У филиала Третьяковской галереи на Крымском валу нынче праздник — несмотря на осенний сырой холод к нему тянется преогромная очередь. На что же хотят взглянуть сотни москвичей, которые обычно с прохладцей относятся к несколько устрашающему зданию на берегу реки Москвы, принадлежащему к стилю постконструктивизма? Обдуваемые ветрами, они мечтают попасть на выставку, посвящённую 150-летию Валентина Серова — одного из самых значимых русских художников. Причём тех, кто всё-таки отстоит очередь, ожидает солидное угощение — экспозиция достойна своего имени и юбилейного статуса, она собрала порядка двухсот пятидесяти работ мастера из разных стран и музеев. Выставка занимает три этажа и представляет даже те работы Серова, которые обычно крайне редко показывают публике. Не обошлось, конечно, и без знаковых произведений, чаще всего украшающих обложки каталогов.
Можно сказать, что Валентин Серов — художник двойственный. Хотя, как и в случае любого стоящего мастера кисти, скорее следует заявлять о том, что он был целым букетом творцов, объединившихся в одной персоне, каждый из которых отвечал за собственное стилистическое ответвление. Одной ногой Валентин Серов крепко стоял на территории Передвижников. В детстве, по просьбе матери, которая, между прочим, была первой профессиональной женщиной-композитором, его обучал Илья Репин. Однажды он положил на стол перед совсем ещё юным Серовым несколько яблок и тот написал прекрасный натюрморт. Продолжил обучение художника Павел Чистяков — педагог, фактически вырастивший всех Передвижников, в 1881 году Валентин Серов пишет его графический портрет.
Второй ногой Валентин Серов отважно шагнул на территорию модернистов, которая в начале ХХ века граничила со станом экспрессионистов и даже с островом только-только нарождавшегося авангарда. Причём Серов не был догоняющим художником, пытающимся перескочить в новый век, пользуясь старыми методами. Он являлся законодателем стиля, так как обладал своей собственной, запоминающейся и уникальной манерой. При желании, можно проследить любопытный тренд: Запад порождал множество художественных течений и давал им имена. Затем они попадали в Россию и обретали, собственно, содержание, которое выражалось представленными в рамках стилей методами. Валентин Серов существовал на стыке множества течений. При этом он старался видеть и выражать "только отрадную" сторону жизни, намеренно отворачиваясь от "язв общества". Казалось, что таинственный и отчётливо внеземной модерн будто бы следовал в этом стремлении за ним.
Серов много работал с Сергеем Дягилевым. В том числе помогал оформлять знаменитые Русские Сезоны. Они действовали совместно с Константином Коровиным, Леоном Бакстом, Александром Бенуа. На выставке в Третьяковке представлен занимающий целую стену занавес к балету "Шехеразада", выполненный Валентином Серовым. Как вспоминал художник в письме к Остроухову: "пришлось писать с 8 утра до 8 вечера", а затем, будто подбадривая самого себя, он добавил: "Говорят неплохо господа художники как наши, так и французские некоторые. Немножко суховато, но не неблагородно в отличие от бакстовской сладкой роскоши".
В начале ХХ века русское искусство покорило Францию. Всё началось в 1906 году с выставки, организованной Дягилевым и вылилось в ставшие регулярными Русские Сезоны, которые сначала покорили Париж, затем стали собирать овации в других европейских столицах.
Во многом творческая судьба Серова перекликалась с линией Михаила Врубеля. Оба художника нередко, почти одновременно, брались за схожие темы. К примеру, в их работах прослеживается отчётливый период увлечения архаикой, который для Серова вылился в знаменитую картину "Похищение Европы", представленную на выставке. Они также попытались создать образ Демона, и Врубелю удалась куда более мощная, глобальная и монументальная картина. Судя по дневникам и письмам, Серов испытывал чувства, схожие с комплексами, ставя себя рядом с этой мрачной, гениальной, но во многом надломленной фигурой.
Парадокс Валентина Серова в том, что в своих политических убеждениях он придерживался одновременно и правых, и левых взглядов. Будучи фактически придворным живописцем, художник одновременно рисовал карикатуры на царей и других видных политических деятелей эпохи. К примеру, у него была карикатура на Николая II, повествующая о событиях 1905 года, названная "После усмирения", где император награждает солдат, зажав под мышкой теннисную ракетку.
На выставке показаны два шедевра Серова, который он сам называл своими лучшими работами — "Девочка с персиками" и "Девушка, освещённая солнцем". В этих картинах художник, безусловно, достиг уровня величайших импрессионистов времён расцвета данного течения. Впоследствии над каждым произведением Серов работал мучительно и долго. Он создал целую серию замечательных портретов. Можно сказать, что ему удался самый лучший Левитан и самый лучший Чехов, причём портрет последнего — маленькая акварельная работа. Остаётся только догадываться, почему Третьяков не поручил написать большую масляную картину. На выставке также представлен привезённый из Дании портрет императора Александра III в красном мундире, находящийся в коллекции Офицерского фонда Королевской лейб-гвардии. Из парижского музея Орсе прибыл портрет двоюродной сестры художника Марии Львовой.
У Серова было великолепно развито чувство деревни, сельского быта, природы и животных. Он иллюстрировал басни Крылова и, глядя на эти рисунки, может сложиться впечатление, что зверей художник понимал даже лучше, чем людей. Серов всегда старался проникнуться психологией тех лиц, чьи портреты ему выдавалось писать. Иногда это приводило к созданию столь реальных и правдивых образов, что заказчики даже высказывали некоторое недоумение. Создавалась ситуация, похожая на ту, что Гоголь описал в повести "Портрет". Правда, у Серова поток заказов не иссякал. Его руке принадлежат портреты Юсупова, Мамонтова, Морозова, великих князей, деятелей искусства и культуры. Если Серову не удавалось разгадать детали психологии некоего человека, он старался разнообразнее украсить посвящённую ему картину. Об одном из таких "плоских" портретов Игорь Грабарь как-то сказал: "Здесь лучше всего удалась такса".
Художник обожал лошадей, у него есть изумительная работа "Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", где скакуны являются едва ли не главными героями, покрытые хлопьями осенней грязи они с огромной скоростью проносятся сквозь серую и угрюмую российскую деревню.
Значительная часть выставки — целый этаж — посвящена графике. По словам Игоря Грабаря: "Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца". В этом разделе посетителей ждёт множество открытий, так как графика Серова выставляется нечасто: данные работы, ввиду используемых материалов, в большей степени подвержены внешним воздействиям, многие из них находятся в частных коллекциях. Графика позволяет лучше узнать о том, как художник работал с линией и плоскостью.
Филиал Третьяковской галереи на Крымском валу задался целью сменить собственный имидж и стать, возможно, одной из главных выставочных площадок столицы. Снаружи здания установили два огромных экрана, на которых демонстрируются художественные работы, находящиеся на постоянной экспозиции. Внутри долгое время шёл ремонт, из-за чего выставку Валентина Серова перенесли на три недели. В результате из дальнего закоулка первого этажа исчезли таксофоны, которые, возможно, следовало оставить в качестве свидетельств эпохи. Также появились новый сувенирный магазин и новомодные надписи, выполненные огромными буквами, сообщающими, где гардероб, а где касса. Но галереи живут выставками. И первая из них, состоявшаяся после косметического ремонта, похоже, соберёт огромное число посетителей. "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения" — тот редкий случай, когда экспозицию можно упрекнуть в переизбытке контента. Её следовало бы приравнять к собранию сочинений Серова.
илл. "Похищение Европы" (1910)