Сообщество «Салон» 12:30 27 января 2019

Обыкновенный цинизм

комедия о блокадном Ленинграде "Праздник" - хайп и бездарность
32

«Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна».

Ольга Берггольц.

Лично для меня самые пронзительные, рвущие душу изображения — это ...фотографии предвоенного Ленинграда. Казалось бы — что тут? Радостные девушки в приталенных платьях, улыбчивые юноши-спортсмены со значками ГТО, дети в матросских костюмчиках на фоне памятника Петру Великому, а вот — концерт классической музыки. Работяги на отдыхе. Статуи в Летнем Саду и — старики на прогулке. Задорные подружки в Петергофе — беретики, рукава-буф и белые носочки. Прозрачный солнечный свет, столики респектабельного кафе в центре Питера — заходят две модницы, одетые аккурат по журнальной картинке 1941 года. Дата снимка — май-1941. Через пару месяцев их жизнь круто и бесповоротно изменится.

На всех милых фото мы созерцаем людей, которые с огромной долей вероятности, умрут мучительнейшей смертью. Возможно, этих очаровательниц ждёт голодный коллапс в промороженной квартире, где уже нечем топить равнодушно-прожорливую печь-буржуйку. Перед нами — будущие трупы, ещё не знающие о своей кончине. Смотреть на это, в принципе, невозможно. Блокада — пожалуй, наиболее изощрённое преступление гитлеризма, хотя, осада города, взятие на измор — безошибочный приём во все времена, и пруссаки времён Фридриха Великого были едва ль гуманнее нацистов. Но от того, что убийство — «нормальное» и многажды описанное в художественной литературе деяние, вовсе не означает, что мы привыкли к этому за миллионы лет. «А девушка с лицом заиндевелым, / упрямо стиснув почерневший рот, / завёрнутое в одеяло тело / на Охтинское кладбище везёт», - читаем у Ольги Берггольц и кровь стынет в жилах.

У человека, если он, конечно, полагает себя таковым, есть набор табуированных тем для шуток, прибауток и забавных скетчей. Больше того — эти запреты часто существуют на уровне государственного регулирования — путём включения в уголовный и административный кодексы. Однако и без грозной статьи УК хомо-сапиенс с детства фильтрует определённые смыслы. Одна из таких болевых точек — Блокада Ленинграда, а потому, узнав, что режиссёр Алексей Красовский сварганил … глумливую комедийку о Новом Годе в умирающем городе, я не поверила своим глазам — я несколько раз прочла это чудовищное слово - «комедия».

Разгорелся дикий ор — а как иначе-то? - а господин Красовский прилюдно жаловался на сложности бытия и всячески подчёркивал, что всё это ваялось «на свои кровные». Так сказать, ни гроша от Министерства Культуры и прочих жадненьких госструктур. В широкий прокат оно не попало, зато щедро вывалили на YouTube. Инфо-социум подразумевает открытость. Быдло-либералы, по большей части с восторгом принявшие этот бестактный (мягко-мягко, очень мягко говоря) фильмец, писали у себя в блогах: «Вы сначала гляньте, а потом — браните! А то, как в случае с Пастернаком: не читал, но осуждаю». Так вот я посмотрела. И — осуждаю.

В медиа-пространстве бытует понятие «хайп» (от английского hype). В теории маркетинга это — навязчиво-агрессивная реклама товара, услуги, стиля жизни. Смысл хайпа — зацепить внимание пресыщенного потребителя. В современном обществе хайпом называют любые информационные вбросы — как правило, негативного, будоражащего свойства. Это — эпатаж, рассчитанный на «взрывную волну» в СМИ. На этом строится популярность большинства «звёзд», которые боятся лишь одного — тишины. Потому как тишина — это забвение. Отсюда — громкие разводы, грязные откровения и «голые» фотки в Инстаграме, оглушительные coming-out-ы. Хайп всегда или — почти всегда коммерчески оправдан. Хитрец метнул наживку, пресса — подхватила. Народ — взвился. Результат — фантастический. Все только и болтают об «ужасном поступке режиссёра К.». Но хайповать в нашем информационно перенасыщенном мире становится всё труднее — надобно сочинить что-нибудь этакое. Если уж портить воздух, то — шибче других. Дабы все рухнули в обморок.

Всё чаще мы произносим словосочетание «Окна Овертона» или так: «расширение окон Овертона». Для тех, кто по какой-то причине пока не сталкивался с определением или же — поленился узнать, who is who, поясню вкратце. Американский технарь, юрист и дока социологии-политологии Джозеф Овертон сформулировал технологию, которая делает привычной любую запретную или неприемлемую идею. По Овертону — достаточно скромненько начать «конструктивный диалог», спор на тему, чтобы со временем от дискуссий перейти к лояльности, а там и к узакониванию того или иного табуированного действия, концепции, книги. Если перевести это на русский-образный, то лучше иных подходит изречение: «Коготок увяз — всей птичке пропасть». Начали обсуждать, а достигли скотства. В итоге. «Культура начинается с запретов», - сказал Юрий Лотман, тогда как расширение окон Овертона приводит к закономерной утрате оной. К возвращению к пещерному состоянию, когда основным жизненным принципом было: «Человек — человеку корм».

Но вернёмся к скандальной кинокартине! Авторы в своём желании «хайпануть» вроде как не хотели никого оскорбить. Ага-ага. Просто они наивные такие. Вчера на свет родились. А потому использовали приёмы чёрного юмора, который широко распространён в анлосаксонско-американском мире, но исключительно чужд европейской — в том числе русской традиции. Нам он непривычен. Правда, странно? И даже в рамках голливудского стёба я плохо себе представляю смешочки в адрес мучений, пыток американских солдат, попавших в плен к японцам.

Вместе с тем, начиная смотреть этот фильм, я полагала, что быть может (а вдруг!) здесь кроется какой-нибудь мощный катарсис, как в теории Льва Выготского, открывшего, что интересными, талантливыми считаются вещи, от которых зритель-слушатель-читатель остаётся в изумлении. Но нет! В кадре — неумело-убогая игра, больше всего напоминающая потуги в стилистике молодёжных ситкомов, где каждая дебило-шуточка сопровождается закадровым «бу-га-га». Попкорну нам, попкорну! Также ощущение, что это — смазанный отрывок из халтура-сериала «про СССР», точнее — о «проклятом Совке», что расплодились на ТВ в каком-то невыразимом количестве. В чём дело? Ты хочешь поразить в самое сердце, так постарайся быть хотя бы не бессмысленным. Но какое там! Хайп не подразумевает катарсиса. Это — банальный плевок. Это — экскременты в Греческом зале. Это примерно то, что вытворяли девицы из Pussy Riot и болезный Пётр Павленский, которого — заметим! - очень быстро окоротили в демократической Франции. Эй, ребята, попробуйте в Германии снять дурашливый сюжет про Холокост. Где вас потом искать?

Итак, на экране - один вечер из жизни сталинской элиты, существующей в блокадном городе по особым нормам-правилам. Жена глав-героя капризничает, сетуя, что им опять дали курицу. Как без домработницы ощипать сие чудо в перьях!? Потом эти пух-перья будут постоянно маячить в кадре — грубый эффект повторения. Это, видимо, забавно. Потом курица — каким-то волшебным образом всё же ощипанная — благополучно сгорит в духовке. До угольков. Это вдвойне весело. Посмейся, сытая сволочь.

Фабула такова: засекреченный учёный Воскресенский (типаж «человека рассеянного с улицы Бассейной») и его домочадцы собираются отмечать Новый Год, но подвели детки-мажоры — сынок приводит голодную девушку Машу «из простых», а дочь — вся такая упитанная и в модной шубке говорит, что рассталась с неким Максимом и теперь её жениха зовут Виталий. Мы наблюдаем ряд идиотских диалогов и не смешных (к счастью!) шуточек. Допустим, относительно старенькой бабушки, которая никак не может опорожнить кишечник. Или о том, как у Маши умер отец, но они его держали на балконе в качестве живого — чтобы карточки получать.

Дурь — в каждом жесте, в каждой фразе. Чего стоит, например, монолог Воскресенского о том, что бывший кавалер его дочери — тот самый Максим, оказывается, был немецким шпионом. Смысл таков: я это понял, ибо парнишка совершенно ничего не смыслил в научных терминах и разработках. Прямо, как в тех анекдотах про Штилица, где разведчик не успел выучить язык противника, а потому был вынужден притворяться глухонемым. Даже наивные шпионские детективы 1960-х были осмысленнее в отношении матчасти. А тут видите ли заслали «казачка», не разбирающегося в тематике основного задания. Кинули воровать секреты, а буквам и цифрам не обучили. Хорош Абвер. И подобного смыслового шлака здесь — процентов 90.

У этой кинокартины есть неоспоримый плюс — метраж, длительность. Чуть более часа. При всём том, авторы умудрились сделать фабулу затянутой. Как им это удалось — загадка. Впрочем, нет. Имеется ещё одно достоинство — тотальная бездарность ленты. Да-да. Иногда минус оборачивается плюсом. Начав привычно сетовать, что наснимали тягучую, бестолковую глупость, вдруг останавливаешь себя. Чёрт! Это же прекрасно. Будь «Праздник» гениальным, а игра — тонкой, шедевральной, фильм наделал бы страшных бед, как многие творения, где гений и злодейство оказываются вполне совместимы. Тут, по счастью, нет ни того, ни другого — обычный мистер Хайп (он же - мистер Хайд, окончательно забивший доктора Джекилла) с его нахальными глазами и обыкновенным цинизмом. А нам — читать стихи Ольги Берггольц и не забывать правду, боль, войну: «Художник скажет с гордостью, с отрадой: / - Затем, что ты - сама любовь и жизнь, Бесстрашие и слава Ленинграда!»

Cообщество
«Салон»
5
12 сентября 2023
Cообщество
«Салон»
1
5 сентября 2023
Cообщество
«Салон»
2
Комментарии Написать свой комментарий
27 января 2019 в 13:17

Галина, ВСЕ хотят ХАВАТЬ (сегодняшний школьный жаргон) - вот и изгаляются.
Вот скоро роботы начнут "ТВОРИТЬ" - "то ли ещё будет"...

28 января 2019 в 00:09

ну не надо глупить про хавать. Это творение на уровне мастеров мозговерчения из тавистока создавалось вполне осознано и с ясной целью-разрушение нашего сознания с помощью своих скотских шуточек легко перерастающих в адский смех. И более того , именно для того и созданных. Как бы их всех этих игривых скотов да на скотобазу таки и загнать. А Вы это что специально из этих исчадий адских простачков - дурачков делаете или как?

27 января 2019 в 13:51

Красовский? Мелкий пакостник. Из тех, кто везде выискивает дерь-о. Если не сыщет, свое оставит.

27 января 2019 в 13:59

Дурь — в каждом жесте, в каждой фразе.
******************************************************
Мне кажется, это не дурь, а самый настоящий глум. Наглый глум распоясовшихся мальчиков и девочек на побегушках у Кощея.
Чтоб им пусто было.

27 января 2019 в 15:46

Автору ПЛЮС!
Единственное замечание - сравнение с Pussy Riot неуместно. И хорошо бы напомнили про Петра Павленского, может быть и вообще не знаю.

27 января 2019 в 19:17

Это который свои гениталии к брусчатке прибивал.Потом слинял в Париж,где его недавно закрыли за поджог банка.

27 января 2019 в 15:46

"Все только и болтают об «ужасном поступке режиссёра К.»." - вот, и автор очередной раз не удержалась, чтобы обстоятельно поведать миру об очередном плевке. Окна Овертона, однако, в действии...

Материал об Ольге Берггольц был бы куда более уместен.

28 января 2019 в 05:04

Татьяна, приветствую!
Неужели, мы никогда не научимся писать о ЛЮДЯХ и их судьбах, не заглядывая в лица власти... Стихи Берггольц - это памятник человеческого горя, мужества и высоты Духа. А также это документ и того как наследники Гете и Бетховена перестали быть людьми.

Впрочем, процесс расчеловечивания набирает обороты, если появляются подобные "произведения искусства". Ориентиры сбиты!

27 января 2019 в 15:57

Не была ли акция Pussy Riot 2012 года задуманной самой РПЦ или ещё где-то? Чтобы сплотить народ вокруг Путина и т.с.традиционных ценностей перед мартовскими президентскими выборами в этом же году?
Может и это поганое кино снято для того же? Использовали их всех втёмную,а они и рады стараться.

27 января 2019 в 16:47

Плясало-то их четыре,а посадили только двух. Может этим двум другим дали медаль "За заслуги перед Отечеством".

27 января 2019 в 19:13

Про этих, плясавших, самое интересное - в разном отношении к ним. Особенно мне "понравилась" реакция Путина на вопрос одного из журналистов о чрезмерности наказания: "А вы знаете, КАК переводится название ЭТОЙ группы?" Журналист не стал настаивать.
Я уже писал где-то, что, по всей видимости, референты Путина изучали английскую лексику по порно-сайтам. Потому как слово Pussy в англо-русском ЛИТЕРАТУРНОМ переводе до той поры имело вполне пристойное значение.

27 января 2019 в 22:22

Только если взять его литературный перевод, то в сочетании с Riot выйдет бессмыслица.

28 января 2019 в 01:48

Осуждены были три, насколько я помню. Две пали жертвой Фейгина, сев.

28 января 2019 в 12:25

"бессмыслица"
- А вот это уже разговор именно в вашем стиле, т.е. - беспредметный! Вы о чём, собственно, месье?

28 января 2019 в 18:03

"As to the group's name, Kot says band members are well of aware of its vulgar connotations in English. But "pussy" can also be taken as a term of endearment for girls in Russia.

Kot says the group members liked the tension between that word, and the rudeness and aggression of the word "riot.""
https://www.npr.org/2012/02/08/146581790/in-russia-punk-rock-riot-girls-rage-against-putin

28 января 2019 в 18:38

"band members are well of aware of its vulgar connotations in English. But "pussy" can also be taken as a term of endearment for girls in Russia"
- Вот я и толкую о том, что Путину известен лишь ПЕРВЫЙ перевод. Ни о происхождении его, ни о существовании ВТОРОГО перевода, закреплённого в классических литературных произведениях, ему его референты не рассказали.

27 января 2019 в 19:05

Спасибо, Александр, Что-то такое припоминаю.
Но опять непонятки - Эйтстейн?
Эйнштейн, наверное?

28 января 2019 в 01:45

Я наблюдаю тупорылых где-то с конца шестидесятых, их отнюдь не мало. Пропаганда такого рода рассчитана именно на них, как мы все наблюдали в 90-е, как видим и сейчас.
Так что, с жертвами красовских экспериментов придётся ещё работать.

28 января 2019 в 16:02

Народ теперь что бы подтянуть живот, накачать пресс, убрать бока и сделать тело красивым не нужно сидеть на диетах и заниматься в спортзале! Недавно опробовал уникальный пояс миостимулятор с помощью которого я убрал пузо и накачал пресс, руки и спину всего за две недели не выходя из дома (просто надел и включил). На днях купил пояс девушке, и вышло в 2 раза дешевле чем я брал, советую купить пока такая акция! А вычитал о нем у этого чувака ---~- http://gg.gg/moipres

29 января 2019 в 18:07

Вот, еще одна сволочь, из сонма , заполонивших Россию...

29 января 2019 в 14:28

Эти красовские наследники фашистов. Правда они пока еще не могут уничтожать миллионы людей физически, но уже пытаются лишить их души, с помощью подонков, согласившихся сниматься в подобном фильме. Хотя, после "штрафбатов" и многочисленных "сволочей", удивляться нечему.

29 января 2019 в 18:45

Прочитал я эту статейку... Надо сказать, зря только время потратил, но раз уж потратил, то выскажусь. Я понимаю, что автор статьи и другие "ватники" в комментариях, не способны принять фильм в силу этических убеждений, нравственных, моральных et cetera. К счастью, для меня подобных убеждений не существует. Вероятно, автор, согласно ее словам, перестанет считать меня после этого человеком. Мне плевать.
Собственно, к делу.
Вероятно, в детстве вас кормили концентрированной ватой, типа фильма "А зори здесь тихие". Очень жаль, потому что эта комедия о блокадном Ленинграде помогает определиться с выбором: либо вы тот, кто ест курицу, либо вы тот, кто умирает от голода за тех, кто ест курицу. Что интересно, и тем и другим дают значки блокадников.
Если всё же вы не можете это принять, то посмотрите фильм с другой стороны. Это аллюзия на сегодняшнее время.
На этом у меня всё. Можете продолжать вопить о цинизме.

29 января 2019 в 23:23

это ж надо же так все перевернуть испохабить-.. кто ест курицу. Похоже понятия -идея, страна для Вас в принципе недоступны. Так что тут дело много серьезней и хуже , чем просто цинизм. Хуже, потому что Вы не способны осозновать общность целостность мира. И если Вы попадаете на определенный уровень управления страной, то это реальная для страны и людей беда.

30 января 2019 в 16:56

Sima, а что же я испохабил? Представьте себе, в блокаду голодали не все. Но дело не в этом. Я понимаю, что переубеждать вас бесполезно.
Но если я вам скажу, что это не комедия? Это сатира. Взгляните на фильм с другой стороны. Там про наше время, а не про войну и Ленинград. Всё лежит на поверхности, а вы и не поняли даже... Фильм-то хоть смотрели?

31 января 2019 в 01:55

дело в том что это не комедия и не сатира, а прямое насилие над стандартами обеспечивающими выживание этноса. То есть попытка их разрушения путем замещения стандартных установок- а именно помощь ближнему в любой ситуации , на как бы небходимость оценки- а не наживается ли кто то на этом моем личном соучастии в этом чужом как бы горе. Так что тут все по науке-измени слово , потом смысл , а потом возьми тепленьким того У кого в результате крыша то и съехала-как собственно и изобразили нам евреи киевские над народом наши украинским. Хотя, конечно , и у нас по той же схеме и сработали перестройщики тщательно выпестованные нашей же АН СССР и КГБ СССР.

31 января 2019 в 12:40

Вы, мыслите. как свободный от всякой ваты человек. Почти тоже говорил мне бывший полицай: "Я служил оккупантам, а потому сладко ел и сладко пил, в тепле и уюте, в отличии от этих самых партизан мотавшихся по заснеженным лесам и болотам, нападавшим на немецкие гарнизоны и взрывавшим поезда, постоянно рисуя жизнью. Отсидел свое и жив, здоров! "

1.0x