После оглушительного дебюта и уверенного продолжения "Барто" сделало паузу — прошлый альбом "Привет! Тоталитаризм!" был собранием каверов на песни известных и неведомых героев отечественной сцены. Однако, несмотря на чужой материал, "Барто" только подчеркнули своё оригинальное творческое лицо. За последние пару-тройку лет "Барто" несколько подзатаскали в политическом контексте — при том, что сами музыканты, демонстрируя неравнодушие и гражданскую позицию, собственно к "партбилетам" всегда относились без энтузиазма.
Единственный заметный политический жест — прошлогодний, совместный с "Трэш-шапито КАЧ" сингл "Кiсья ересь", по мотивам известного "выступления" Pussy Riot, который совершенно точно лучше оригинала и, понятное дело, куда уместнее по форме.
Новый альбом практически лишён политической рутины (хотя тем для спекуляций за последние пару лет возникло с запасом) и наполнен злыми и весёлыми выпадами в отношении "общественных язв". Снова "секс и насилие", вот только с "хорошим настроением" сложно.
Сегодня "Барто" — это питерский дуэт Мария Любичева/Евгений Куприянов. И некоторая точка сборки, открытый проект, который постоянно привлекает на записи и выступления своих друзей и соратников. На альбоме уже привычно отметился продюсер, композитор и видная фигура индустриального сообщества "Прохор" Мостиев, а песенных коллабораций целых четыре: в "Прекрасной эпохе" участвуют питерский поэт Вячеслав Киньшин, "Фео" Порубов из "Психеи", маэстро Анжей Захарищев фон Брауш из "Оберманекен" и Глеб Самойлов. Последний альянс, давший яркий брутальный номер "Фоторезонатор", пожалуй, наиболее логичен и перспективен. К тому же Глеб Рудольфович всегда тяготел к арт-провокациям, когда радикальные темы подаются в поп-обёртке.
Несколько спрямились тексты — то ли огрубела поэтическая муза Алексея Отраднова, то ли он в качестве текстовика уже не задействован. По части хитов вообще альбом, наверное, уступает предыдущим, зато он более цельный, выверенный. И, при всём задоре и хулиганстве, это довольно мрачный по общим выводам диск.
На его обложке — красотка, словно вышедшая из сказок и полотен художников (почему-то с татуировками морской тематики и акронимом наиболее распространённых элементов живой природы), предаётся неге. Но вдали уже клубятся недобрые облака.
Символично само название пластинки. "Барто" — большие меломаны и любители поиграть в аллюзии.
Тут и прочные ассоциации с поп-культурой: Belle Epoque — название одной из самых необычных европейских диско-групп, особую известность им принесла версия хита "Los Bravos" — "Black Is Black". Кстати, у "Барто" на альбоме заметен некоторый диско-крен. Хотя, конечно, диско конца 70-х и диско XXI века — в некотором роде разные стили.
Ещё на ум приходит известное произведение Иосифа Бродского "Конец прекрасной эпохи", в строках которого полно близких "Барто" образов. "Старых лампочек тусклый накал в этих грустных краях, чей эпиграф — победа зеркал, при содействии луж порождает эффект изобилья", — метафорическое отображение того, как иллюзорное пространство замещает в человеческом представлении реальное.
И разумеется, исторический отсыл. Прекрасная эпоха (La belle epoque), период конца XIX — начала XX вв., до начала Первой мировой войны - технические и научные прорывы, индустриализация и урбанизация, модерн и модернизм в искусстве, революционное движение и суфражистки. "Великолепен был этот бодрый мир силы, стучавший в наши сердца со всех концов Европы. Но мы и не подозревали, что в нашем благополучии таилась опасность", — писал Стефан Цвейг. Вскоре ценности либерального оптимизма были разрушены бурей революций и мировой войны. Не случайно одним из символов "belle epoque" стал "Титаник".
Так и наша "прекрасная эпоха" зрелищ и потребления может закончиться быстро и жёстко.