ЛАНДЫШИ. «Всё сожрём» 2011.
МОНГОЛ ШУУДАН. «Естественный отбор», 2011.
Обе группы традиционно проходят по разряду «панк-рок», хотя ни «Монгол Шуудан», ни «Ландыши» совсем не являются группами одного стиля. Более того, фольклорный анархизм «Монгол Шуудан» изначально был выстроен на хард-роке и блатняке. И любимые группы начальника «Монгольской почты» Валерия Скородеда — Slade, Led Zeppelin, «ДК», «Зоопарк» — явно не из «святцев» панка. «Монгол Шуудан» разрабатывал нишу анархического рока с конца восьмидесятых — национальный колорит, казачья вольница, пусть в несколько комично-стереотипной форме — и это было неожиданно и увлекательно. Альбомы «Паровоз анархия» и «Гуляй-поле» плюс скородедовский сольный «Бандитский альбом» идеально воплощали в себе идеи «жги-гуляй-бита». С середины девяностых группа активно пыталась пробиться в шоу-бизнес, чему способствовала популярность песни «Москва» (по мотивам есенинского стихотворения «Да. Теперь решено. Без возврата...»). Попытка скорее провалилась — глобальной узнаваемости группа не получила, часть старых поклонников потеряла. В начале нулевых Скородед, отстояв название от бывших музыкантов группы (ныне объединённых в «Дягель&Монголы»), через пару условно экспериментальных работ вернулся к исконным темам.
"Естественный отбор«— такой же обширный, фундаментальный, как и предыдущий альбом «Собственность это кража» — шестнадцать боевиков, больше часа. Мелодичный сочный хэви. В полный рост — истории про вольную братву, тачанки, Махно, борьбу за справедливость и правду Гуляй-поля. На прошлом альбоме был великолепный «Расстрел», здесь стопро- центное попадание — злющий и смешной опус «Иди, убей Бакунина», убойная отповедь «партийным анархистам». Однако если в старые времена песни были компактные, порой неуклюжие, но очень обаятельные, то здесь мы имеем уверенные, длинные многословные композиции, хватает знакомых ходов, самоцитат. Оттого становится несколько скучно. Понятное дело, что энергетика в двадцать пять и в сорок пять разная. Но строчки по-прежнему плюются пулями, седлами и кровищей, и возникает ощущенияе движения по инерции. Не хватает неожиданности, интриги, новизны. Полно штампов «кроваво-анархического» словаря — и «полцарства за коня», и «грабь награбленное», и «живые будут завидовать мёртвым». Особый случай — «Любо, любо мне...» — не считая припева, что вышел из симпатичного и ни к чему не обязывающего «монголшуудановского» мира, резкий выпад в адрес госстроя. Однако стоило ли в середине девяностых ходить на выборы за партию власти, дабы спустя годы обличать «власть вседержащую»? Анархии много, но со свободой — большой вопрос.
В случае «Ландышей» тоже хватает вариантов — от бодрого ска-панка группа давно перешла к стилистическому коктейлю — от easy listening и эстрады до хард-кора. Вот, например, звучат отголоски «Запрещённых барабанщиков», а вот — привет Rammstein, и тут же следует нечто близкое «НОМ». При этом «Ландыши», несомненно, группа с большой харизмой.
При слове «ландыши» представляются цветы с упоительным ароматом, с богатой мифологической историей. Или же легендарный шлягер про «светлого мая привет». А тут команда неуёмных ёрников, фантазёров, циников и снобов. В средневековье считалось, что ландыш — прекрасное средство от паралича. Наши «Ландыши» — это такая дубина, которая пытается вломить по мозгам, задавленным гипнозом масс-культуры.
Про «Ландыши» некогда писал журнал Billboard: «Столичная группа „Ландыши“ благодаря удачно выбранной постсоветско-алкогольной эстетике имеет успех одновременно и среди пролетариата, и в богемных кругах...» Насчёт первого, конечно, перебор — если не понимать здесь офисный пролетариат, для которого «Ландыши» — это идеальный вариант остроумного и энергетического культурного напитка. Весело, отвязно и не особо опасно. Забавный паноптикум персонажей, сюрные истории, живая музыка.
Но со временем «здоровый идиотизм», весёлый пофигизм обрели новые измерения. Появились ирония, сарказм, злые социальные нотки. Отвечая на сайте группы на вопрос, о чём песня «Танцы» с последнего альбома, вокалист Денис Кременчугский не без раздражения почти перешёл на язык протестной публицистики — «присваивающие сверхприбыли с продажи природных ресурсов чиновники», «население-терпилы» и «кровопийцы».
«Всё сожрём», несмотря на уверенный звук, пожалуй, некоторая остановка в пути. В целом продолжается история, которая началась ещё на «Борисоглебских прудах», но предыдущий альбом «Отцы и дети» был поинтересней. «Ландыши» не вянут, но и не особо очаровывают. Из моих фаворитов альбома назову «Дачную» и «Рыл 125».
Дополнительно объединяет оба релиза тот факт, что для всех, кто играет в эти игры, альбомы представляют большой интерес и чистую радость, или же пищу для размышлений, очарований, разочарований, остальным — объяснить, что к чему, вряд ли получится. Проблема ещё и в том, что выход на более широкую аудиторию у групп локален — понять, почему тем же «Ландышам» не оказывают поддержки «рок-станции», просто невозможно.