региональной войны и вела к обострению ситуации вплоть до гражданской войны в отдельных странах. И сейчас, по мнению издания, в случае реализации проекта Трампа по Газе, в регионе может начаться новая гражданская война. Так оно и происходит. После того, как министр обороны Израиля Исраэль Кац заявил, что дал указание армии "подготовить план добровольного отъезда жителей сектора Газа", Амман направил к своим западным рубежам дополнительные батальоны, в ответ на что Израиль объявил о создании новой восточной дивизии для защиты своей границы с Иорданией. Король Иордании Абдалла II предупредил Трампа, что перемещение жителей из Газы в Иорданию является "рецептом экстремизма, который посеет хаос на Ближнем Востоке, поставит под угрозу мир между Королевством и Израилем". Но если палестинские беженцы начнут массово пересекать границу, то власти Иордании её закроют, а если израильтяне попытаются открыть её силой, то Иордания воспримет это как "акт войны".
Кстати, напомним, что в 1970 году в ходе столкновений (вошедших в историю как "Чёрный сентябрь") между палестинскими группировками и иорданскими властями, Хашимитская династия жёстко подавила выступления палестинцев. И сегодня в Аммане опасаются, что новая волна переселения может вновь спровоцировать подъём гражданского противостояния. Аналогичного хода событий опасаются и в Египте, и в Ливане.
Но темп развития событий поражает. Трамп в течение всего 15 дней своего президентства пошёл на обострение отношений из-за Газы со всеми государствами Персидского залива и некоторыми другими странами региона. Особое раздражение у них вызвало заявление Трампа о том, что "США в случае необходимости могут взять сектор Газа под свой вооружённый контроль", но в Белом доме припомнили, что администрация президента Джо Байдена предлагала арабским странам ввести в сектор свой миротворческий корпус, от чего они отказались. Теперь же Израиль заявляет, что не примет нормализации отношений с Саудовской Аравией или какой-либо другой страной на условиях создания палестинского государства.
Тем не менее, Трамп решил, что на данном этапе он свою задачу выполнил, и стал отходить от предполагаемой точки бифуркации. Неожиданно он заявил, что "в настоящее время не ведётся обсуждение плана по контролю над Газой". Он также сказал, что хочет видеть стабильность в регионе и его план обеспечит это, добавив: "Мы не хотим видеть, как все возвращаются, а затем уезжают через 10 лет", подразумевая, что произошедшее в Газе за последние месяцы может повториться, и этого следует избежать, применив предложенный сценарий сейчас. Трамп изменил формулировку, говоря, что "выдвинул план по Газе с коммерческой точки зрения, и мы будем разбираться с этим осторожно", чтобы "дать палестинцам надежду на лучшее будущее, возможно, вдали от раздираемой войной Газы". В свою очередь представитель Пентагона сообщил телеканалу "Аль-Джазира", что "Пентагон не получал никаких приказов относительно возможной роли американских войск в секторе Газа".
В то же время советники Трампа стали определять так называемый "сухой остаток" от операции "Большой блеф в Газе", именуемой иначе как "один из величайших и замечательнейших проектов".
Первый результат. Арабский мир выведен из состояния пассивного созерцания событий в Газе. В Каире в конце февраля намечено провести чрезвычайный внеочередной арабский саммит, на котором планируется принятие практических решений для противодействия планам перемещения палестинцев, а также решений по восстановлению Газы в контексте поддержки завершения соглашения о прекращении огня и предотвращения любых нарушений.
Второй пример. Проект Трампа по Газе может оказаться "неосуществимым", он отвлекает внимание от наиболее острых вопросов во втором раунде переговоров о прекращении огня между Израилем и ХАМАС. Бывший премьер-министр Израиля Эхуд Барак заявил, что план президента США Трампа по Газе "направлен на спасение премьер-министра Нетаньяху от его политического кризиса". Об этом говорит и кандидат на пост посла США в Израиле Майк Хакаби в интервью "Фокс ньюс". Таким образом сохраняется правительство Нетаньяху, влиятельная часть которого считает необходимым продолжение борьбы с ХАМАС, "так как эта группировка восстанавливает своё влияние в балансе сил в Газе".
Хакаби полагает, что заявление Трампа о возможном военном контроле над Газой и перемещении его жителей "не выходит за рамки реакции на историческую победу палестинцев", так как проект "является прикрытием для дальнейших шагов на Ближнем Востоке по выводу за скобки процессов Ирана, "Хезболлы" в Ливане, хуситов в Йемене и остальных вооружённых группировок — в Ираке и даже в Сирии". Главное сейчас для Трампа — обеспечение устойчивости перемирия в Газе и предотвращение дальнейшей напряжённости. Поэтому будущего развития событий следует ожидать до окончания первого этапа мирного соглашения по Газе или после его завершения и освобождения всех заложников. Если не удастся достигнуть прогресса в переговорах по второму этапу, Нетаньяху может начать войну, и тогда будет нанесён удар по "видению ситуации и её оценке со стороны Трампа".
В таком контексте не все политики в Израиле уверены в том, что "Белый дом играет на стороне Тель-Авива", так как его заявления не содержат конкретного ответа, кому он передаст Газу после своего предполагаемого контроля над сектором. Поэтому многие израильские эксперты, и не только они одни, предсказывают провал операции Трампа "Блеф" на переходе ко второму этапу соглашения о прекращении огня, у которого, по-видимому, очень низкие шансы на успех, хотя есть мнения, что даже первому этапу может угрожать провал. В этой связи глава израильской военной разведки генерал-майор Шломи Биндер в ходе интервью израильскому "13 каналу" предупредил, что "сложная многоходовая игра может воспламенить весь регион".
Нетаньяху объявил об отправке делегации в Доху для переговоров по второму этапу соглашения о прекращении огня в Газе. Но, по данным израильского веб-сайта "Валла", делегация не получила мандата на проведение переговоров и заявила, что её визит "носит предварительный характер, прогресса в переговорах по второму этапу не ожидается", что "целью визита является демонстрация доброй воли по отношению к администрации США, которая настаивала на отправке делегации в Катар". Значит Нетаньяху намерен продлить первую фазу соглашения "как можно дольше". В свою очередь посол Израиля при ООН Гилад Эрдан уточнил, что "наши цели предельно ясны, мы должны подождать несколько недель, чтобы выяснить, возобновится ли война или следует перейти к переговорам". Это происходит в то время, когда израильская армия объявила, что три её дивизии, действующие в секторе Газа, передислоцированы на оборонительные позиции для усиления защиты границ Газы и Западного Негева. С другой стороны, ХАМАС обвинил Израиль в срыве начала второго этапа переговоров, предупредив, что соглашение о прекращении огня находится под угрозой срыва. По словам одного из руководителей этой группировки Басема Наима, "соглашение вообще может прекратиться и рухнуть".
Конечно, в сложившейся ситуации самое время активно вступить в "игру" странам арабского мира, который, как утверждает "Аль-Джазира", "не говорит на одном языке с 1979 года под влиянием Кэмп-Дэвидского соглашения между Израилем и Египтом". Но события в Сирии показывают, что фрагментация среди арабских стран сохраняется, поскольку Трамп "уверен, что ему удастся решить проблему депортации палестинцев с Египтом и Иорданией, оказывая на них давление угрозами приостановления финансовой и военной помощи, прекращения сотрудничества в области безопасности и другими мерами. К тому же арабы не готовы к решительным практическим действиям в условиях геополитических вибраций".
Пока по факту план Израиля разделить сектор Газа и установить контроль над его севером провалился. Открыт вопрос о сохранении в секторе израильского постоянного военного присутствия, что создаёт для Израиля новую военную реальность и новое политическое уравнение на местах. Его войска остаются развёрнутыми в Филадельфийском коридоре, пограничной полосе между Египтом и Газой. Следуя соглашению, Израиль должен завершить их вывод из Филадельфийского коридора на пятидесятый день прекращения огня. Для Израиля не решена и проблема движения ХАМАС, которое Нетаньяху обещал ликвидировать. Война ослабила эту группировку, но она сохранила военный и политический потенциал и влияние в регионе.
Наконец, ещё об одной интриге, связанной с предложением Нетаньяху Саудовской Аравии создать на своей территории палестинское государство. Член влиятельного Совета саудовской Шуры Юсеф бин Трад Аль-Саадун высмеял этот план и посоветовал президенту Трампу вместо этого разместить израильтян на Аляске, а затем и в Гренландии "после её аннексии". Он предупредил, что "сионистам и их союзникам" не удастся манипулировать саудовским руководством с помощью давления со стороны СМИ и политических манёвров. Так что главные события в регионе ещё впереди.