Сообщество «Салон» 00:00 5 июня 2014

Окошко в прошлое

Выставка проходит в трёх залах. Каждая из комнат — отдельная эпоха в изобразительности, все вместе они позволяют почувствовать, как происходило развитие Ренессанса и художественного академизма

Музей изобразительных искусств имени Пушкина переживает метаморфозы. Уже с порога — на кассах, посетителей встречает "новшество" — тарифная сетка, исходя из которой, после шестнадцати часов входной билет с допуском ко временным выставкам стоит пятьсот рублей. Это пятнадцать долларов или десять евро (по курсу на день написания статьи). Да, в "Пушкинский" стали привозить художников со значимыми, крайне весомыми для истории искусств и всего изобразительного процесса именами, но, как правило, такие громкие и многообещающие выставки на деле состоят из третьесортного контента. Какие-то ранние, ученические работы, которые можно найти только в самых полных каталогах, либо что-то неизвестное из "зрелости" творцов, а также их эксперименты, не всегда успешные. Зато величественная парадная лестница музея, та, что ведёт на второй этаж с колоннами, напоминающими об античности, теперь перегорожена посредине золотой пластиковой аркой, видимо, добавляющей "Пушкинскому" элитности и схожести с ночным клубом. Что ж, по этой лестнице, с которой убрали ковёр, можно подняться на выставку "Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо", которая будет принимать посетителей вплоть до 27 июля.

Тот же зал, где когда-то был выставлен Караваджо, похожая инфо-инсталляция перед входом. Те же слепки с великих скульптур на пути к "Ренессансу". В музеях не принято громко разговаривать. И вроде бы никто этого не делает, но почему-то внутри пространства выставки фоновой шум, создаваемый посетителями, настойчиво давит на уши. Экскурсии порождают временные заторы и блокируют подступы к некоторым картинам. В общем, экспозиция "Живописцы Ренессанса из Академии Каррара" оформлением похожа на (а точнее, полностью повторяет) все остальные "большие" выставки, прошедшие в "Пушкинском" за последние годы. И вновь, несмотря на свою безусловную ценность, данная экспозиция не дотягивает до громкого имени: в Москву привезли пятьдесят восемь работ, тогда как в той самой Академии Каррара в Бергамо, фигурирующей в названии, на сегодняшний день содержится около двух тысяч полотен итальянских мастеров.

Джакомо Каррара был обеспеченным человеком, графом. Ему приписывается основание художественной академии в городе Бергамо. К концу жизни, а умер Джакомо Каррара в 1796 году, граф, будучи коллекционером, накопил огромное количество картин. В 1793 году он открыл публичный доступ к собственной галерее, одновременно учредив там курсы рисунка и живописи. Эта художественная школа больше века находилась в одном здании с галереей, а после была перенесена в соседнее строение. И только в 1988 году она стала официально признанной Академией изящных искусств.

Бергамо — небольшой итальянский городок с населением чуть больше ста тысяч человек. Он расположен на севере Италии, в предгорьях Альп, неподалёку от Милана, у дороги, ведущей к Венеции. Бергамо находится на своём месте более двух тысяч лет, история поселения начинается до нашей эры. Путник, попавший туда, физически переносится в прошлое. Его окружают строения, мимо которых прошли века, он видит улицы, которые сформировались хаотичной застройкой и неописуемым движением человеческих масс. Это путешествие комфортно: перемещаясь во времени, путник по-настоящему не покидает своего удобного мирка, где уже существует стоматология без боли и пенициллин. Есть в Бергамо портал для ценителей искусства — Академия Каррара, где можно воочию лицезреть историю изобразительности, от раннего Ренессанса до недавних лет (в коллекции Академии есть работы известных художников ХХ века).

В "Пушкинском" представлен не портал, но небольшое окошко, и даже это, как говорят, удача. Итальянцы крайне неохотно соглашаются на "гастроли" столь древних произведений искусства. Да и нынешняя выставка скорее результат стечения обстоятельств, нежели одно лишь желание представителей Академии Каррара выставить часть коллекции в Москве. Во-первых, 2014 назван годом Италии в России. Во-вторых, Академия Каррара в Бергамо находится на реконструкции. Осенью этого года долгий процесс будет завершён, и тогда все картины из коллекции вновь вернутся в древний город. Чтобы увидеть их, придётся лететь в Италию.

Выставка проходит в трёх залах. Каждая из комнат — отдельная эпоха в изобразительности, все вместе они позволяют почувствовать, как происходило развитие Ренессанса и художественного академизма. Сначала Кватроченто, в данном случае тесно связанное с готической традицией создания картин, предназначенных в первую очередь для церкви. Цвета радостные, вместе тяготеющие к солнечно-оранжевому, которым и характеризуется данная эпоха итальянского искусства. Образы, все сплошь религиозного характера, уже преображены дыханием гуманизма. Персонажи пытаются предстать перед нами живыми, дышащими людьми, лица, пропорции, всё проработано с болезненной тщательностью, это стремление к реализму ведёт нас дальше в XVI век, вместе с тем отделяя искусство от церкви, превращая его в украшение для самых обеспеченных домов. Техника эволюционирует. Основной темой всё ещё остаётся религия, но теперь её изредка разбавляют и другие сюжеты. Создание портретов из экспериментов превращается в одно из основных направлений деятельности художников. Так, портрет Джулиана Медичи работы Сандро Ботичелли, на мой взгляд, является центральным экспонатом всей выставки. Он висит во втором зале и во многом характеризует первый "расцвет" истинного Ренессанса.

В третьем зале Ренессанс уже наступил. Здесь правит Джованни Баттиста Морони, чьи портреты избавились от оков несовершенства техники и пронесли людей, попавших на холсты, сквозь века как живых. Но даже лучше главных персонажей получались у него кружева. Кроме этого, на выставке стоит отыскать работы Якопо и Джованни Беллини — отца и сына, представителей целой художественной династии из Венеции.

Та часть Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо, что попала в Москву, будто бы являет нам неимоверное желание "возродить" то, что было утрачено. И при этом ощущается фундаментальная неспособность войти дважды в одну и ту же реку. Пусть цвета Кватроченто остаются бесконечно солнечными: во всех работах сквозит некая тоска, оплакивающая потерянный элемент бытия. В "Пушкинском" есть множество экспонатов, демонстрирующих "Древний мир". Пусть огромное их количество — всего лишь копии, например, с камня, на котором были высечены шумерские законы, они полны нерастраченной энергии. Но так уж заведено, что юность мира может случиться лишь однажды.

21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x