В конце мая США одобрили поставку Украине до 24 истребителей F-16. При обнародовании такого решения Байден сослался на Зеленского, обещавшего, что F-16 не будут использоваться для атак по российской территории и в ходе контрнаступления. Западные СМИ также опубликовали дополнения, что поставки будут за счёт истребителей, находящихся сейчас на хранении в европейских странах, и что такие истребители были разработаны в 1970-е годы.
В новости о начале тренировок украинских пилотов в Дании, опубликованной многими СМИ со ссылкой на датского министра обороны Троэлса Лунда Поульсена, прямо сказано про поставку Украине списанных самолётов. Процитируем новость об этом на сайте yahoo.com ("Denmark to start the training of Ukrainian pilots on F-16s"): «Вывод из эксплуатации флота стареющих американских истребителей скандинавской страны был перенесён на два года вперед, а замещающие истребители F-35 будут введены в строй к 2025 году». Там же сказано, что «Дания заказала 27 истребителей F-35A, которые заменят более чем 40-летние F-16».
Тему солидного возраста американских истребителей периодически поднимают и американские СМИ, например, в Defense News в заметке "US Air Force warns of aging fighters, poor purchasing efforts" ("ВВС США предупреждают о старении истребителей и неэффективных закупках") ещё в сентябре 2022 года отмечали, что «среднему истребителю на вооружении около 28 лет, некоторые истребители F-16 начали летать ещё в начале 1980-х годов, и в них пытаются вдохнуть новую жизнь до 2040-х годов».
Институт Митчелла в научной публикации "Decades of Air Force Underfunding Threaten America’s Ability to Win" ("Десятилетия недофинансирования военно-воздушных сил угрожают американским возможностям выиграть") приводит шокирующие данные о лётной годности американских истребителей: «Истребителей в 2022 году на вооружении числилось 2176, но за вычетом учебных и неспособных летать оставалось всего 975 годных к полётам истребителей, тогда как в 1989 году способных летать было 4321 истребителя».
Ещё более удручающую картину старения американских военных самолётов приводил журнал Air&Space Forces Magazine применительно к бомбардировщикам и транспортникам (заметка "Average Age of USAF Aircraft" от ноября 2021 года): «Средний возраст бомбардировщиков B-52, транспортников Boeing C-135 и Lockheed C-130 Hercules составлял 60 лет. Пентагон планирует продлевать сроки эксплуатации B-52 до 100 лет, лишь меняя двигатели и радары».
У США также проблемы с производством и финансированием новых самолётов F-35. Например, новостной портал Breaking Defense опубликовал заметку о том, что модернизированные F-35 не будут приняты Пентагоном в июле ("Upgraded F-35s won’t be accented by Pentagon come July"), а поставки начнутся с декабря 2023 года или даже апреля 2024 года. До этого времени любой произведенный F-35 не будет приниматься Пентагоном. Причиной называется неготовность некоей системы Tech Refresh 3 (TR-3), компонентами которой являются новые датчики, высокоточное оружие, возможности радиоэлектронной борьбы и системы обработки данных.
Закупки Пентагоном истребителей F-35 являются самой большой статьей расходов федерального бюджета США по контрактам с конкретным поставщиком. На текущий 2023 год запланировано потратить 11 млрд долл. на закупку 57 истребителей F-35 в рамках контракта, анонсированного в июле 2022 года сроком на три года общей суммой 30 млрд долл. по 375 истребителям. Помимо огромного контракта на новые F-35, действует контракт на модернизацию имеющихся 126 таких истребителей на сумму 7,8 млрд долл., а также еще более внушительный сервисный контракт на обслуживание таких самолётов.
Пентагон, Бюджетный офис Конгресса (Congressional Budget Office), Счётная палата США (Government Accountability Office) и компания Lockheed Martin ведут эпичный многолетний спор по поводу контрактной цены в расчёте на один новый самолёт в диапазоне от 79 млн долл. (обещаемая поставщиком цена при закупке нескольких сотен истребителей сразу) до 193 млн долл. (фактическая цена закупки 2023 года) и даже до 221 млн долл. (фактическая цена 2007 года, еще задолго до всплеска промышленной инфляции на 19% в 2022 году и близкой по величине накопленной инфляции за полтора десятилетия).
Помимо этого, спорящие вокруг F-35 стороны не могут добиться друг от друга выполнения заявляемых условий. Конгресс не может найти деньги на увеличение в разы закупки и без того дорогих истребителей F-35 для понижения контрактной цены каждого на эффекте масштаба производства. Производитель не может выйти на устойчивую траекторию снижения цены, поскольку количество закупаемых самолётов в разы уступает мечтам производителя, плюс немалая промышленная инфляция. Результатом компромисса в рамках такого торга и являются огромные сервисные контракты на модернизацию и обслуживание в общем-то новых самолётов. Такие контракты создают видимость снижения цены покупки самолётов за счёт переноса существенной части расходов на их обслуживание. Также задержки в принятии самолётов после модернизации являются результатом их фактической дороговизны и недофинансирования. Как у Ильфа и Петрова про утро, вечер, деньги и стулья.
В рамках двухпартийного пакетного соглашения по потолку американского госдолга предполагалось фактически заморозить военные расходы США в составе дискретных расходов. Соглашение предписывает наращивать такие расходы не более, чем на 2% в год от фактического уровня 2022 года, что является элементом декларативной борьбы со скачком бюджетного дефицита в 2023 году в 2,5 раза относительно предыдущего года. Хотя по исполнению американского бюджета в 2023 году военные расходы уже выросли на 8% за счёт их индексации после скачка потребительской инфляции летом прошлого года до 9% и промышленной до 19%.
США продают F-16 и Тайваню. Еще в 2019 году был одобрен контракт на поставку 200 истребителей общей стоимостью 8 млрд долл. Официальные лица США и американские СМИ жонглирую терминами "помощь", "кредит", "продажи" применительно к тайваньскому контракту, и из-за такой неразберихи в августе 2022 года правительство Тайваня даже заявляло о приостановке переговоров для прояснения финансовых условий. В мае 2023 года западные СМИ облетела новость о задержке поставок Тайваню 66 якобы новых истребителей F-16V, хотя журнал Air&Space Forces Magazine в ноябре 2022 года сообщал о переносе производственной линии таких самолётов из Техаса в Южную Каролину и выпуске первого после возобновления производства F-16, а также о планах выпуска 128 таких истребителей за десятилетие (!). Это косвенно указывает на поставки Тайваню главным образом подержанных, мягко говоря, истребителей за внушительные деньги.
Для понимания цены вопроса полезно процитировать некоторые данные из годового отчёта компании Lockheed Martin за 2022 год. Выручка за год составила 66 млрд долл., из которой американское правительство обеспечило 49 млрд долл., остальная сумма поступила от американских союзников. Чистая прибыль составила 5,7 млрд долл., на выкуп акций было потрачено 7,2 млрд долл. и на дивиденды 3 млрд долл., а на капиталовложения и фундаментальные исследования 1,7 млрд долл. Таким образом, акционерам было выплачено 10,2 млрд долл., почти в 2 раза больше чистой прибыли, в 6 раз больше капиталовложений, практически на уровне годовой суммы закупок Пентагоном новых самолётов F-35.
Для сравнения, весь оборонный бюджет России на 2023 год утверждён в размере 5 трлн руб. (58 млрд долл. по курсу на дату публикации этой статьи), почти как годовая выручка Lockheed Martin. В России законтрактованы ежегодные поставки в 2023-2024 годах 22 истребителей Су-57, а также 42 истребителей Су-30, Су-34 и Су-35, то есть на уровне годовых поставок подобных истребителей Пентагону. При этом за сопоставимые деньги США получают только истребители, а Россия финансирует все свои Вооружённые силы, еще и в условиях военного конфликта с Западом.
Таким образом, фактически вся история с поставками списанных F-16 Украине заключается в побуждении стран Западной Европы закупить новые F-35, чтобы хоть как-то разрешить трудности с бюджетным финансированием Пентагоном производства F-35, а по сути – выплатить частным акционерам Lockheed Martin очередные 10 млрд долл. за год.
Фото: IMAGO/Daniel Kubirski
Автор - доктор экономических наук, профессор департамента общественных финансов Финансового университета