Сообщество «Посольский приказ» 00:07 18 июля 2023

НАТО про деньги и американский бюджет

США перекладывают на Евросоюз часть расходов своего бюджета на ВПК

Итоговое коммюнике саммита НАТО в Вильнюсе имеет 90 пунктов и только три из них – про деньги. 27-й пункт про «твердое обязательство ежегодно инвестировать не менее 2% нашего валового внутреннего продукта в оборону, … во многих случаях потребуется больше 2% ВВП …». 28-й пункт указывает на обязательство «инвестировать не менее 20% наших оборонных бюджетов в основное оборудование и разработки … в сочетании с ежегодными расходами на оборону не менее 2% ВВП». В 73-м пункте говорится о Европейском союзе как об уникальном и важном партнере НАТО, трансатлантическом распределении бремени и поддержке общего увеличения расходов на оборону. Казалось бы, всего три пункта из 90 – это совсем немного.

Но стоит учесть, что 11 июля, одновременно с открытием саммита НАТО, вышел отчет об исполнении федерального бюджета США за октябрь-июнь. Дефицит бюджета за эти 9 месяцев составил 1,4 трлн долл. по сравнению с 0,5 трлн долл. годом ранее, и такой дефицит грозит стать третьим крупнейшим в истории после ковидных 2020 и 2021 годов. Доходы бюджета упали на 11%, а расходы выросли на 10%, включая рост расходов на оборону на 8%.

За несколько недель до саммита НАТО был опубликован составленный Бюджетным офисом Конгресса США официальный долгосрочный бюджетный прогноз, в котором дефицит стремится к каждому третьему доллару расходов и госдолг к 200% ВВП к 2053 году. Это именно официальные цифры, а аналитические уточнения, опубликованные в нашей газете в статье «Официальный долгосрочный прогноз бюджета США», указывают на возможное достижение госдолгом планки 200% ВВП уже к 2033 году.

Официальный оптимизм среднесрочного удержания бюджетного дефицита на уровне 5% ВВП и госдолга на уровне 120% ВВП к 2033 году базируется на приличном росте доходов и удержании от такого роста расходов как процента ВВП. Но социальные, медицинские и процентные расходы неизбежно будут расти из-за старения населения и высокой величины госдолга, а вот сокращение военных (!) и прочих расходов как процент ВВП выглядят утопичной декларацией.

Казуистика размеров военных расходов США такова, что декларирует одновременно кажущийся рост в номинале и сокращение в реальном выражении. В частности, военные расходы предполагается снизить в реальном выражении с 3,6% ВВП в 2022 и 2023 годах до 2,8% ВВП в 2033 году, но умеренно увеличить в инфлируемых долларах с 936 до 1095 млрд долл., то есть на 17% за 10 лет. В реальных долларах (за вычетом инфляции) декларируется возврат военных расходов к 802 млрд долл., которые были в прединфляционном 2021 году. Такие цифры содержатся в пояснительных таблицах к внесенному на обсуждение в Конгресс президентом Байденом бюджету на 2024 год и предстоящую десятилетку.

Для сравнения, в 2013 году военные расходы составили 640 млрд долл. и за десятилетку к 2023 году выросли на 46%, то есть почти в три раза больше планов роста на предстоящее десятилетие. ВВП за предстоящую десятилетку предположительно вырастет с 26,5 трлн долл. в 2023 году до 38,5 трлн долл. в 2033 году или на примерно те же 45%.

Разница между ростом военных расходов за прошедшее десятилетие на 46% с декларируемым предстоящим номинальным ростом военных расходов всего на 17% составит, постепенно нарастая, в 2033 году внушительные 29% или 270 млрд долл.

На ближайший 2024 год политики могут ограничиться простой заморозкой роста военных расходов в рамках соглашения по потолку госдолга, и такая заморозка уже даст небольшое сокращение в реальных долларах за счет инфляции. А вот на чем конкретно можно реально сэкономить в дальнейшем – это американским политикам еще предстоит решить.

Предполагаемое сокращение военных расходов даже иногда обсуждается американскими политиками и обсчитывается Бюджетным офисом конгресса. Желающие могут открыть раздел Budget Options сайта Congressional Budget Office, где выложены основные предложения и расчеты. Сразу следует отметить, что предложений по сокращениям немного, и их долларовые величины в официальных расчетах выглядят сколько-нибудь внушительно лишь за десятилетку, а не за год. А если еще неудачно «порезать» американский ВПК как основной получатель военных ассигнований бюджета, то тем самым замедлится и без того небольшой рост американского ВВП. Кратко перечислим все эти предложения, показав нереальность достижения «в лоб» указанных на десятилетку основных бюджетных параметров.

Итак, предлагается несколько мер экономии на выплатах военнослужащим. Индексировать денежное довольствие военнослужащим и зарплату гражданским служащим предлагается на 0,5% медленнее инфляции, а также с игнорированием как бы реального роста ВВП на 2% ежегодно и аналогичного роста зарплат в коммерческом секторе. Казалось бы, ежегодно всего 2,5%, а за десятилетие получается падения уровня жизни военнослужащих на 25% относительно частных работодателей.

Обсуждается замена 80 тысяч военнослужащих на гражданских на вспомогательных должностях, с тем чтобы сэкономить на понижении их профессионального статуса в годы службы-работы и потом при выплате пенсий. Предполагается отмена минимальной оплаты труда гражданских служащих на военных строительных работах в размере не менее региональной средней. Эти зарплатные меры дадут целых 30 млрд долл. бюджетной экономии в среднем за год на предстоящее десятилетие.

Заявлено несколько гипотетических мер сокращения социальных и медицинских расходов военнослужащим и ветеранам. Пособие на аренду жилья в размере 95% ее стоимости предлагается постепенно сократить до 80%. Более 9 млн человек получают медицинскую поддержку за счет Пентагона, и им предлагают платить франшизу (часть страховки) из своего кармана: 485 или 970 долл. в год для военнослужащего или его семьи, 300 долл. для ветеранов. Часть дополнительных медицинских и лекарственных расходов ветеранам компенсируется из бюджета сообразно восьми группам приоритетности, и предлагается прекратить доплаты двум самым массовым группам с наименьшими приоритетами. 5 млн ветеранов трудоспособного возраста получают пособие по инвалидности, определяемое по десяти группам, исходя из вероятности потери или снижения заработка – предлагается отменить такое пособие для первых трех самых легких групп, а также отменить выплаты по инвалидности при наличии иных доходов свыше определенной суммы. Группу инвалидности могут начать пристрастно проверять на предмет ее реально боевого или бытового происхождения. Суммарно эти меры могут дать примерно 20 млрд долл. экономии в год.

Рассматриваются идеи по сокращению закупок вооружений. Предлагается либо сократить вдвое финансирование программы кораблестроения в целом, либо по авианосцам остановиться на достройке четырех (разной степени готовности). Обсуждается опция задержать вывод из эксплуатации четырех атомных подводных лодок, удлинить сроки финансирования строительства двух новых и отменить заказы на еще две, еще и сократив закупки новых баллистических ракет для них с 642 до 482. Также возможно прекращение закупок новых крылатых ракет с ядерными боезарядами для бомбардировщиков при исчерпании сроков хранения имеющихся. Предлагается отложить разработку обновленного бомбардировщика В-21 на время после 2032 года, вывести из эксплуатации старые бомбардировщики B-1 без их замены, а также ускорить вывод из эксплуатации истребителей F-22. Возможно сокращение закупок новых дорогих истребителей F-35 на 500 штук до 2028 года с переориентацией на более дешевые F-16. Предлагается отменить (!) программу разработки самолетов с вертикальным взлетом и продолжить эксплуатацию имеющихся вертолетов. Также возможно прекращение замены 400 располагаемых межконтинентальных ракет шахтного базирования и продление их эксплуатации, сокращение системы защиты от ракет средней дальности на 44 противоракеты. Суммарно все эти мероприятия гипотетически позволят сэкономить 20 млрд долл. ежегодно.

Казалось бы, приведенный список потенциальных мер экономии военных расходов обширен и дает суммарно 70 млрд долл. ежегодно. Только экономию надо найти примерно на 270 млрд долл. в год к 2033 году, что за вычетом перечисленного обсуждаемого требует еще 200 млрд долл. Да и меры на 70 млрд долл. пока только обсуждаются, а узаконены лишь общие намерения в межпартийном соглашении по потолку государственного долга в начале июня. Даже умеренное будущее фактическое отклонение основных бюджетных параметров от заявленных планов может вызвать эскалацию бюджетного дефицита и госдолга. Чтобы выявить дополнительные источники экономии еще на 200 млрд долл., следует обратиться к указанным в начале данной заметки 2% ВВП всех членов НАТО, включая Швецию и Финляндию и, возможно, Японию (ей обещано открытие офиса НАТО).

В мартовском отчете НАТО по итогам 2022 года было указано, что только 7 из 30 стран выполнили норматив в 2% ВВП. Эта семерка, помимо США, включала Британию и Польшу, а также таких «гигантов», как Эстония, Латвия, Литва и Греция. Из крупнейших стран Евросоюза военные расходы составили: у Германии 1,5% ВВП, Франции 1,9%, Италии 1,5%, Нидерландов 1,4%, Испании 1%, Швеции 1,2%, из неевропейских стран: у Турции 1,6%, Канады 1,4% и Японии 1%. Если бы только эти страны довели свои военные расходы до требуемых 2% ВВП, то прибавка составила бы 120 млрд долл. Выше со ссылкой на итоговое коммюнике саммита в Вильнюсе указано на экстренные случаи свыше 2%, что и потребуется для достижения американской экономии на дополнительные 200 млрд долл .

В американской Стратегии национальной безопасности 2021 года декларируется, что цели США будут достигаться с помощью четырех воздействий: дипломатическое (создание коалиций), информационное (влияние на мировое общественное мнение), военное (никак не единственное) и экономическое (санкции или снятие ограничений). Именно под сочетание этих четырех элементов в бюджете на 2024 год и предстоящую десятилетку декларируется сокращение расходов в реальном выражении относительно роста ВВП и инфляции. Следует заострить внимание именно на дипломатии и коалициях, как раз предполагающих перекладку части военных расходов с США на союзников по НАТО и Японию. Само же сокращение американских военных расходов за счет союзников, не входящее в перечисленные в первой половине статьи меры, обсуждается в отдельных документах в нескольких сценариях: от пропорционального сокращения численности военнослужащих и военной техники по всем родам войск до сокращения в большей степени за счет сухопутных войск либо авиации, при соответствующем наращивании этих сил у союзников.

Отдельно следует отметить, что заказы для американского ВПК не то что сократятся из-за американской экономии, а предположительно вырастут за счет военных заказов от союзников по НАТО. Наиболее наглядно это сейчас происходит на примере истребителей, когда западноевропейские страны поставляют Украине старые, идущие под списание F-16, а взамен заказывают новые дорогие американские F-35. Более того, передача Украине F-16 предполагается отнюдь не даром и не по бросовым ценам. Формально в заголовках публикаций СМИ и речей политиков звучит слово «помощь», но в деталях часто используется слово «кредит». Об этом «Завтра» писала в статье «F-16 Украине: Lockheed Martin хочет заработать на их списании». В принципе проблематика перераспределения военных расходов Евросоюза в пользу США через закупки вооружений является отдельной обширной темой.

Таким образом, умеренность западных политиков по продолжению поддержки Украины, продемонстрированная на саммите НАТО в Вильнюсе, имеет двоякое денежное измерение: с одной стороны, требование сократить военные расходы США с целью хотя бы удержать от эскалации рост бюджетного дефицита и государственного долга, с другой стороны, поддержание страха у европейских обывателей для обоснования роста европейских военных расходов на замещение американских в условиях высокого государственного долга стран Европы и предстоящего сокращения социальных расходов.

Автор - доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
28 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x