ОТАВА Ё. "Лучшие песни: 2006—2015" (Navigator Records).
"Отава Ё" — санкт-петербургский фолк-коллектив, существующий, по словам его участников, с 2003 года. Данный сборник включает в себя 12 треков, dvd со всеми официальными клипами группы, а также бонус из четырех концертных видео. Аудиочасть доступна для бесплатного прослушивания в Интернете, а полная версия сборника как на физическом носителе, так и на основных площадках, продающих музыку в сети.
"Отава Ё" — группа в некотором роде уникальная. И связано это с той ситуацией, которая сложилась в данный момент на отечественной фолк-сцене. Рядовой гражданин России относится к русской традиционной культуре скорее настороженно, потому что он испорчен тем лубочно-клюквенным, что демонстрировалось по телевизору или живьем в районном Доме культуры по праздникам. С другой стороны, существует масса коллективов, пытающихся скрестить фолк и тяжелую музыку. Порой это довольно талантливо, но, как правило, базируется на антихристианской, неоязыческой или неонацистской идеологии. Многие группы исполняют — и весьма успешно — скандинавский фолк. Выходит множество дисков с аутентичным исполнением русского фольклора. Различные энтузиасты возрождают традиции народного пения. Но всё это почти не выходит за рамки узкого круга специалистов и интересующихся. В то же время фолк-групп, способных завоевать массового слушателя, практически нет. Редкие удачные эксперименты вроде "Ивана Купалы" погоды не делают.
А вот "Отаве Ё", кажется, удалось найти тот самый рецепт, делающий фолк-музыку не чем-то пыльным и занудным из бабушкиного сундука, а неиссякаемым источником радости и позитива. Первый ингредиент — это удачное сочетание традиционных инструментов (крыловидные гусли, волынка, жалейка, ложки, фиддл — средневековая европейская деревенская скрипка) с электрогитарой, акустической гитарой, обычной скрипкой, барабаном, перкуссией и басом. Скажете, многие так делают? Да, но только у "Отавы Ё" это звучит совершенно гармонично (особенно в "Сумецкой" и "Про Ивана Groove"). Второй ингредиент — это четверо поющих музыкантов, включая скрипачку. Это вполне согласуется со строем русской народной песни. Третья составляющая — самая интересная: творчество коллектива глубоко национально… за счет полного отсутствия какого-либо национализма. Песня "Дворник" — это стихи Хармса, положенные на латышскую народную музыку. "Иванушка рачёк" — это бретонский мотив, соединенный с русским народным текстом. Настоящий, глубокий интерес к родному наследию неминуемо приводит к пониманию ценности других культур.
Четвертый ингредиент — это отсутствие устремленности в прошлое. В данный сборник вошли и песни из современного городского фольклора — сакраментальная "У кошки четыре ноги", внезапно ставшая очень сильным фолк-роковым номером, и более современная "Лезгинка". В песне "Про Диму и Петю" вообще очень интересно сплелись мотивы клезмера (традиционной песни на идиш), хумпы (финской польки) и отзвуки европейского фольклора. В сочетании с авторским текстом, повествующим о нелегкой судьбе уличных музыкантов, мечущихся между Питером и Хельсинки, получилось что-то вроде капустников в советских вузах (ближайшая аналогия — "Куперит", песни будущих военных медиков). Пятый ингредиент — это, конечно, ирония и самоирония. Многие фолк-музыканты превращают свои выступления или в бесконечную серьезность, одетую в славянские рубашки с синтетической тесьмой, или во что-то заунывно-балладное, что ничуть не лучше. "Отава Ё" выступает в ушанках и майках- "алкоголичках", что ничуть не мешает им заводить толпу по-настоящему качественным музыкальным продуктом.
Шестой ингредиент — это, как ни странно, глубина. При всей кажущейся несерьезности проекта музыканты — ни много ни мало — осуществляют настоящую связь времен, донося до слушателя русские народные песни в доступной и живой форме. Своего апогея это достигает в безусловном хите группы — песне "Сумецкая":
Я отчаянным родился
И ничем не дорожу.
Если голову отрубят —
Я полено привяжу!
Это частушки "под драку", которыми стороны раззадоривали друг друга перед кулачными боями. Но еще ждет своего исследователя тема роли русского фольклора в нашей победе в Великой Отечественной войне. Нередки были случаи, когда наши бойцы ходили в психическую атаку против немцев с гармонью. По флангам и в центре шли гармонисты, играя вологодскую "под драку" или тверскую "бузу". В клипе на "Сумецкую" участвовали ребята из Череповца, занимающиеся "Бузой" — тверской системой боя. Вот это и есть настоящий патриотизм — не казенный, не спущенный сверху, а живой, горящий в сердце, опирающийся на прошлое и устремленный в будущее. Повторюсь: "Отава Ё" — продукт редкий. Но, как говорят сами музыканты, "мы стараемся не быть очень серьезными, так что если вам покажется, что вы услышите что-то такое, чего никак не ожидали услышать, то это именно то, чего мы и добивались".