КВАРТИРА 23. "Камень. Ножницы. Бумага" ("ГЕОФАК")
Если вы нахмурясь выйдете из дома,
если вас не радует новый лимузин
нужно остановку сделать по дороге
заглянуть в какой-нибудь хороший магазин
и улыбка без сомненья вдруг изменит вас анфас
и хорошее настроение не покинет больше вас
шопинг, шопинг — это безопасный допинг,
шопинг, шопинг — это лучше, чем дринкинг и смокинг...
Дебютный альбом московской группы выпущен был в конце прошлого года саблейблом "ГЕОФАК", подразделением музыкального издательства "ГЕОМЕТРИЯ". И это первый, собственно авторский, релиз: до того "ГЕОФАК" выдал трёхтомный трибьют Александру Лаэртскому. Надо полагать, такой дебют указывает на концепцию лейбла — независимая музыка "на грани фола".
Сорокалетний Евгений Ильницкий давно на сцене, известен был как блюзовый гитарист, принимал участие в коллективах "Blues Rythm Section", "Белфаст" и "Radio Rio", с 2010 года — штатный музыкант "Центра", на альбоме показал свои мультинструменталистские способности. Вторая участница группы — аккордеонистка и вокалистка Лида Королева, с неожиданным фотомодельным прошлым.
Согласно официальным пресс-релизам "создание группы "Квартира 23" было, по-большому счёту, шуткой. Главным стимулом для её создания у Евгения Ильницкого и Лиды Королёвой стали наблюдения за соседями и смутные детские воспоминания из серии в "одном чёрном-чёрном городе, есть чёрный-чёрный дом". Добавьте сюда холодно-отрешённый взгляд современного горожанина и немного чёрного юмора в инфернально-баечной манере, отдалённо напоминающей Лу Рида времён альбома "New York".
"Квартира 23" — это особый взгляд на мир, в чём-то близкий литературному "метафизическому реализму". Неслучайно, Евгений Ильницкий заявлял об интересе к творчеству Мамлеева и Головина. В некотором роде "Квартира 23" — это продолжение шумовской темы про "студентиков Мамлеева".
И название проекта символически нагружено. Число 23 вдохновляло и сводило с ума именно разнообразных мистиков, радикальных художников — Кроули, Берроуз, Уилсон, Psychic TV, 23 Skidoo. Последние получили своё названия из сленга, но происхождение выражения "23 skidoo!", выражающее самые разные чувства — от восхищения до неприятия, связывают с постановкой диккенсовской "Повести о двух городах". Именно двадцать третьей с гильотины скатывается голова Сидни Картона.
Альбом выходил под окормлением Василия Шумова, что отразилось на звуке, и на содержании. "Соседи", "Приветы с того света" с лёгкостью воспринимаются как неизвестные песни "Центра". Не то, чтобы совсем обламывает, но явно задаёт рамки для проявлений группы. Всё-таки диапазон Василия Герардовича осязаем и не удивляет неожиданными ходами. Основную аудиторию группы: менеджеры за тридцать, жаждущие игры и толики беспокойства, — наверное, это устроит, иное дело, если амбиции музыкантов выходят за рамки клубной сцены.
Стилистически "Квартира 23" — это привет 80-м и 90-м. "Центр", "НОМ", даже "народное техно". Венчает альбом версия андеграундного хита середины 80-х с альбома "Незнакомые лица" группы "Ночной проспект" — "Ох, если бы я умерла". Из амелиобразных мелодий "Квартира 23" быстро выходит на мрачные пограничные сюжеты. Это истории из жизни, в котором внешне простые ситуации обрамляются в метафизические одежды.
Кстати, "Камень, ножницы, бумага" — всем известная игра на пальцах, которая покоится на отсутствии транзитивности и наличии циклов. В некотором роде модель нашего мира.
"Квартира 23" действует в обществе, где царит культ успеха, тем не менее, повсеместно возникают лакуны, территории, где проявляются "неправильные" персонажи, возникают "некорректные" темы. В развлекательной форме группа исследует болевые точки реальности. Диагнозы "Квартиры 23" во многом близки французскому мыслителю Паскалю Брюкнеру, который в книге "Вечная эйфория" фиксирует, как тирания счастья подавляет и управляет миром: "Культ счастья порождает конформизм и зависть, два недуга демократического общества, иначе говоря, погоню за модными удовольствиями и повышенное внимание к избранным, баловням судьбы.
Второе, то есть забота о поддержании благополучия, утвердилось в современной, светской Европе вместе с торжеством посредственности — явлением, возникшим на заре Нового времени и означающим,Наконец, установка на исключение страдания приводит к противоположным результатам: оно оказывается стержнем всей системы. Современный человек страдает оттого, что не желает страдать, подобно тому, как может стать болезнью стремление к абсолютному здоровью. Наше время являет миру странное зрелище: все общество поголовно исповедует гедонизм, и при этом любая малость терзает людей и портит им жизнь. Несчастье — это не просто беда, а гораздо хуже — неудавшееся счастье".