Сообщество «Салон» 00:00 26 февраля 2015

На западном фронте без перемен

Странно, но первое чувство, которое испытываешь после просмотра этой картины, — "никого не жалко". А ведь авторы, казалось бы, делают всё, чтобы вызвать у зрителя ощущение трагичности происходящего. И в самом деле — тема "женщины на войне" является беспроигрышным сценарным ходом. Но здесь он не работает. Почему? На мой взгляд, если сравнивать "Батальон" с хрестоматийными "А зори здесь тихие…" (первая параллель, приходящая на память), то в фильме Месхиева не хватает личностных историй бойцов "женской команды".

"Батальонъ" (2014, Россия, режиссер — Дмитрий Месхиев, в ролях — Мария Аронова, Мария Кожевникова, Ирина Рахманова, Янина Малинчик, Марат Башаров, Евгений Дятлов)

"На редкость стройно и молодцевато маршируют взводы "солдат", подобранных по росту, представляя зрелище необычное и трогательное до слез. Это "Женский батальон смерти"!" журнал "Огонёк", июнь 1917 г.

Тревожная весна 1917 года. После победы Февральской революции страна окончательно погружается в хаос. Ситуация на фронтах — катастрофическая. Русская армия находится в последней стадии разложения — солдатские комитеты и немецкий шнапс превратили боеспособные части в неуправляемую толпу. Офицеры обречённо наблюдают, как во вверенных им частях верховодят небритые солдатики с красными бантами на шинелях. Выход из создавшегося положения находят не золотопогонные офицеры Генерального штаба, а "душка Керенский" (Марат Башаров): для поднятия боевого духа на фронте он решает создать женский "Батальон смерти" под командованием легендарной Марии Бочкаревой (Мария Аронова). На запись в этот батальон выстраиваются колоссальные очереди — великосветские дамы, курсистки, солдатские вдовы, крестьянки — кажется, что всё женское население Петрограда желает вступить в "Первую женскую команду смерти". А дальше — "курс молодого бойца" для слабой половины человечества, полоса препятствий, стрельба и метание гранат, "суровый, но справедливый" мордобой от унтера Бочкарёвой, Западный фронт, предательство в тылу, газовая атака и безнадежный штурм немецких позиций. На событийную насыщенность, ограниченную двумя часами экранного времени, авторы "Батальона" не поскупились.

Странно, но первое чувство, которое испытываешь после просмотра этой картины, — "никого не жалко". А ведь авторы, казалось бы, делают всё, чтобы вызвать у зрителя ощущение трагичности происходящего. И в самом деле — тема "женщины на войне" является беспроигрышным сценарным ходом. Но здесь он не работает. Почему? На мой взгляд, если сравнивать "Батальон" с хрестоматийными "А зори здесь тихие…" (первая параллель, приходящая на память), то в фильме Месхиева не хватает личностных историй бойцов "женской команды". Мотивы и сюжетные линии героинь то провисают в воздухе, то обрываются без какой бы то ни было логики. Да и батальные сцены сняты с такой же невнятностью — глаз просто не успевает идентифицировать стриженных ёжиком и перепачканных героинь. В результате все они для стороннего зрителя — "на одно лицо", почти без судьбы и истории. И картина невольно трансформируется не в рассказ о самых разных женщинах, вставших на защиту России от врага, а в жизнеописание героической Марии Бочкарёвой. Но ведь и фильм тогда следовало б назвать не "Батальон", а, скажем, "Госпожа Начальник", как героиня Ароновой требовала обращаться к себе.

А разгадка всей этой сценарной невнятице, как мне кажется, лежит на поверхности. "Батальон" в очередной раз, как и многие российские неудачные блокбастеры, снимался одновременно в двух форматах — полнометражного фильма и телесериала. Возможно, на экране Первого канала трагическая история Бочкаревой и ее соратниц будет раскрыта более полно, но что-то мешает мне поверить и в это.

Можно понять, задача, стоящая перед авторами — первый отечественный фильм о Первой мировой войне — невероятно трудна. Но ведь практически весь фильм представляет собой огромную раскавыченную цитату из всего мирового военного кинематографа. От "Служили два товарища" Евгения Карелова до "Солдата Джейн" Ридли Скотта. От "Красной площади" Василия Ордынского до "Сталинграда" Федора Бондарчука. И во всем этом уже давно знакомом видеоряде тонут и блестящая актерская игра Марии Ароновой, и отличная работа бутафоров и художников, и сама история "Первой женской команды смерти", которая, безусловно, заслуживает лучшей экранной судьбы. В конечном итоге ключевой фразой фильма оказывается оставшийся без ответа вопрос небритого солдатика, заданный Бочкарёвой на передовой: "Ты зачем привела их сюда? На смерть? На погибель?" И катастрофически не хватает под финальные титры надтреснутого голоса Александра Вертинского: "Я не знаю, зачем и кому это нужно…"

3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x