У него три «Оскара», но восхищается он Норштейном; хотя Хаяо Миядзаки создал свой кинематограф – мультипоток фантастического плана, где фэнтези просвечено метафизикой постижения бытия.
«Принцесса Мононоке» полнометражна, действие, развёрнутое в периоды Муромати, когда в Японии появляется огнестрельное оружие, завораживает, разматываясь лентами приключений, и то, что зло, одерживая временные победы, может победить окончательно, представить невозможно.
…ненависть, превращающая кабана в демона, - образ, отрицающий подобную эмоцию; разумеется – будет герой, помогающий, например, раненым, добраться в Железный город.
Лес, полный богов и духов.
Всё экзотично – для европейского зрителя, логично, и понятнее изнутри японцу, ведь Миядзаки сильно настоян на традиционной культуре.
Пропитан субстанцией её, флюидами.
Современный рисунок красив и динамичен; и «Унесённые призраками» доказывает это.
Для девочек – задумав создать очередное аниме, Миядзаки создаёт его для всех, скручивая тугими жгутами легенды и современность, тупики и леса, превращения расцветают цветами, вновь зло показывает свою рожу, натягивая маски, чтобы не слишком пугала.
Но оно будет побеждено: Миядзаки выводит изо всех туннелей-лабиринтов к свету, иначе – не стоило и начинать – кропотливую, многолетнюю работу по созданию собственного кинематографа в мультипликационном его варианте.
Его сюжеты насыщены: коли взять литературную мерку, то произведения Миядзаки будут адекватны романам.
«Мальчик и птица» повествует о событиях истории, - к ней, видя корневое именно в её почве, часто обращается Миядзаки, - идёт история великой войны.
Мать мальчика погибает во время бомбардировки Токио, отец, владелец завода по производству авиационных боеприпасов, женится на молодой.
Мальчик, растущий без внимания, ранит сам себя камнем в висок: тема взросления, врастания во взрослый мир рассматривается часто.
Будет множество персонажей – ими всегда насыщены фильмы японца; будет плен – но мальчик попадает в плен к попугаям…
Притчу и психологию мешая, Миядзаки создаёт своеобразный эпос о человечестве: эпос волнующий и традиционно-японский: именно национальная психология подвергается внимательнейшему рассмотрению.
Его кинематограф волнует.
Он зовёт к состраданию и любви, нежности и правде, и в этом – сила фильмов, разошедшихся по миру.






