AISATSANA. "Delirium muse" (Abandoned Zone Records)
Название сначала ставит в тупик, слышится что-то восточное. Потом понимаешь: анаграмма. Вспоминается одноимённая модернистская пьеса с последнего альбома Aphex Twin "Syro". Тем более, что нынешнюю спутницу Ричарда Ди Джеймса, кажется, зовут именно Анастасия. Однако имя интригует и вызывает недоумение: Анастасия — в переводе "воскресшая, возрождённая к жизни", Aisatsana получается, стремящаяся к смерти, открывающая путь в иной мир.
В Aisatsana узнаём вокалистку-клавишницу группы "Ива Нова" Анастасию Постникову. Если группа — это славянский этно-кор, коллективное действо, экстаз ритуальных плясок, то "Delirium Muse" — сольный выбор, тревожный личный путь. Аннотация звучит довольно привлекательно: "завораживающий женский вокал и терпкая смесь самых разнообразных звуков — это и тёплое звучание живого фортепиано, и электронные сэмплы "ручной работы", иногда вибрирующие и даже рычащие, а иногда деликатные и нежные синтезаторы — современная музыка во всей её красе".
Женский голос и клавишные — нынче более чем популярная форма. Даже если не брать хрестоматийных Регину Спектор и Тори Амос, в России и бывшем СССР хватает нетривиальных исполнительниц в этом жанре — Марина Барешенкова, Алина Орлова, Ксения Фёдорова. Узнав о векторе пластинки, пожалуй, я слегка приуныл. Но после прослушивания уныние ушло, пусть и не всё равнозначно, есть вторичные моменты, кое-где технология одолевает творчество.
Кстати, "Delirium Muse" — очередной успех народного финансирования. Деньги на запись собирались в течение нескольких месяцев при помощи краудфандинговой платформы Planeta.ru. Потом запись совместно с австрийским продюсером Ричардом Дойчем в 2015 году в его студии в Петербурге и доведение до ума на родине мастера.
"Delirium Muse" - не первый опыт сепаратной игры Постниковой. Лет пять назад появился инди-поп-проект Kupava, от него имеется пластинка "Piano works". В данном случае был сделан вывод, что новый материал плохо сочетается с таким почвенным именем, поэтому появилось название Aisatsana. За исключением пары номеров, пластинка англоязычна. Досадно, но терпимо. Тем более, что даже у фолка "Ива Нова" публики по ту сторону границы порой больше, чем в России. А тут мы имеем клавишный трип-хоп с сэмплами, с примесью неоклассики, соула, cool-jazz и минимализма в духе Филиппа Гласса. Утробный номер "Rabid believers" вообще напоминает о Диаманде Галас.
Личное оказалось у Постниковой сумрачным, сложным, проникновенным. Отчасти эксцентричным, но, пожалуй, не болезненным и не сносящим в бездну. Есть ощущение, что Постникова умело контролирует хаос настроений и представлений "делириума".
Век ХХI ознаменован уверенным звучанием женских голосов, в то время как мужское, за редким исключением, звучит нервно и растерянно — заметил недавно критик и культуртрегер Сергей Гурьев. В извечном дуализме культурного и природного побеждает последнее. А женское по определению ближе к природе. Пусть даже и в форме, относительно ориентированной на классический сюжет: "девушка у пианино".