РЕГИОН–77. "Белый луч".
Кого ты ждёшь, стоя в тени, у ворот автомойки?
Напряжённо разглядывая трещины в асфальте.
Отрёкся ли ты от холодной весны?
Надолго ли, заговорщик?
Почему тебе грустно?
Принял ли ты игры мая?
Новый альбом одного из наиболее любопытных московских андеграундных проектов возник довольно неожиданно. "Регион-77" — то активно действует, то резко исчезает из поля зрения, но потом стремительно проявляется. Так было в конце девяностых, когда за многообещающим началом последовал внезапный роспуск группы; в 2007 году "Регион-77" удивительным образом возродился, выпустил альбом "Улица Верхних Полей", пережил ряд трансформаций, группу покинул один из отцов-основателей Алексей "Экзич" Слёзов — в итоге последний состав стал напоминать московский вариант мэтров "сибирского рока" и звучал как минимум спорно в свете изначальных ориентиров — этакий тяжеловесный рок с панк-ходами. В 2012 году Александр "Леший" Ионов принял решение закрыть проект.
Тем интереснее появление пластинки "Белый луч", которая, правда, не отвечает на вопрос — новое ли это пришествие "Региона", разовая акция или же своеобразная кода.
В конце прошлого года Леший и Экзич решают зафиксировать студийно некоторый материал, доселе исполнявшийся на концертах или входивший в поэтико-музыкальные сольники Ионова-Лешего: "Таманское наслоение" и "Сотни одиноких островов" — в "Волны-убийцы", "Верден" и "Ossuaire de douaumont", в "Adult performer". Ещё на пластинке имеются "Игры мая" и "Нескучный сад". Всего 6 композиций на 27 минут.
Приходилось замечать, что нынче некоторые музыканты охотно выдают условно короткие пластинки, коли на то есть основания. Так, "Белый луч" — вполне концептуальное произведение, содержание которой явно превосходит изначальные наработки. И не имеет лакун, возможных на длинной дистанции. Тем более, несмотря на стереотип, здесь предельно важно звучание. И возвращение к "регионовским" интересам — элементы пост-панка, инди-рока, минимализма, альтернативной электроники — происходит на новом витке. Композиции — если так можно выразиться — словно постиндустриальные романсы. Нет фирменных шквальных гитар. Всё строго, спокойно, холодно и уверенно. Сильная харизма вокалиста и музыка, многомерная, продуманная, но скорее обволакивающая, нежели атакующая.
"Белый луч" — небольшой спектакль, с минимумом "актёров", но с необъятным числом проекций, пересечений, аллюзий — от Экклезиаста до чуть ли не "зова Бытия": "Без видимой цели бродит белый луч".
Мир, в котором жизнь, смерть, сон перетекают друг в друга. Тишина, полная звуков. Скупая гамма — чёрный, белый, серый, изредка возникающие иные не более чем оттенки основных. Как известно, обычный белый цвет — и есть смесь лучей разного цвета.
Пейзажная лирика разворачивается и обретает объём, за которым "Регион-77" обращается к истории, континентам, мировым войнам. Как писал Андрей Белый: "Окружающая жизнь есть бледное отражение борьбы жизненных сил человеческих с роком. Символизм углубляет либо мрак, либо свет: возможности превращает он в подлинности, наделяет их бытием". Вот жаркая-отпускная Тамань и призраки бойцов 56-й армии. Или Верден — маленький городок на северо-востоке Франции, который дважды в истории Европы становился ареной глобальных свершений: в 843 году здесь был заключён договор, по которому произошёл раздел империи Карла Великого, отсюда и начались Франция, Италия, Германия; Верден же стал ареной многомесячной кровопролитной битвы в ходе Первой мировой войны — почти миллионные потери французской и германской сторон, при том, что линия фронта к окончанию противостояния вернулась к изначальным позициям. Так уходила старая Европа. И следом "Дуамонский оссуарий", сиречь костница с останками 130 тысяч павших на поле боя.
Духи войны, обоюдоострые символы (мёртвый лев может читаться и как опасность гордыни и краха, и как возможность воскресения), тысячи одиноких островов снаружи и внутри, вновь "сумерки европейского лета". Понимание, что народы — это не только здесь живущие, но и те, кто были, и те, кто будут.
И как устоявшаяся традиция — финальный "Нескучный сад", без грохота "эльфийских клинков" и гвалта "знатоков", личный "сказочный ампир", что несёт умиротворение.
В зарослях таится от людей
Всех времен спокойное дыханье
Слышишь легкий смех, видишь чью-то тень,
Позовешь — теряет очертанья…