ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ. "Реакция"
Смерть убегает, вся правда в этом,
остальное — выдумка городового.
Подделка для детворы! Дело серьёзное.
Нет выхода дальше, нет и не надо.
Ох, любит лидер "танков" Лёха Никонов красивые слова и эффектные позы. Но для поэта — а музыкантом он себя убеждённо не именует — сие нормально. Тем более для поэта на панк-сцене. Вот и "Реакция" одновременно имеет несколько прочтений — человеческое, политическое, биологическое. У "П.Т.В.П." хватит места и действию, возникающему как ответ на воздействие, и реакции организма на раздражение, и аттестации современной системы — не будем забывать, что Никонов всегда был близок леворадикальному мировоззрению. И вряд ли для него очевиден афоризм драматурга Декурселя "оппозиция — это завтрашние реакционеры".
"Альбом "Реакция" — грязный и лиричный, агрессивный и меланхолический, где тяжёлые рифы, напор и социальная позиция соседствуют с откровенными любовными признаниями и рефлексией. Дионисийские и аполлоновские чувства впервые в истории группы связываются столь явным и показательным образом. Это то, о чём мы не могли и не хотели промолчать. Наша реакция!", — провозглашает Никонов.
Десятый альбом "П.Т.В.П." — первая работа после "Ключа от всех дверей" 2014 года. Предыдущий альбом был неожиданным для социально-ориентированной группы опытом сражений с демонами в своей душе. Но и настоящий, вобравший в себя политическую повестку дня, оказался на треть, если не больше, повязан лирическими номерами. По музыке это вариации модерн-панка и мелодик-хардкора с умеренным привлечением электроники — резкие, агрессивные гитары, истошно-надтреснутый вокал и тяжёлое качественное звучание.
Обычная реакция фанатов на "Реакцию" — "бомба!". Почему-то никто не задумывается, что само слово не абсолютно, не определяет силу и масштаб взрыва. "Реакция" — альбом драйвовый, но одноцветный. Даже кровь — наиболее частое слово пластинки — словно серого цвета. Очень много эмоций, грязи, шума, максимализма, претензий, пафоса, пусть наверняка с осознанием перехлёста, который, однако, работает и как художественный приём. Впрочем, у Никонова маска давно приросла к лицу, и то, что он реагирует искренне и непосредственно, — не оспоришь. Пусть его "символ веры" путан, наивен, противоречив.
Первый номер — "Время говорить" — полноценное введение в альбом. Пожалуй, самый цельный и яркий. Дальше — по убывающей. После ударного номера, переварив противоречия "Лестницы в никуда", оценив трагические "Розы в грязи" и более-менее приняв "Реакцию", замечаешь, что пластинка проседает и размазывается.
Никонов намеренно открыт цитатам и аллюзиям, включая собственные произведения — есть параллели даже со стихами и с монологами нашумевшей панк-оперы "Медея". Отсылки к "Карамазовым" и де Саду, Брехту, а может, и Цветаевой (никоновское "чёрная звезда смотрит в никуда" и цветаевское "косматая звезда, спешащая в никуда").
Ещё одно удивительное послевкусие — рок-восьмидесятые с их "красным солнцем", "переменами", "войнами" и "временем". Тогда "время" звучало в каждой третьей песне, потом наступила пора безвременья. Никонов активно обращается к фигуре времени, выходя к настоящему и грозя будущим.
Из бесспорно-привлекательного — питерская атмосфера пластинки, местный колорит, поданный без нарочитой символики; брутальные и саркастические лозунги-афоризмы ("дьявол прячется в деталях, Бог — в кровавой каше слов", "руины морали в дерьме законов", "не того убили, не того замучили русская история, принципы и случаи"); оправданная атака на заплывшее жиром и медийным шумом сознание. Само собой, весь этот набор привычен в "приличном обществе", как в спектакле, коим и является "Реакция".
Никонов пытается идти к искусству очищающему, преодолевающему абсурд, неврозы и сумрак, но по-прежнему, уже старомодно, цепляется за "театр жестокости".