Музей Москвы гудит от людей, как улей — от пчёл. Он расположен в зданиях Провиантских складов, чьи белые, едва скошенные стены выходят на Садовое кольцо. Сейчас там одновременно проходит несколько выставок, и даже занятный кинофестиваль, который к моменту выхода данной статьи уже завершится. Народ толпится в залах, посещает мастер-классы, скандалит из-за билетов на киносеансы, которых катастрофически не хватает, пьёт вино и коньяк на торжественных открытиях выставок и пытается найти свободные крючки в гардеробе. Похоже, музейное дело в столице переживает какой-то локальный ренессанс. 22 января состоялся вернисаж экспозиции, посвящённой новому проекту фотографа Михаила Розанова. Выставка озаглавлена "Ясность цели" и продлится до 1 марта.
Михаил Розанов возник не из пустоты. Его появление в культурном пространстве можно датировать 2000-м годом, когда свет увидел проект "Ступени", демонстрирующий линии и текстуры гранитных лестничных конструкций. Затем были "Цветы" и "Поверхности", "Архитектура" и "Москва". В 2006 году публике была представлена серия "Завод", демонстрирующая, судя по обилию труб и цистерн, некое нефтеперерабатывающее предприятие. Эта серия обладала достаточной самостоятельной визуальной выразительностью, чтобы, образно говоря, разлететься на цитаты. Даже люди, весьма далёкие от искусства и не знающие о существовании Михаила Розанова, рассматривали эти снимки, копировали их, использовали в качестве иллюстраций, проникались их настроением.
Потом были ещё такие проекты, как: "Рим", "Гербарий", "Пустыня", "Антарктика", "Поле", "Свет", "Тоталитарная архитектура", "Объекты". Михаил Розанов побывал внутри "больших мозгов" — конструкции, венчающей здание Академии Наук на Воробьёвых горах, и этому визиту также посвящена отдельная серия. На снимках фотографа нет людей. Есть только форма, линия, текстура, соотношения объёмов, углов. Здесь присутствует весомое влияние минимализма, но оно никогда не становится довлеющим, потому что в большинстве серий основной объект внимания не теряет своей сути, и фотографии остаются рассказом о реальности, а не свободным рассуждением, скажем, о соотношении прямых линий и окружностей.
На вопрос о том, как возник такой стиль, и присутствовали ли в какой-либо период творчества на снимках люди, Михаил ответил, что эстетика минимализма и сконструированного кадра привлекала его с самых первых шагов. После беглого знакомства с работами фотографа, может сложиться впечатление, что он живёт отшельником в высокой башне из отполированного обсидиана. А единственной формой его контакта с другими живыми людьми выступают жесты, с помощью которых раз в неделю он даёт поручения человеку в маске, который доставляет на вершину башни продукты.
На вернисаже Михаил Розанов оказался человеком открытым для общения. Он двигался по залу, давал интервью, принимал цветы от поклонниц и, кажется, собственных студенток, целый косяк которых в одно мгновение возник в выставочном зале и на некоторое время парализовал все прочие людские перемещения.
"Ясность цели" посвящена визуальному исследованию таких комплексных и значительных структур, как ВДНХ, Военная академия имени Фрунзе и здание Министерства иностранных дел. Во многом эта серия перекликается с "Тоталитарной архитектурой", созданной в 2013 г. Очевидно, что и тут, и там перед зрителем предстают объекты особые, наделённые повышенным значением и окутанные множеством смысловых слоёв, в том числе сакральных. Человек, только-только заимевший фотоаппарат, наверняка выберет одним из первых мест для съёмок ВДНХ, но стоит сказать, что ракурсы, предложенные Михаилом Розановым для данного места, вряд ли придут в голову из ниоткуда, наобум. Кроме того, объекты ВДНХ предстают в своей наилучшей форме, фотограф сказал, что съёмки были осуществлены практически одновременно с тем, как здания почистили и отмыли в ходе масштабной реконструкции.
"Ясность цели" — это, в своём роде, деконструкция величественных архитектурных символов советской эпохи. Но деконструкция особая. Их будто бы разбирают на части, из которых впоследствии составляется композиция, эксклюзивно предназначенная для того или иного кадра. Но при этом остаётся ясная читаемость идеологического заряда, содержащегося в архитектурных элементах. Это, безусловно, рассказ о великой империи. Съёмки были высокотехнологичными, использовались современные телеобъективы и камеры. Затем каждый снимок проходил компьютерную обработку, чтобы прямые параллельные линии были именно таковыми, а небо, служащее фоном для статуй, представляло собой идеальную заливку, без помарки, без облачка — как на жизнеутверждающих советских плакатах конца 40-х—начала 50-х годов ХХ века. Технологичность при работе над произведениями и выстроившаяся в последние несколько лет идеологическая направленность роднит Михаила Розанова с Алексеем Беляевым-Гинтовтом, который также присутствовал на вернисаже. Вскользь было упомянуто о возможности создания их совместного проекта или хотя бы совместной выставки. Пока же, Музей Москвы не стал устраивать подобную экспозицию. Кстати, все снимки из серии "Ясность цели" перешли в коллекцию музея.
Фотографии строго чёрно-белые, но их общий цветовой тон и баланс белого едва заметно тяготеет к "тёплому" спектру. Может показаться, что их отпечатали с помощью мазута или они были опубликованы на страницах старых советских газет. В зале выставки также имеются некоторые художественные памятники советской эпохи. Например, бронзовые статуэтки и расписные вазы, напоминающие амфоры, самая большая из которых была изготовлена в честь 800-летия Москвы в 1947 году на Ленинградском заводе керамики и преподнесена в символический дар "всем трудящимся столицы".
Выставка "Ясность цели" своевременна и соответствует духу эпохи. Возрождается имперская риторика — и вот перед нами предстают инкапсулированные свидетельства того времени, к которому в самом ближайшем будущем будут обращаться всё больше и больше. Удивительно, но образы, представленные на фотографиях Михаила Розанова, несмотря на то, что с момента создания самих архитектурных объектов прошло уже почти семьдесят лет, не потеряли актуальности. Они готовы к использованию уже прямо сейчас.