Сообщество «Форум» 09:59 14 октября 2020

Митрополит Тихон Шевкунов отменил междоусобицы в Российской империи

Его фильм про Византию собрание благостных баек, не имеющих отношения к реальности
6

Редакция «Исторического ляпа» считает «Несвятых святых» митрополита Тихона одной из вершин современной православной литературы, но с прискорбием отмечает, что история явно не его дело.

Народы Российской империи не знали междоусобных конфликтов

Большевистский миф о России как о тюрьме народов — насквозь лживый и лицемерный миф. Благодаря мудрой политике русского самодержавия все народы России на протяжении столетий жили рядом, не зная междоусобных конфликтов и религиозных войн. Это уникальный случай в мировой истории.

Предисловие к книге А.Л. Мясникова «Александр III»

Междоусобные войны в России шли постоянно. Одних только восстаний народов Поволжья, при ведущей роли башкир, отмечено пять: 1662–1664, 1681–1684, 1704–1711, 1735–1740 и 1755–1756 гг. Кроме того татары, башкиры и калмыки участвовали в восстании Емельяна Пугачёва в 1773–1775 гг. Поляки выступали с оружием в руках в 1830–1831, 1863–1864 и 1904–1906 гг. В Казахстане и Средней Азии крупные восстания имели место в 1783–1797, 1822–1847, 1853–1858, 1870 и 1916–1917 гг. На Кавказе вскоре после завершения войны 1817–1864 гг. в 1877 году взбунтовались чеченцы и дагестанцы…

Это далеко не полный список и ничего особенного в нём нет. Подобного рода выступления обычное дело для любой империи с активными национальными меньшинствами. Ирландцы, канадцы и южноафриканские буры против британских властей, алжирцы, марокканцы и вьетнамцы против французских, индонезийцы против голландских и каталонцы с кубинцами и латиноамериканскими индейцами против испанских восставали ничуть не реже. Также и в СССР неоднократно имели место вооружённые выступления под национальными лозунгами, прежде всего «лесных братьев» в Прибалтике и бандеровцев на Украине, а также на Кавказе. Однако делая вид, что дореволюционная Россия являлась благостным исключением из правил, Шевкунов явно лицемерит.

http://istlyap.ru/blagodarya-mudroj-politike-samoderzhaviya-narody-rossii-ne-znali-mezhdousobnyh-konfliktov/

Крестоносцы захватили Константинополь, потому что византийцы воспринимали их как братьев по вере

Запад всеми правдами и неправдами стал вовлекать Византию в зарождающийся тогда прообраз всеевропейской торговой организации и, воспользовавшись одним из сложных периодов в жизни империи, добился своего: император Алексий Комнин на самых невыгодных для страны условиях подписал международный торговый договор, названный «Золотая булла». На поверку этот договор оказался кабальным и выгодным только Западу.

До поры до времени все были довольны: оживилась торговля, в городских лавках и магазинах появилось невиданное прежде изобилие европейских и азиатских товаров… Но всё это не далось даром: за считанные десятилетия отечественное производство и сельское хозяйство деградировали стремительными темпами.

Разорились или попали в зависимость от иностранцев все византийские предприниматели. Когда всерьёз спохватились, оказалось уже поздно. Был аннулирован договор «Золотая булла» и император Андроник попытался вернуть стране текущие потоками за границу доходы. Он конфисковал все до одного иностранные коммерческие предприятия, высасывающие последние ресурсы из экономики государства. Это не прошло даром ни ему, ни империи. Его зверски убили, а Венецианская республика, ставшая к тому времени крупнейшей финансовой олигархией, наняла целый крестовый поход и вместо Святой Земли направила его на грабеж Константинополя. Византийцы, которые до этого воспринимали крестоносцев, в общем-то, как братьев по вере и военных союзников, были настолько не подготовлены к такому коварнейшему удару, что не организовали должного сопротивления. В 1204 году французский, германский и итальянский контингенты западных союзников осадили Константинополь и захватили его. Город был безжалостно разграблен и сожжён.

Фильм «Гибель империи. Византийский урок», 11 февраля 2008 г.

Ещё не митрополит, но уже опытный пропагандист, Шевкунов виртуозно сочетает в своём сценарии прямую ложь с лукавыми недомолвками. К реальности сочинённая им сказка о противостоянии коварного дикого Запада и наивной благостной Византии имеет крайне отдалённое отношение.

Основатель династии Комнинов, император Алексей I действительно в 1082 году предоставил венецианцам право беспошлинной торговли взамен на помощь в борьбе с норманнским правителем южной Италии Робертом Гвискаром. Флот Венеции разгромил норманнов на море, перерезал коммуникации их армии на Балканах и Алексей после трёх поражений, в четвёртой битве смог разбить захватчиков. Его победе способствовало и вторжение в Италию германского императора Генриха IV. Император напал на союзника Гвискара, римского папу Григория VII, и Роберту срочно пришлось возвращаться спасать его с частью войска. Вопреки байкам Тихона, европейские католики отнюдь не шли единым фронтом на православную Византию, а увлечённо колотили друг друга. До эпох объединённой Европы Наполеона, Гитлера и нынешнего Европейского Союза было ещё далеко.

В 1118 году наследник Алексея Иоанн II решил, что отказ от пошлин с венецианских купцов слишком дорого обходится казне и отменил отцовскую буллу. В ответ венецианский флот разорил византийское побережье, и в 1126 году привилегии пришлось подтвердить. Следующий император, Мануил I, постоянно воевал то с венграми, то с норманнами, то с армянским королевством в Киликии и, вопреки байкам Шевкунова, общая вера в Христа ему не мешала. Ему удалось отнять у Венгрии Боснию и Далмацию, и временно захватить Киликию, но занятые города в южной Италии удержать не получилось. Походы обходились дорого, денег не хватало, и в 1171 году император захватил венецианский квартал в Константинополе, часть его обитателей изгнал, других посадил в тюрьму, а имущество конфисковал. Затем, чтобы создать противовес Венеции, Мануил обратился за помощью к соперникам Венеции Генуе и Пизе. Пошлины с них снизили и позволили создать в Константинополе свои кварталы.

Радовались итальянские коммерсанты недолго. При правлении правнука Алексея I Алексей II, Константинополь превратился в поле битвы между кликами, окружающими его трон. Сторонники матери 13-летнего монарха Марии Антиохийской сцепились с кланом дочери Мануила от первого брака, тоже Марии. Первые считались прозападной партией, вторые патриотической, хотя матерью Марии Комниной была германская графиня Берта Зульцбахская, а мужем — внук маркграфа Австрии Леопольда III Ренье Монферратский. После неудачной попытки европейских наёмников Марии Антиохийской выбить сторонников Марии Комниной из Софийского собора, те перешли в наступление, вырезали пизанцев с генуэзцами едва ли не подчистую и продали в рабство мусульманам 4 тысячи уцелевших. Затем в город вошла армия, воспетого Шевкуновым императорского дяди, православного патриота Андроника. Алексея II с его матерью Андроник удавил, её любовника, тоже своего племянника и тоже Алексея, ослепил и кастрировал (тот вскоре умер), племянницу Марию с мужем Ренье отравил, корону забрал себе, но наслаждался ею недолго. В 1185 году после двух лет царствования добрые константинопольцы его свергли, облили дерьмом, отрубили руку, выбили зубы, вырвали бороду и выкололи глаз, а просвещённые европейцы дорезали.

Новый император Исаак II из старинного рода Ангелов восстановил все привилегии венецианцев, генуэзцев и пизанцев, но это ему не помогло. Сотрясаемая мятежами страна пошла вразнос и от неё отделились Болгария и Сербия, а Исаака сверг и ослепил старший брат, провозглашённый императором Алексеем III. Тем временем крестоносная братия собралась в очередной поход против мусульман. Поскольку денег для уплаты Венеции за перевозку в Палестину не хватало, благочестивым католикам предложили разгромить единоверцев из Зары (ныне хорватский Задар) торговцы которого имели наглость соперничать с венецианскими. Зару захватили и разграбили 24 ноября 1202 года. Папа Римский Иннокентий III сгоряча отлучил воинство от церкви, но потом сменил гнев на милость. Надо же кому-то Иерусалим у мусульман отбивать да еретиков-альбигойцев во Франции рубать!

Тем временем, в Зару прибыл сын Исаака очередной Алексей и предложил крестоносцам восстановить на престоле славный род Ангелов. Взамен братве обещалось 200 000 марок золотом, 10 тысяч воинов для участия в походе и снабжение флота всем необходимым в течение года. Воины Христовы пришли в восторг и 18 июля 1203 года Константинополь пал. Бездарный Алексей III, несмотря на численное превосходство гарнизона, трусливо сбежал из города. Сопротивление оказали в основном английские, датские и пизанские наёмники, но после исчезновения императора, они стали грабить город вместе с крестоносцами.

Вернувшийся на престол слепой Исаак II и его отпрыск-соправитель, коронованный, как Алексей IV смогли собрать половину суммы, чем изрядно взбесили подданных. Воспользовавшись всеобщим озверением, отца с сыном сверг их собственный протовестиарий (смотритель за дворцовым гардеробом), провозгласивший себя императором Алексеем V. Узнав, что денег больше не будет, крестоносцы с венецианцами 13 апреля 1204 года вторично взяли город, разграбили его дочиста и, забив на Иерусалим, провозгласили захваченные земли Латинской империей. Его первым правителем стал граф Фландрии Балдуин, а дож Венеции Энрико Дандоло присоединил к родной республике острова Крит и Эвбею, Эгейский архипелаг и ещё города Корон (ныне Корони) и Модон (Метони) на Пелопонесском полуострове. Иннокентий III поначалу картинно возмутился, но предвидя долю немалую и перспективы подчинения православной Церкви, благословил.

Без сомнения, крестоносцы, венецианцы и примкнувший к ним Папа тут выглядят сборищем разбойников, каковыми они и были. Только византийцы ничем не лучше и точно так же регулярно вторгались к соседям. Они не только не являются жертвами коварного нападения, но сами привели врагов в родной город, предварительно обессилив его кровавыми междоусобицами.

http://istlyap.ru/krestonosczy-zahvatili-konstantinopol-potomu-chto-vizantijczy-vosprinimali-ih-kak-bratev-po-vere/

Запад соблазнил Византию греческим национализмом и отделил от неё Сербию и Болгарию

Идею нации, а затем и национального превозношения византийцы, а точнее византийские греки, которые, без сомнения, были государствообразующим народом в Византии, позаимствовали у европейцев, которые сами жили в небольших национальных государствах, построенных на этническом принципе. Например, Франция, немецкие государства, итальянские республики… Национальное устройство было правильно и хорошо для них, но всё дело было в том, что Византия была не этническим государством, а многонациональной империей — и в этом заключалось принципиальное отличие. 100 лет византийские греки боролись с этим искушением и не давали себя сломить. «Мы все ромеи — православные граждане Нового Рима», — заявляли они.

Надо заметить, что происходили все эти процессы в самом начале эпохи, названной историками Возрождением — всемирным воссозданием именно национальной, эллинско-греческой, языческой идеи. Тяжело было грекам не соблазниться этим западноевропейским Ренессансом, не впасть в искушение перед восторгом и пиететом европейцев, млевших от культуры их великих предков.

Первой поддалась тогдашняя интеллигенция: просвещённые византийцы начали ощущать себя греками. Пошли националистические движения, отказ от христианских традиций и, наконец, при императорах Палеологах имперская идея уступила место узко-этническому греческому национализму. Но предательство имперской идеи не прошло даром: националистическая лихорадка разодрала империю, и она быстро была поглощена соседней исламской державой.

Апологет эллинистического национализма учёный либерал Плифон так надменно писал императору Мануилу II: «Мы, которыми вы повелеваете и управляете, — греки по происхождению, как об этом свидетельствуют язык и унаследованное нами образование!» Такие слова были немыслимы ещё за 100 лет до этого. Но Плифон написал их накануне падения Константинополя, в котором жили уже не ромеи, а греки, армяне, славяне, арабы и итальянцы, враждующие друг с другом.

К слову, надменность греков привела к тому, что славян в империи стали дискредитировать. Этим Византия оттолкнула от себя болгар и сербов, которые реально могли помочь в борьбе с турками. Кончилось всё тем, что народы некогда единой Византии принялись враждовать друг с другом.

Запад не преминул воспользоваться новой смутой: сербов и болгар стали старательно убеждать, что греки столетиями угнетают их национальную самобытность. Были спровоцированы несколько настоящих революций и, наконец, при помощи экономических и военных рычагов Запад настоял на отделении сербов и болгар от Византии и присоединении их к объединённой латинской Европе. Те полезли: «Мы тоже европейцы!» — вдруг осознали они. Запад наобещал им материальную и военную помощь, но, конечно же, обманул и цинично бросил их перед собой на пути турецких орд. Преданные Западом балканские народы на долгие столетия оказались под жесточайшим турецким игом. А Византия уже ничем не могла помочь. Национальное превозношение сыграло самую скверную роль для империи.

Фильм «Гибель империи. Византийский урок», 11 февраля 2008 г.

Правившая Византией в 1261–1453 гг. династия Палеологов и живший в 1360–1452 гг. философ Георгий Плифон никак не могли способствовать отделению от империи Болгарии и Сербии. Потому что те отделились от неё гораздо раньше. Болгария, завоёванная византийцами в 968–1018 гг. освободилась от власти Константинополя после победоносного восстания 1185–1187 гг. Его причиной стали не происки Запада, а рост налогов для пополнения промотанного императором Исааком II бюджета. За последующие два десятилетия под скипетром болгарских царей оказались все земли, населённые соплеменниками. В 1190 году императору Исааку пришлось признать независимость Сербии и её правителя Стефана Немани. Наконец, в 1204 году ослабевшую империю завоевали крестоносцы, о вторжении которых Шевкунов сочиняет столь же «правдивые» байки.

К моменту падения Константинополя некогда многоплеменная империя стала именно национальным греческим государством и таковым оставались её осколки: Никейская империя, Трапезундская империя и Эпирский деспотат. Выбив захватчиков из Константинополя 14 августа 1261 года, правитель Никеи Михаил VIII Палеолог правил почти исключительно греческими землями, как и его преемники. Это и привело к ревизии её идеологии, и умри разоблачённый Шевкуновым Плифон в младенчестве, ничего бы не изменилось.

Никаких документов о европейской националистической агитации не существует. Да и в самой Европе государственность являлась феодальной, а не национальной. Феодальные владения регулярно переходили от одного престола к другому и монархии являлись многонациональными. Например, унаследованная от отца держава Ричарда Львиное Сердце состояла из Англии (без Шотландии) и западной половины Франции, причём сам король отдавал предпочтение континентальным владениям и французскому языку.

Турки-османы завоевали Болгарию в 1373–1422 гг., Сербию в 1371–1459 гг., а в 1453 году пал Константинополь. Европейские государства не остались равнодушными. Папа римский Бонифаций IX провозгласил крестовый поход против турок и 25 сентября 1396 года объединённая армия Франции, Бургундии и Венгрии, поддержанная контингентами из Англии, Валахии, Германии, Польши и Чехии атаковала войско султана Баязида II у болгарской крепости Никополь. Недисциплинированные и самоуверенные европейские рыцари шли в атаку отдельными отрядами по очереди и потерпели сокрушительное поражение. Завершающий удар по крестоносцам нанёс отряд вассала Баязида — сербского короля Стефана Лазаревича, отец которого погиб семью годами раньше при разгроме сербов турками на Косовом поле.

После разгрома османов полчищами владыки Средней Азии Тамерлана под Анкарой 20 июля 1402 года и пленения Баязида его сыновья сцепились в борьбе за престол, однако христианские державы упустили возможность воспользоваться смутой и выбить турок с Балкан. Объединённая армия Валахии, Венгрии и Великого княжества Литовского смогла собраться лишь в 1428 году, не сумела взять крепость Голубац и отступила.

Провалился и крестовый поход 1443–1444 гг. польского короля Владислава III, венгерского военачальника Яноша Хуньяди и сербского деспота Георгия Бранковича, поддержанных отрядами из Германии и Чехии. После нескольких поражений турки вернули Бранковичу его владения и передали Венгрии Албанию, которую уже освободили повстанцы Георгия Кастриота (Скандербега), но затем крестоносцы нарушили мирное соглашение и вступили в Болгарию. Правитель Сербии рисковать только что отвоёванными землями отказался, перешёл на сторону неприятеля и перекрыл горные проходы из Албании, не пропустив отряды Скандербега. У Варны 10 ноября 1444 года поляки и венгры были разгромлены, а Владислав и организатор похода — папский легат Джулиано Чезарини убиты.

Георгий Бранкович впоследствии принял участие в захвате турками Константинополя и правил Сербией до конца жизни, но затем султан Мехмед II изгнал его наследников. На шевкуновскую сказку о доверчивых православных, подло преданных коварными католиками, эта запутанная игра престолов ничуть не похожа.

http://istlyap.ru/zapad-pri-paleologah-soblaznil-vizantiyu-grecheskim-naczionalizmom-i-otdelil-ot-neyo-bolgariyu-i-serbiyu/

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
15 октября 2020 в 07:07

Одна толковая книга "Не святыке святые" появилась и уже у всех противников православной церкви ИСТЕРИКА.
Подключается "тяжёлая артилерия" в виде научных изысканий, публицисты выступают с гневными статьями.
Для чего? А чтобы не потянулись к Вере!
Митрополит Тихон писал для тех читателей,которые хотят узнать больше о реальных примерах постижения православной веры. И вдохновляются этим!
юРИЙ. Вы таланливый, мощный публицист! Оставьте в покое веующих.
У нас один такой священник Кураев ударился в разоблачения нехороших собратьев и как Невзоров ПРОВАЛИЛСЯ В КАКУЮ-ТО АДСКУЮ ВСЕЛЕННУЮ ОТРИЦАНИЯ И ЗЛА!

15 октября 2020 в 20:10

"Одна толковая книга "Не святыке святые" появилась и уже у всех противников православной церкви ИСТЕРИКА."

Я высоко ценю эту книгу - и о том написал. Но это не отменяет противоположной оценки фильма "Византийский урок".Которую я дал задолго до выхода "Несвятых святых".

"Митрополит Тихон писал для тех читателей,которые хотят узнать больше о реальных примерах постижения православной веры. И вдохновляются этим!"
И при чём тут общечеловесчкая космополитическая дрянь именуемая "Византийским уроком"?

"юРИЙ. Вы таланливый, мощный публицист! Оставьте в покое веующих."

Милейший, с какого хрена вы тут вещаете от имени всех верующих? Они вас уполномочили? И какое отношение к верующим имеет "Византийский урок", который естьсобрание политических побрехушек?

16 октября 2020 в 08:02

Все верующие православной церкви представляют собой общину и могут стать на её А ваша крутизна" здесь совсем не кстати.
Мы же не на "стрелке" по понятиям , а в рассуждениях о вере. Грубость здесь означает только неуважение к собеседнику.
Я на сайте с 20013-го года
и всё больше убеждаюсь, что спорить мы не умеем и не учимся.

16 октября 2020 в 08:18

"Все верующие православной церкви представляют собой общину и могут стать на её"

Ну так Кураев верующий, и Сергий Романов верующий, и все они и другие, придерживаются противоположных взглядов по множеству вопросов и орут, что только они веруют правильно.

"Мы же не на "стрелке" по понятиям , а в рассуждениях о вере"

Мы тут обсуждаем исторические фальшивки господина Шевкунова, которые вы подменяете рассуждениями о вере.

"Я на сайте с 20013-го года и всё больше убеждаюсь, что спорить мы не умеем и не учимся".

Потому что некоторые, когда еим нечего сказать по теме, переводят стрелки на другую. И это, в данном случае, вы.

16 октября 2020 в 09:51

Почему нечего сказать?
Я говорю,что книга "Несвятые святые" проникнута истинной верой и благодатью. Читайте,христиане. Не поддавайтесь критике.
Благодатный свет идёт от рассказов священника.
У нас страна,где все разобщены и когда появляются такие книги,как книга Шевкунова, защитить её некому.
Так читайте,радуйтесь и никого не слушайте.

16 октября 2020 в 11:31

"Почему нечего сказать? Я говорю,что книга "Несвятые святые" проникнута истинной верой и благодатью. Читайте,христиане. Не поддавайтесь критике."

Потому что тут обсуждается не книга "Несвятыке святые", а фильм "Византийский урок". К книге претензий нет. Русскими буквами написано: "Редакция «Исторического ляпа» считает «Несвятых святых» митрополита Тихона одной из вершин современной православной литературы, но с прискорбием отмечает, что история явно не его дело". Вы вообще русский язык понимаете?

1.0x