Сообщество «Салон» 00:00 9 января 2013

Музон

Центр. "Мне хорошо. Часть Вторая"; Вася Обломов. "Стабильность"

Центр. "Мне хорошо. Часть Вторая". ("Союз")

Вася Обломов. "Стабильность" ("Нерадивый менеджмент")

Под конец года альбомы выдали два активных симпатизанта протестного движения, тёзки: уже разменявший шестой десяток ветеран отечественного рока Василий Шумов и ещё не достигший тридцати лидер группы "Чебоза" Василий Гончаров, в знаменитой ипостаси Васи Обломова. "Мне хорошо. Часть вторая" пополнила и без того обширнейшую дискографию Шумова и "Центра", "Стабильность" — вторая пластинка Обломова, фактическое продолжение "Повестей и рассказов".

"Стабильность" — подведение итогов 2012. Думаю, не обошлось без краха надежд (на что — толком неясно), посему альбом получился невесёлым, раздражённым и, что действительно обломно — предсказуемым. Хорошо, обошлось без муссирования темы "конца света". До всего остального Вася Обломов дотянулся.

"Стабильность" — набор неплохо сработанных актуальных историй под нехитрое мейнстримное сопровождение. Переслушивать целиком и без особой необходимости не очень-то интересно. То есть пластинка состоялась — есть настроение, есть идея, Вася Обломов сказал А, и если не указал, то как минимум намекнул на Б. Однако, если разбирать по трекам, то получается мозаика из осколков, цитат, аллюзий. "Правда" хороша и в авторском шнуровском варианте. "Свадьба" зело близка "Зятю" Ноггано, "Поганенький у нас народ" — это такой псевдо-Высоцкий, есть параллели и с "Несчастным случаем". А надпись на диске "60+", после шнуровской "Рыбы" с "39+" — совсем не работает.

И некоторая самоирония не спасает — если уж не хочется быть вписанным, зачем на пластинке шлягер "Магадан" ("стабильность"?), зачем — кроме коммерческих целей — "Ритмы окон" с первой пластинки, прославленные фильмом "Духless"?

"Стабильность" — это множество альянсов. Шнуров и Нойз МС, Ксения Собчак и Леонид Парфёнов, писатель и активист Леонид Каганов и даже проект "Гражданин Поэт" — Обломов положил на музыку историю про Тимошенко. Не хватает, наверное, Шевчука. Но правдорубские опусы, спетые героями гламура, вызывают только усмешку. А "Рэп-молебен" чудовищно похабен, но ни автор, ни исполнители никак этого не осознают. Вообще, Собчак и Парфёнов в роли трибунов — характерно, смешно и грустно. Ну, что делать, коли в соцсетях морализирует уже Алик Кох, который всего-то десяток лет назад "помог разобраться с тем самым каналом, чтобы приятное сделать Володе". Кстати, и нынешний оппозиционер Парфёнов тогда пошёл на попятную.

Цикл "Мне хорошо" задумывался в двух частях. Первая часть вышла перед выборами в Госдуму. Выпуск второй части был запланирован к президентским, но альбом вышел только в конце 2012 года. Назойливое политиканство в песнях, возможно, поднадоело даже самому Шумову, и мэтр решил обратиться к излюбленной теме отечественного культурного андеграунда — алкоголизм как форма оппозиции к системе. Получилась часовая работа аж из двадцати треков (некоторые, впрочем, по несколько секунд) в довольно удачном обрамлении синтеза рок-ходов и суровой инди-электроники.

В журнале "Медведь" Шумов поясняет, что пластинка — это взгляд современного русского интеллигента, ушедшего во внутреннюю эмиграцию. "Дескать, бесполезно что-то предпринимать, все равно ничего не изменится, поэтому плевал я на всё. И тут очень помогает пьянка, испытанное народное средство. В советские времена был даже такой лозунг: ответим на красный террор белой горячкой. Лозунг актуален до сих пор, потому что террор со стороны системы никуда не делся, он только усиливается. Герой альбома — человек старше сорока; как минимум не тинейджер. Занят чем-то окологуманитарным. Он не ходит на выборы, от политиков его тошнит. Деньги его не особо интересуют. Глумясь, он просматривает новости в Интернете, желая, чтобы весь этот социум как можно скорее провалился в тартарары. И он периодически сильно пьёт. Мне почему-то кажется, что в Москве таких людей большинство".

Шумов придумал концепцию, зафиксировал некоторое состояние, что-то припомнил, попутно затронул пару социо-бытовых болячек и пошёл дальше. Хотя тема куда более сложная — например, где архиважные 90-е и почему только Москва? — и вовсе нерешаемая через хрестоматийные образы. Тем более, что Шумов, похоже, так и не разобрался: он анализирует, сочувствует или язвит. А взять воедино, как у того же Всеволода Емелина, он не в состоянии, так как всецело принадлежит к иному типу высказывания. В значительной степени оставшемуся в ХХ веке.

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x