Сообщество «Круг чтения» 00:02 19 мая 2022

«На планете мёртвой вспыхнет жизнь…»

о поэзии автора "Совдетства"

Юрий Поляков. Время не устаёт. — М. : АСТ, 2022. — 576 с.

Юрий Поляков — один из самых востребованных отечественных писателей, его творчество широко известно в России и за рубежом. Каждая его книга становится событием. В своих произведениях он продолжает традицию русской классической прозы, сочетая лёгкость и изящество стиля с глубоким анализом человеческих характеров, социальных явлений и образов текущей эпохи. Широкому читателю он полюбился стилевой универсальностью, доброй иронией, отсутствием категоричности в суждениях (за исключением случаев, имеющих принципиальное, мировоззренческое значение), но главное — правдивым описанием жизни и недвусмысленным выражением своего отношения к действительности.

Важным качеством, выделяющим писателя в ряду нынешних "знаковых" литературных имён, является его ярко выраженная патриотическая и в хорошем смысле слова консервативная позиция. Оставаясь сыном своего времени, Юрий Поляков противостоит модной в постсоветские годы тенденции отказа от прошлого, дискредитации советской эпохи, искажения исторической правды. Не секрет, что в ходе так называемой перестройки и позднее многие советские писатели предали идеалы, которым ревностно служили и, по выражению классика, "задрав штаны", побежали за новыми хозяевами жизни, стараясь предугадать их желания и органично вписаться в капиталистическую "новую реальность". Юрий Поляков на протяжении всех этих лет не боялся говорить правду, даже если она шла вразрез с актуальными "трендами" и мнением "начальства". Его острая публицистика воздействует на формирование общественного мнения по наиболее горячим вопросам нашего непростого бытия.

Новая книга Юрия Полякова "Время не устаёт" — это двенадцатый том, завершающий издание собрания сочинений автора. Естественно, для любого писателя выход "Собрания…" — событие важное и волнительное. Это и определённое подведение промежуточных итогов, и возможность взглянуть на своё творчество как бы со стороны, и признак высокого профессионального статуса. Но есть в этом ещё и прямой интерес читателя, получившего возможность приобрести для домашней библиотеки произведения любимого автора в компактной форме. Поэтому выход собрания сочинений Юрия Полякова — это событие неординарное, заслуживающее пристального внимания как со стороны читателей, так и со стороны критиков и литературоведов.

Двенадцатый том — особый. Далеко не все знают, что дебютировал Юрий Поляков в качестве поэта — выпустил ряд поэтических сборников. Но в дальнейшем жизнь внесла коррективы. В двенадцатом томе собраны стихи, написанные в разные периоды. Здесь стихи патриотического содержания, любовная и философская лирика, политическая сатира, пародии и эпиграммы. И эта малоизвестная сегодня ипостась Юрия Полякова даёт новое, более широкое представление о его творчестве, о формировании его таланта и характера. Многие известные писатели входили в литературу со стихами и сохраняли это лирическое внутреннее горение, зажжённое поэтическим вдохновением.

Философское начало в стихах Юрия Полякова столь органично переплетено с лирическим, что это переплетение стало признаком стиля. Вот одно из наиболее характерных стихотворений:

Если в мире всё взаимосвязано,

От шуршанья трав до хода лет,

Значит, всё, что между нами сказано,

Важно для людей и для планет.

Значит, оттого что двое досветла

По Москве бродили, обнявшись,

Где-то луг дождя напьётся досыта.

На планете мёртвой вспыхнет жизнь…

Стихотворение датировано 1985 годом, и в нём явственно ощущается атмосфера и знаки позднесоветской эпохи — стремление человека осознать мир и своё место в нём, чувство единства и связанности всего на свете, целомудренность и чуткость взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Эти стихи прекрасно воспринимаются и сегодня, и читатель словно возвращается в прежнюю, духовно чистую атмосферу. Конечно, у поэтов советской эпохи разный уровень дарования, но в целом советская многонациональная поэзия формировала нравственную систему координат, создавала атмосферу, благоприятную для воспитания и развития лучших человеческих качеств. Правда, впоследствии эти качества уступили новым, "демократическим" ценностям и установкам, но они были, и они способствовали тому, что наша жизнь — трудовая, творческая, очень непростая, состоящая из многих проблем — была освещена изнутри тёплым светом, внутренним смыслом. Стихи Юрия Полякова сегодня возвращают нам эту атмосферу, заставляя многое понять, заново прочувствовать и переосмыслить.

Когда случается война

Нахмурясь, думает крестьянин

О том, кто уберёт поля.

Спортсмен — что будет только ранен.

Старушка — что пойдёт пальба.

Хозяин — что его постройка,

Возможно, будет сожжена.

Ревнивый муж — о том, насколько

Верна красивая жена.

Поэт — о том, что нынче люду

Не до рифмованных обид…

И все — о том, что живы будут.

Что будет кто-нибудь убит…

Говорить о сложных философских вопросах бытия на простом и доступном языке, не понижая при этом уровня поднимаемой проблемы, — признак истинного таланта. Сегодня, особенно в среде молодых литераторов, есть манера относиться к советской поэзии в лучшем случае со снисходительным высокомерием. Такое отношение чаще всего объясняется неспособностью или нежеланием прочитать стихи без предубеждения, постараться услышать и понять.

Перечитывая иногда стихи признанных мэтров советской поэзии, мы видим, что при всей разнице масштабов дарований, их объединяет преемственность (порой, может быть, чрезмерно ортодоксальная) по отношению к нашей классической традиции. В центре внимания советской поэзии всегда находился человек с его вполне конкретной жизнью — чувствами, мыслями, заботами, нравственным выбором… Слова для этого требовались простые, но сама серьёзность и глубина подхода к творческой задаче сообщала этим "простым" словам глубокий бытийный смысл и острую поэтическую эмоцию. Поэт Юрий Поляков органично воспринял эту линию и талантливо выразил её в своих стихотворениях.

Горькая ирония и злая сатира слышны в отповеди Юрия Полякова тем, кто на протяжении многих лет пытался убедить нас в том, что вся история России — это история деспотизма, репрессий и всяческого зла.

Бедный Дельвиг умер, затравленный:

Бенкендорф Сибирь посулил.

Бедный Горький умер, отравленный:

Сам Ягода яду подлил.

Слёзы жертв до сих пор не высохли.

И теперь, кого ни спроси:

При царях ли, при коммунистах ли

Только мучались на Руси.

Как и вы, ненавижу цепи я.

Но нельзя жить, отцов кляня!

То, что вы называли "Совдепия",

Это Родина для меня…

Патриотизм пронизывает всё поэтическое творчество Юрия Полякова, от самых первых стихов молодого поэта, до современных, — уже известного прозаика и авторитетного общественного деятеля. Онтологическая необходимость восстановления связи времён, прерванной на рубеже веков, вдохновляет его в 2018 году на страстные, саркастичные и горькие строки, призванные пробудить в народе подавленное самосознание и вернуть достоинство, обретённое в ходе трагичного и величественного исторического процесса и утраченное в процессе духовной смуты "эпохи перемен".

Бессмертный полк

В день пресветлый портреты героев

Мы проносим под сенью Кремля.

Победив и Отчизну отстроив,

Вы ушли. Но родная земля

Отпускает вас в этот великий,

В этот горький и радостный час:

Из могил поднимаются лики

И с презрением смотрят на нас…

Стихи, собранные в книге, написаны в разные годы, но воспринимаются органично, поскольку отражают творческую эволюцию писателя.

В разделе "Сатира" Юрий Поляков остроумно и искромётно высмеивает как факты действительности, так и одиозных персонажей истории и современности. И читатель может убедиться в том, что такие вроде бы архаичные и маргинальные жанры, как пародия и эпиграмма, и в наши дни обладают большой художественной и моральной силой, нередко оказывая прямое влияние на общественное сознание. И если жанр пародии в советское время развил и продолжил свою традицию, то актуальность эпиграммы проявилась именно в новейшие времена, когда необходимость выразить отношение к человеку и дать ему жёсткую оценку зачастую имела ситуативный, мгновенный характер. Эпиграмма, в отличие от иного поэтического текста, чаще всего передаётся изустно и начинает жить в народе самостоятельной жизнью. И вот мы видим, как тщательно выстроенный медийный образ того или иного деятеля разрушается под воздействием точно подмеченной черты и метко сказанного слова.

Сергей А. Ковалёв

С врагами России всегда в унисон —

Замызганный правозащитный клаксон.

Загадка

Что такое Хакамада?

Наглость, пудра и помада…

Волкогонов

От словоблудья генерал,

Морочащий народ.

При коммунистах в меру врал,

Теперь без меры врёт.

Дободался

Просто было на бумаге:

Всё — сексоты да ГУЛАГи…

Знай — бодай врага!

А вернулся на руины —

Лишь схватился за седины…

Зря точил рога!

Есть в этом разделе эпиграммы и пожёстче. Охват персонажей, кому они адресованы, чрезвычайно широк: от политиков до деятелей культуры, и каждому Юрий Поляков даёт лаконичную и исчерпывающую оценку.

Стихов, написанных Юрием Поляковым, вполне достаточно и для самобытной поэтической биографии. Кроме стихов, которые составляют основную часть книги, есть здесь и другие материалы, также представляющие большой интерес. Книга открывается подборкой эссе, освещающей широкий круг вопросов и тем. Писатель делится воспоминаниями о литературной жизни советской эпохи, рассуждает о природе творчества. Повествуя о начале своей литературной биографии, красочно и достоверно описывает атмосферу и нравы в среде советских литераторов, делится своим жизненным опытом с молодыми поэтами, даёт им советы.

"В 1980-х на радио я вёл поэтический клуб "Берёзка", ко мне приходили тысячи писем от начинающих поэтов со всех уголков необъятной нашей страны. В этих письмах были стихи на самые разные темы, но больше всего — о любви к Родине. Многие, увы, напоминали рифмованные передовицы газеты "Правда", и в ту пору меня это страшно раздражало. Но теперь, поумнев и пережив разгром страны, я думаю, что государственная пропаганда, навязывающая гражданам любовь к своей стране, это — при всех издержках — всё-таки гораздо естественнее, нежели агитпроп, воспитывающий в людях неприязнь к собственной Державе. Дорогие молодые поэты, пишите стихи о любви к Родине! Не бойтесь "либеральной жандармерии". Не стесняйтесь своего чувства! Это нормально и даже необходимо. И пусть вас не смущает раздражение тех, кто едет в чужом поезде. Они вам не попутчики…"

В книге также представлены повесть о поэте-фронтовике Георгии Суворове и ряд статей о поэзии. Несомненно, универсальный литературный опыт известного прозаика будет интересен не только литераторам, но и широкому кругу читателей.

Cообщество
«Круг чтения»
1.0x