«Раймонда» Петипа на музыку Александра Глазунова – аллегория «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Русская мечта о далекой как звезда чудесной земле и благоуханных кущах, о ковре-самолёте и странах, где «царствует всеобщее счастье, равенство и благоденствие, где люди не болеют, а зерно родится само по себе»… нередко образ рая на земле связывался с Востоком. Стоит ли в таком случае удивляться тому, что великий француз, законодатель Русского балета однажды претворил мечту в роскошное творение – балет «Раймонда». Действие балета переносит в средневековый замок графини де Дорис; празднуют именины племянницы графини Раймонды. Управляющий дома Сенешаль сообщает о скором приезде жениха Раймонды рыцаря Жана де Бриена. Снова появляется, докладывает о сарацинском рыцаре Абдерахмане, который слышал об удивительной красоте Раймонды и пришёл поздравить её. Пленённый красотой Раймонды, Абдерахман решает похитить её.
«Ночь. Раймонда засыпает, - цитирую либретто первого акта, - и видит во сне, как озаряемая лунным светом, появляется Белая дама. Она жестом приказывает Раймонде следовать за нею в сад… По знаку Белой дамы сад застилается туманом. Призрачной пеленой покрылись деревья. Постепенно туман рассеивается, и Раймонда видит стройную фигуру де Бриена. Раймонда счастлива. Она бросается в объятия своего жениха. Но вдруг он исчезает, и Раймонда встречается лицом к лицу с Абдерахманом. Он пылко объясняется ей в любви, но Раймонда с негодованием отвергает его. Со всех сторон являются видения. Раймонда падает без чувств. Абдерахман уходит».
Русский балет – реальность умозрения. Балет «Раймонда» - тому подтверждение. Изысканность хореографии, пряная экзотика Востока, миры цивилизаций Европы и Востока – художественное полотно шедевра.
Но и этот балет мог быть предан забвению.
Если гений балета ХХ века Юрий Григорович не создал бы редакцию «Раймонды», премьера балета состоялась в 1984 году, в Большом театре. «Юрий Григорович своими балетами и вообще своим творческим возрождением классического балета несомненно способствует дальнейшему совершенствованию русского балета в наше время, как Мариус Петипа наметил пути развития для балета России в прошлом веке. [«Раймонда»] благодаря театральному гению Григоровича и его мастерству великолепен, как и его хореографическое вдохновение». (Уолтер Терри, театральный критик, США).
Но и на этом череда чудес, принятых в Русском балете, не заканчивается. «Раймонда» стал первым балетом, свидетелем которого оказался сам Восток! В феврале 2024 года впервые в истории Большой театр дал гастроли в Омане, на сцене Королевского оперного театра в Маскате (на фото) – чарующий мир грёзы по Востоку, балет «Раймонда».
Впечатлением о гастролях я попросила поделиться Людмилу Семеняку – Народную артистку СССР, педагога-репетитора Большого театра, ученицы которой: Светлана Захарова, Юлия Степанова, Елена Андриенко, Анастасия Горячева, Анна Никулина, Анастасия Меськова, Виктория Якушева, Станислава Постнова, Кристина Петрова – украшение сцены Большого театра сегодня. Достойно продолжают славные традиции Русского балета.
В Омане, в этой редкой для Русского балета стране, я пробыла с Большим театром три дня. И мое первое впечатление: «здесь любят красоту». Столь величественным и изящным в окружении цветов парка оказался Королевский оперный театр в Маскате – столице Омана, в котором Большой театр впервые дал гастроли. Королевский оперный театр – белоснежный дворец из итальянского мрамора, в его архитектуре европейский стиль вписан в арабские узоры. Строго, величественно и внутреннее убранство театра с акцентом на оманское дерево ценной породы. И столько в театр вложено благородства, изящества, что, кажется: был выстроен в каком-то прошлом, позапрошлом веке. Можно только молитвенно сложить руки, глядя не его красоту; сочетание европейского стиля с колоритом Востока меня совершенно поразило.
Театр – огромный. При этом ложи небольшие, каждая рассчитана всего на два-три места, закрыта ручной резьбы створкой. Сцена театра – тоже компактная, но уютная, вместила почти полностью оригинальные декорации Сулико Багратовича Вирсаладзе. За задником сцены – изумительной красоты, в едином со зрительным залом стиле, орган – в театре проходят музыкальные вечера, оперные спектакли, продолжением сцены, как у нас или в Гранд-Опера является фойе, здесь проходили наши репетиции. Через систему галерей можно пройти в кафе, где меню – специально к нашему приезду – было составлено из блюд русской кухни, а за каждым столиком можно было ознакомиться с рекламным буклетом «Раймонды».
«Раймонда» - выбор принимающей стороны. Прежде всего, этот балет полон очарованья, а его романтический сюжет богат на восточные мотивы. С нашей стороны жестом уважения к Оману – обычаям, традициям страны – стал пошив в мастерских театра телесных купальников, комбинезонов из тонкого трикотажа, которые полностью закрывали руки, шею, спину.
Премьерный спектакль танцевала прима-балерина Большого театра Юлия Степанова, с которой я работаю вот уже несколько лет. Танцевала блистательно. Завораживала своим изяществом, женственностью, отточенностью ювелирной техники – школой вагановского хореографического училища. Когда Юля выходила на вариацию, то зал затихал. Гробовая тишина стояла! Так встречают балерину, которая производит впечатление. Замечателен был Миша Лабутин в партии Абдерахмана, Дмитрий Воскубенко – Жана да Бриена. Все артисты были на таком подъеме, что полностью «растопили» зал. И приём зала, обычно сдержанный на премьере, был не просто радушный, а восторженный. Даже кричали «браво!». И еще необыкновенно был поставлен свет. Балет так был освещен, что сиял весь! И звучание оркестра было потрясающим! Павел Сорокин, он вообще «Раймонду» дирижирует восхитительно, а здесь был в таком ударе, что я заслушалась. Всесильная музыка. Что же касается публики, то публика была элитарная, попасть на спектакль было совсем непросто, наверное, пришли люди светские, которые бывают в разных странах мира, - я так думаю; ну, и конечно, были представители Посольства России в Омане.
… «Раймонда», этот балет мне очень дорог. Я получила много подарков от Юрия Николаевича (Григоровича – М.А.), «Раймонда» - один из них: я участвовала в премьере (1984 год, Большой театр – М.А.) следом за Наталией Бессмертновой, была свидетелем и участницей триумфального шествия балета по странам мира: Аргентина, Германия, Франция, Англия. Сейчас смотрела балет из зала Королевского оперного театра и… думала о Юрии Николаевиче. Пожалуй, это были первые гастроли «Раймонды», которые состоялись без самого дорогого мне человека в Большом театре – Юрия Николаевича. Великий мастер, своей редакцией Григорович обессмертил великий балет Петипа. Как бы он был счастлив с нами! А когда продолжалась картина «Сна», я вдруг почувствовала, что по лицу полились слезы. Подарком из моего сна, из того времени, когда я танцевала спектакль на лучших сценах мира, стала «Раймонда» в Омане. И что особенно было приятно, это осознавать: вне зависимости от санкций отношение к Русскому балету – неизменно восторженное – продолжает жить. И Русский балет знает теперь и Оман, гастроли Большого театра стали большим культурным событием. Большой подтвердил репутацию единственного театра в мире, который сохраняет в репертуаре жемчужины Русского балета - мировой хореографии.
двойной клик - редактировать изображение
Людмила Семеняка в партии Раймонды. 1980-е годы, гастроли Большого театра в США. фото из личного архива Л. Семеняки