Бюджетный офис Конгресса США в последних числах июня выпустил долгосрочный бюджетный прогноз (The 2023 Long-Term Budget Outlook) с ростом дефицита бюджета почти в два раза (с 6 до 10% ВВП). В этом прогнозе указано на ухудшающуюся демографическую ситуацию (сокращение рождаемости и старение населения), рост расходов на обслуживание госдолга, пенсии и медицину. Удержать бюджетный дефицит даже на огромных 10% ВВП должны помочь сокращение инфляции и военных расходов, продолжающийся приличный рост производительности труда и отсутствие каких-либо финансовых кризисов. Однако эти предположения носят декларативный характер, а придание им реалистичности означает скачок дефицита до 17% ВВП, и тогда госдолг превысит 200% не в 2053 году, а значительно раньше.
Долгосрочный бюджетный прогноз охватывает перспективу в 30 лет до 2053 года. Основным методом составления этого прогноза является наложение друг на друга долгосрочных демографических тенденций и тенденций в общественных финансах, с экстраполяцией трендов последних 30 лет на следующие. Документ не содержит анализа фундаментальных технологических новаций, конкурентоспособности финансовой системы и промышленности США как важнейших основ декларируемого роста производительности труда и долгосрочного экономического развития. Документ также не рассматривает вероятность и огромные негативные последствия финансовых и социально-экономических кризисов будущего, линейно продлевая усредненные цифры относительно благополучных прошлых лет и игнорируя историю кризисов предыдущих десятилетий.
Во вводном резюме анализируемого документа показано нарастание бюджетных противоречий. Бюджетный дефицит вырастет с 5,8% ВВП в 2023 году поэтапно до 10% ВВП в 2053 году, главным образом за счет роста процентных расходов, тогда как без их учета первичный дефицит декларативно составит 3,3%. Государственный долг в публичной части вырастет с 98% ВВП в 2023 году до 181% в 2053 году, но публичная часть игнорирует долги перед ФРС США и пенсионными фондами госслужащих, что добавит еще 24% ВВП (соответственно 122 и 205 % ВВП). Расходы в перспективе 30 лет существенно вырастут с 24,2 до 29,1% ВВП, а доходы вырастут чуть-чуть с 18,4 до 19,1% ВВП.
Основной рост расходов придется на процентные выплаты по гособлигациям, которые вырастут с 1,9% ВВП в 2022 году до 4,8% ВВП в 2043 году и до 6,7% ВВП в 2053 году (+4,8 п.п.). При этом столь внушительный рост процентных расходов основан на оптимистичных прогнозах удержания инфляции в среднем на уровне 2,3% на предстоящие 30 лет, исходя из допущения повторения аналогичного уровня инфляции за 1993-2022 годы, а также на простой экстраполяции долгосрочных процентных ставок 4% годовых с предыдущих тридцати лет на следующие.
При этом в 2022 году США прошли через большой всплеск инфляции в размере 8%, по аналогии с одним из трех скачков инфляции в 1970-е годы, когда средний уровень роста цен был вдвое больше, чем в нынешнем прогнозе. Также многие факторы антиинфляционной политики 1990-х годов, благодаря которым тогда удалось перейти от высокой инфляции к низкой, исчерпали себя, и пока не понятно, как изыскать подобные.
Декларируется умеренная безработица с ее скачком в 2023 году до уровня 4,7% и затем сокращением до 4,1%, при среднем уровне безработицы 5,7% за 1993-2022 годы. Более важный показатель занятости населения будет постепенно сокращаться с 62,2% в 2023 году до 60,3% к 2053 году, при средних значениях этого показателя 65% в предыдущие 30 лет.
Сочетание высокой безработицы сверх канонических фишеровских 5% с вполне приличной занятостью обеспечивали ранее снижение инфляции и продолжение экономического роста. На предстоящие же годы предполагается сокращение безработицы, что противоречит целям удерживать умеренную инфляцию, а также предполагается падение занятости, означающее противоречие с экстраполяцией прежних значений экономического роста. Казалось бы, речь идет всего об одном-двух процентных пунктах каждого из показателей, но накопление таких значений в перспективе 30 лет как раз и приводит к недоверию к прогнозам экономического роста.
Потенциальный рост ВВП декларируется на уровне 1,6% на следующие 30 лет, по сравнению со средним ростом 2,4% за предыдущие 30 лет. Основой экономического роста заявляется продолжение роста производительности труда на 1,3% при 1,6% за предыдущие годы. В каждое из предыдущих тридцати лет американские власти пересматривали методики измерения производительности труда, так что если использовать якобы устаревшие методики 1980-х годов, то этот показатель окажется завышенным примерно на 2% ежегодно.
Именно такими пересмотрами объясняется фундаментальное противоречие между накопленным якобы реальным внушительным ростом экономики и недостижением в последние годы типичных показателей прошлых десятилетий по производству автомобилей, строительству домов и другим натуральным проявлениям экономического роста. Также долгосрочный прогноз никак не раскрывает, за счет чего (каких технологий или методических подкруток) продолжится рост производительности труда.
Замедление экономического роста с 2,4 до 1,6% объясняется демографией. За последние 30 лет численность рабочей силы возрастала в среднем на 0,8% ежегодно, и этот показатель замедлится до 0,4% в 2023-2033 годах и затем до 0,2% в 2043-2053 годы. Торможение роста рабочей силы вытекает из общего торможения роста населения с 0,9 до 0,3% от прошлых к следующим 30 годам. В прогнозе прямо указано, что рождаемость будет падать ниже простого замещения населения начиная с 2042 года, хотя уже в 2019-2022 годах был нулевой естественный прирост, после которого прогнозируется очень умеренный отложенный всплеск и затем уход этого показателя в минус.
Удерживать минимальное приращение населения и рабочей силы предполагается за счет мигрантов, прирост численности которых должен быть около 1,4 млн чел ежегодно. Для сравнения, во вполне удачном для американской демографии 2022 году миграционный приток составил 1,2 млн чел, хотя в 2019 году этот приток составил 595 тыс. чел, а в 2021 году всего 247 тыс. чел, что ставит под сомнение достижимость показателя 1,4 млн чел.
Старение населения выражается в без малого достижении равенства между населением молодого и зрелого возраста, с одной стороны, и предпенсионного и пенсионного возраста, с другой. В 1983 году население в возрасте 25-54 года составляло 95 млн чел, а в возрасте 55 и выше – 50 млн чел, с пропорцией 1,5 в пользу трудоспособных возрастов. В 2022 году молодых и зрелых было 130 млн чел, а людей пред- и пенсионного возраста уже 100 млн чел, с ухудшением пропорции до 1,3. В 2053 году людей 25-54 лет будет 139 млн чел, а в возрасте 55 года и старше – 129 млн чел.
Казалось бы, ползучее повышение пенсионного возраста позволит сбалансировать рынок труда и пенсионную систему. Однако за последние годы занятость людей старше 55 лет упала с 41 до 38%, занятость взрослого населения колеблется между 81 и 84% без ясного тренда вверх, а занятость молодежи упала с 78 до 72%. Именно поэтому в последние годы в США наблюдается сочетание рекордно низкой безработицы, низких темпов экономического роста и растущей инфляции. Если продлить тенденцию последних лет, то текущая молодежь будет работать меньше в зрелые годы, а пенсионеры в будущем также продолжат сокращать свои трудовые подвиги, и тогда рынок труда и пенсионную систему ждут еще более сложные времена, чем заявлено в долгосрочном прогнозе.
Старение населения приведет к росту социальных и медицинских расходов федерального бюджета, суммарно с 10,9% ВВП до 14,8% (+3,9 п.п.). Социальные расходы, прежде всего на возрастных людей, вырастут с 5,1% в 2023 году до 6,0% в 2033-м, а после, согласно прогнозу, необъяснимо почти не растут, несмотря на продолжение роста численности возрастного населения. Медицинские расходы растут с 5,8% в 2023 году сначала до 6,6% в 2033 году, затем до 8% в 2043-м и до 8,6% в 2053 году, как раз следуя тренду старения населения.
Если предположить динамику пенсионных расходов аналогично медицинским, то к 2053 году эти две статьи расходов достигнут 16,1%. По прогнозу вклад этих двух статей в рост бюджетного дефицита составит дополнительные 3,9% ВВП, а если использовать последнее допущение, то уже 5,3% ВВП.
Еще одна нереалистичная бюджетная интрига кроется в декларативном сокращении дискретных, в основном оборонных, расходов с 6,5% ВВП в 2023 году сразу до 5,6% к 2033 году и затем до 5,4% в дальнейшем. Дискретные расходы в целом составляют 7% ВВП (28% от всех расходов) по проекту бюджета на 2024 год, и в их составе военные и не военные расходы делятся примерно пополам по 3,5% ВВП. Чтобы хотя бы сохранить на прежнем уровне военные расходы, невоенные дискретные расходы надо сократить на треть с 3,5 до 2,5% ВВП.
В составе невоенных расходов – экономические стимулы, дополнительные расходы на медицину и образование. История прежних десятилетий не вполне подтверждает реалистичность их сокращения. Планируемая динамика военных расходов была достигнута лишь в 1990-е годы на фоне окончания Холодной войны и еще до роста могущества Китая. В современных геополитических условиях и с учетом фактического роста военных расходов в последние годы их декларативное сокращение выглядит утопично.
Казалось бы, удачно сокращаются прочие расходы с 4,2 до 2,1% ВВП. Однако по данным об исполнении бюджета 2023 года, прочие расходы составляют лишь четверть не прочих расходов, и сокращение этой четверти никак не сможет уравновесить противоречие с ростом трех четвертей. Более того, эти прочие расходы включаются в дискретные невоенные расходы, и налицо двойной счет сокращения расходов в попытке убедить читателей отчета в возможности удержать дефицит бюджета в размере 10% ВВП.
Следует также отметить нереалистичность долгосрочной динамики доходов: с 18,4% ВВП в 2023 году с их небольшим падением до 18,1% к 2033 году и потом необъяснимым ростом до 18,6% и 19,1% ВВП к 2043 и 2053 годам. Никаких налоговых реформ в прогнозе не заявлено, значимых результатов налоговых реформ при Обаме достигнуто не было, несмотря на попытки деофшоризации и медицинской реформы, а последнее умеренно результативное повышение доходов было при Клинтоне на фоне пузыря доткомов. Ухудшение демографической структуры в виде сокращения доли занятых пенсионеров и молодежи также не будет способствовать росту налогов. За последние пару десятилетий только 2022 год позволил собрать более 19% ВВП доходов, но на тот год пришлись отложенные в 2020 году налоги ковидных стимулов и доплаты налогов от огромного скачка фондового рынка 2021 года.
Официальный прогноз также игнорирует периодические финансовые кризисы и скачки госдолга в результате антикризисных бюджетных мер поддержки экономики. Именно кризисы 2001-2003, 2008-2009, 2020-2021 годов выводили госдолг скачкообразно вверх в среднем примерно на 20% ВВП. Мантры типа "экономика стала другой, и теперь все будет иначе" звучали в завершающие годы бумов в преддверии каждого из указанных кризисов. Анализируемый долгосрочный прогноз, похоже, повторяет ту же мантру.
После придания ключевым положениям прогноза более реалистичного характера получим, что бюджетный дефицит через 20-30 лет скакнет с текущих 5,8% до 17% ВВП, а именно: дополнительные 4% процентных расходов, 5,3% социальных и медицинских расходов, 1,1% за счет нереалистичности сокращения дискретных и военных расходов и 0,7% нереалистичности роста доходов.
Более реалистичный огромный бюджетный дефицит означает, что каждый второй доллар бюджетных расходов будет платиться за счет прироста госдолга и денежной эмиссии. Больший бюджетный дефицит также означает пересчет траектории прироста госдолга и процентных расходов, эскалацию таких расходов и еще больший выход дефицита из-под контроля.
Таким образом, уровень государственного долга превысит 200% ВВП не в 2053 году сообразно официальному прогнозу, а где-то в 2038-2043 годах. Если же в ближайшие 15-20 лет случится очередной финансовый кризис, то он ускорит достижение долгом отметки в 200% минимум на 3-5 лет.
***
By the Numbers
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
Автор - доктор экономических наук, профессор департамента общественных финансов Финансового университета