Сообщество «Салон» 00:00 15 октября 2015

Мистериальные огни

Фестиваль "Круг света" стал результатом объединённых усилий огромного числа специалистов и организаций. В проекте приняло участие более двадцати стран. Я попытался добраться до идеологического центра "Круга света", до тех людей, которые могли бы объяснить, что является ядром этого действа, что заставило зажигать свет среди осенней мглы. К сожалению, каждый отдельно взятый человек обладал лишь кусочком паззла и затруднялся описать общую картину. Выходит, что результат, полученный интернациональной командой, — пример герменевтической трансформации, когда целое оказывается значительнее, нежели сумма входящих в него частей.

26 сентября всё освещение возле комплекса зданий Министерства обороны Российской Федерации на Фрунзенской набережной померкло. Погасли уличные фонари и фасадные лампы. Казалось, даже автомобили исчезли с дорог. Наступила тишина. С другой стороны реки — из парка Горького — за процессом наблюдали тысячи зрителей. Они пришли, чтобы засвидетельствовать открытие пятого Московского международного фестиваля "Круг света", который продлился до 4 октября.

В восемь часов вечера — когда осенняя тьма стала по-настоящему густой, фасад Главного штаба Сухопутных войск РФ внезапно осветился лучами сверхмощных проекторов, транслировавших видео-меппинги — специальные ролики, изготовленные с учётом архитектурных особенностей тех зданий, на которые их проецируют. Точность при создании видео-мэппингов и поразительная мощность светового оборудования позволяют буквально до неузнаваемости изменять облик привычных городских объектов. Причём большинство метаморфоз происходило в динамике. То есть здание могло по кирпичику вырасти буквально на ваших глазах или превращаться в нечто совершенно иное, например, в театральную сцену, космическую бездну или книжную страницу.

В случае комплекса зданий Министерства обороны было задействовано более пятисот единиц световой техники и сто сорок видеопроекторов. Площадь обрабатываемого ими фасада составила порядка семнадцати тысяч квадратных метров. Зрителям продемонстрировали шесть новелл, созданных мастерами из России, Франции, Великобритании и Объединённых Арабских Эмиратов. В этих световых постановках рассказывалось об истории российской армии, о структуре Вселенной: звёзд, созвездий, галактик и их скоплений, о невероятных явлениях природы. Звучали самые известные и популярные произведения российских композиторов. Первый день фестиваля "Круг света" завершился серией фейерверков, длившейся около пятнадцати минут. Безостановочные залпы велись с бортов специальных судов, установленных на Москве-реке. Люди, видевшие действо вживую, признавались, что это, возможно, был лучший фейерверк в их жизни.

Фестиваль "Круг света" стал результатом объединённых усилий огромного числа специалистов и организаций. В проекте приняло участие более двадцати стран. Я попытался добраться до идеологического центра "Круга света", до тех людей, которые могли бы объяснить, что является ядром этого действа, что заставило зажигать свет среди осенней мглы. К сожалению, каждый отдельно взятый человек обладал лишь кусочком паззла и затруднялся описать общую картину. Выходит, что результат, полученный интернациональной командой, — пример герменевтической трансформации, когда целое оказывается значительнее, нежели сумма входящих в него частей.

То, что произошло в Москве на рубеже первых двух осенних месяцев, — напоминало некий неоязыческий ритуал, новый культ света. Каждая мировая религия в своей сердцевине содержит неиссякаемый источник вечного, ничем не замутнённого света. Во время фестиваля шло создание совершенно нового мира образов, и людям не осталось ничего другого, кроме как стать приёмниками всех этих мощнейших трансляций.

В Москве возникло множество точек свечения. Даже по реке плавала специальная баржа, проецировавшая изображения на прибрежные здания. Холстами для видео-мэппинга стали Большой театр, здание Центрального детского магазина и комплекс ВДНХ, причём для каждого из этих мест была подготовлена собственная уникальная программа. "Круг света" был куда масштабнее празднования Дня города.

О своём отношении к фестивалю "Круг света" рассказал Николай Иванович Щепетков — доктор наук, профессор, заведующий кафедрой архитектурной физики в МАРХИ: "Когда-то я разрабатывал проекты освещения стационарной среды городов. В свет вышло несколько моих работ по данной теме, которой я занимался с девяностых до середины двухтысячных годов. К сиюминутным праздникам, когда в небо взлетают миллионы рублей, я имею лишь косвенное отношение. Тем не менее, данное действо — "Круг света", безусловно, связано с городской средой.

Во-первых, стоит констатировать, что бурно развивается новая отрасль. Правда, идея не очень оригинальна. Всё это в течение десятилетий уже было в миниатюре опробовано на театральных сценах. Теперь же искусство света вырвалось в городскую и, можно сказать, в монументальную среду. Это новая область творческой деятельности и, наверное, в процессе подготовки фестиваля, который проводится уже пятый год подряд, растут специалисты этой молодой отрасли. Правда, наружу просачивается очень мало достоверной информации о закулисье "Круга света". Мы видим только момент воспламенения и вспышки. А как идёт подготовка и что происходит в течение долгих месяцев — об этом никто особо не рассказывает. Так же молчат о том, сколько такой фестиваль стоит. На мой взгляд, в современной России это очень важный вопрос.

Подобные световые празднества проводятся не только в Москве. Широко известен фестиваль во французском Лионе. Много лет подряд туда съезжаются специалисты по освещению и толпы зрителей. Но тамошний фестиваль проводится один раз в год. По примеру Лиона действуют Лондон, Берлин и некоторые другие города. Но везде столь крупные праздники света проводятся не более одного раза в год. У нас же "стреляют" чуть ли не каждый месяц.

Я поддерживаю искусство, но боюсь девальвации понятия праздника. Месяц назад был День города. Почему бы не совместить его с фестивалем "Круг света"? Если есть чёрную икру на завтрак, обед и ужин, то она довольно быстро вам надоест.

Масштаб отечественных световых шоу с каждым годом всё ширится. Совершенствуется техническая часть. Но принципиально всё это так и остаётся миниатюрной сценой театра, вышедшей в городское пространство. Также используются дополнительные средства в виде инсталляций и фейерверков.

Честно говоря, то, что показывали в Москве в конце сентября и начале октября, трудно было представить не только двадцать, но и десять лет назад. А сейчас, похоже, это делается с лёгкостью: соорудил этажерку, подвёл энергию, поставил мощные проекторы — и крути себе видео-мэппинги.

Перевоплощения зданий ограничены лишь фантазией авторов. Хочешь — в течение часа делай с Большим театром всё, что душе угодно. Причём без причинения какого-либо вреда данному архитектурному объекту. Насколько это этически приемлемо — другой вопрос. Все программы видео-мэппингов отличаются друг от друга. Проекции освещали уже даже стены Кремля.

Стоит упомянуть, что идея проецировать осмысленные образы и ролики на архитектурные объекты появилась в 1957 году, и с тех пор в разных странах она была реализована по-разному. На мой взгляд, наиболее интересная её интерпретация — это отображение языком света, цвета и звука главных исторических событий, связанных либо с городом, либо с неким архитектурным объектом. Такие проекты у нас предлагались ещё в конце шестидесятых. Например, хотели установить проекторы на Ивановской площади в Кремле. Сейчас же все увлечены увеселительными проектами, такими, как "Круг света". Видео-мэппенги затрагивают животрепещущие, но не фундаментальные темы. По своей сути, это мультфильмы — грандиозные и дорогостоящие, рассчитанные на огромное число зрителей.

Моё отношение к фестивалю двойственное. С одной стороны, скажу прямо — это здорово. С другой стороны, нельзя девальвировать столь мощные в эмоциональном плане события, как массовые общегородские гуляния. Ведь за Москвой захотят последовать все остальные города.

Когда смотришь на видео-мэппинги — это интересно и красиво. Кажется, что буквально все попадают под их влияние и начинают испытывать безусловный восторг. Любые проявления искусства вызывают эмоции. А в данном случае световые вспышки вообще действуют на уровне подсознания. Когда свет возникает во тьме — это уже здорово само по себе".

Фото Ральфа Дармана

21 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
26 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x