Сообщество «Переводы» 00:00 17 мая 2022

Джон Миршаймер. Кому США проигрывают на Украине

взгляд американского политолога

Джон Миршаймер — профессор политологии Университета Чикаго, в котором он преподаёт с 1982 года. Специалист по международным отношениям, автор 6 книг и множества статей как в научных изданиях, так и в The Financial Times, The New York Times, The Economist. Его открытая лекция, посвящённая украинской тематике, набрала в "Ютюбе" более 26 млн просмотров. В апреле 2022 года Джон Миршаймер дал интервью индийскому онлайн-каналу CRUX. Предлагаем вниманию читателей фрагменты его выступления.

Начнём с того, почему Путин поступил так, как он поступил. Я всегда считал, что этот кризис связан с усилиями Запада сделать Украину своим бастионом на границах России. Всё началось ещё в апреле 2008 года на саммите НАТО в Бухаресте, где было объявлено, что Украина и Грузия станут членами НАТО. Русские и, в частности, Путин тогда однозначно дали понять, что это переходит красную черту. Это неприемлемо, это представляет экзистенциальную угрозу для России.

Кризис разразился 22 февраля 2014 года после событий на Майдане, и Запад с тех пор следует стратегии «удвоения ставок». Когда президент Байден занял Белый дом в январе 2021 года, в поддержке Украины он пошёл ещё дальше, чем администрация Трампа. Мы фактически перешли красную черту, мы представляли экзистенциальную угрозу для русских, и русские недвусмысленно дали нам это понять. А мы продолжали удваивать ставки, и конечным результатом стало то, что 24 февраля этого года Путин начал активные военные действия на Украине.

Сейчас многие люди говорят, что Путин вторгся на Украину, потому что он хочет завоевать Украину и интегрировать её в большую Россию, что он заинтересован в воссоздании Советского Союза. Но нет никаких доказательств в поддержку этого. Всё дело в расширении НАТО.

Сомнений нет, что у Путина была стратегия ограниченных целей. Он хотел получить контроль над определёнными территориями, прежде всего, на востоке Украины. И он был заинтересован либо в смене режима, либо в том, чтобы заставить существующий на Украине режим изменить свою политику в отношении вступления в НАТО или присоединения к Западу. Нет никаких сомнений в том, что российские вооружённые силы столкнулись на Украине с опаснейшей ситуацией из-за того, что НАТО и особенно Соединённые Штаты всё время поддерживали Украину и пытались превратить её в де-факто члена НАТО. Поэтому Украина так хорошо сражается на поле боя. Но русские сейчас тоже стали удваивать ставки в своей игре.

Давайте не забывать, что русские рассматривают то, что происходит на Украине, как экзистенциальную угрозу. Если русские проиграют на Украине, а Запад добьётся успеха и разрушит российскую экономику, то на Путина будет оказано очень сильное давление с возможной эскалацией кризиса до применения ядерного оружия. Я хочу быть предельно понятным. Я не утверждаю, что это вероятно, — я просто говорю, что это реальная возможность.

Совершенно ясно, что если украинские войска будут превосходить российскую армию на востоке Украины, если благодаря всей западной помощи в виде беспилотников, "Джавелинов", данных разведывательных служб и прочего, и прочего российские войска попадут в уязвимое положение, то все мы тогда окажемся в очень опасной ситуации. Если в то же время российская экономика действительно пострадает от санкций и даже окажется на грани краха, я думаю, что в этот момент русские очень серьёзно задумаются о спасении ситуации с помощью ядерного оружия. Ещё раз, я не утверждаю, что это вероятно, но я считаю, что Запад играет здесь с огнём.

И что ещё важно — это то, что мы делаем: мы ведём Украину по пути разрушения. Посмотрите на то, что сейчас происходит на Украине, ведь это — катастрофа.

Запад по глупости заставил Украину ткнуть в глаз русскому медведю расширением НАТО, что вызвало этот кризис. А затем, как только кризис разразился, Запад подтолкнул Украину к удваиванию ставок, да и сам Запад пошёл ва-банк, в результате чего Украина терпит крах.

Если сравнивать конфликт на Украине с тем, что произошло в Грузии в августе 2008 года, то надо сказать, что в Грузии была быстрая война. И когда русские взяли Крым в марте 2014 года, то это тоже произошло очень быстро, без боевых действий. Сейчас принципиально другая ситуация, потому что американцы поддерживают украинцев. Американцы оставили грузин в 2008 году, грузины пытались справиться сами, и они быстро проиграли. В 2014 году в отношении Крыма мы не помогали Украине бороться за сохранение полуострова. Здесь же США и их европейские союзники, союзники по НАТО глубоко вовлечены в сражение, а, как известно, Соединённые Штаты обладают огромным количеством современных технологий. Мы - чрезвычайно богатая страна, и мы можем многое сделать, чтобы Украина продолжала сражаться.

Что касается Владимира Путина, то он должен продолжать борьбу, которую он не может проиграть. Это будет не только для него политической катастрофой, но это станет катастрофой для всей страны. Повторюсь, он считает это экзистенциальной угрозой. Так что Путин, на мой взгляд, не собирается останавливаться. И я не вижу, чтобы американцы остановились. Более того, я не думаю, что украинцы могут хоть как-то остановить это.

Поэтому мне сложно понять, как это может завершиться в ближайшее время. Я могу ошибаться, я ошибался в ряде случаев, предсказывая, как будут развиваться международные события. И я надеюсь, что я ошибаюсь в данном случае. Я надеюсь, что будет подготовлено какое-то мирное соглашение, и эта война закончится. Но я бы не делал сейчас на это большую ставку. Ведь это соглашение очень трудно реализовать. Для России приемлемое решение в том, чтобы Украина отказалась от любой заинтересованности стать частью НАТО, стать западным бастионом на границе России. Для Украины решение в том, чтобы стать нейтральной страной и выработать какой-то modus vivendi с Россией. Ведь очевидно, что Россия — очень могущественное государство. Оно намного сильнее, чем Украина, оно может нанести огромный ущерб Украине, как мы видим. Это грустно констатировать, но правда в том, что у украинцев действительно нет особого выбора, чтобы в значительной степени урегулировать ситуацию с русскими. Тыкать палкой в глаз русским — это рецепт катастрофы. Поэтому нейтральная Украина — это решение проблемы. И это было решением изначально. Но я не знаю, как достичь этого в данный момент, потому что нейтральная Украина стала бы победой России. И для Украины это стало бы тоже победой.

Однако проблема в том, что нейтральная Украина станет большим несчастьем для американцев и их европейских союзников, ведь они не хотят допустить любой победы России. И кроме того, этот вариант не приемлем и для ультраправых внутри самой Украины. Вот почему у Зеленского очень мало пространства для манёвра: справа от него большое количество украинцев, которые не хотят, чтобы он шёл на какие-либо уступки русским. И эти ультраправые элементы на Украине в сочетании с нежеланием Америки и союзников означают, что Украина вряд ли сможет сама двигаться к статусу нейтральной страны.

При этом надо помнить, что для США сегодня в мире есть одна серьёзная угроза, и это Китай. Это не Россия. Китай — абсолютный конкурент США. Именно Китай может стать региональным гегемоном в Азии. США должны максимально сфокусировать своё внимание на Китае. Они должны работать день и ночь, думая о том, как сдержать Китай. И в то же время они должны работать с Россией как с союзником, который может помочь сдержать Китай. Индия, Россия, Соединённые Штаты — все должны быть по одну сторону баррикад, стремясь сдерживать Китай, потому что у Китая есть возможность стать очень могущественной страной.

Вместо этого Соединённые Штаты поступили глупо, затеяв драку с Россией. США увязли в Восточной Европе. Они очень мало сделали в Азии, особенно в Восточной Азии, чтобы объяснить своим союзникам, как они планируют сдерживать Китай. Потому что сейчас США слишком заняты мыслями о том, как воевать с русскими, а мы не должны воевать с русскими. Мы должны работать над тем, чтобы заключить какой-то союз с русскими, опять же всё с целью сдерживания Китая. Но мы этого не делаем. Это свидетельствует о том, что в результате этой украинской войны есть только один победитель. И этот победитель — Китай.

Сейчас США недовольны Индией (а в этом нет сомнений, поскольку президент Байден это ясно дал понять премьер-министру Моди), и это недовольство имеет большое значение. Соединённые Штаты нуждаются в Индии. Мы имеем богатую историю принципиальных разногласий с Индией, и мы к этому привыкли. Но самое важное, что нам нужна Индия для сдерживания Китая.

Я не думаю, что существует какая-то серьёзная опасность разрыва отношений между нашими странами. Я думаю, с точки зрения Индии, нехорошо, что американцы увязли в Восточной Европе и упустили из виду важность китайской угрозы. Потому что именно Индия, Соединённые Штаты и Россия, как я уже говорил, должны быть на одной волне по отношению к Китаю. Мы находимся в этой довольно странной ситуации, когда для Соединённых Штатов нет никакого стратегического смысла в том, чтобы попытаться вбить клин между Индией и Россией. Во всяком случае, мы должны быть счастливы, что эти страны работают вместе. Но мы не можем, потому что мы сейчас вовлечены в эту войну на Украине. Нужно помнить, что сейчас мы не сражаемся, но мы глубоко вовлечены. Мы делаем всё, за исключением боевых действий. И весь наш интеллектуальный потенциал сосредоточен на Восточной Европе. Сейчас мы не думаем о том, что делать с Китаем. И я повторюсь: с нашей точки зрения, ситуация ужасная.

Впрочем, не следует забывать, что самую высокую цену сейчас платит Украина. Страна разрушается, и я давно утверждал, что это произойдёт. Я не говорю, что это оправдано, я просто констатирую то, что происходит, когда тыкаешь в глаз великой державе, такой как Россия, и угрожаешь её существованию.

Илл. Dionne Gain.

Cообщество
«Переводы»
1 марта 2024
Cообщество
«Переводы»
1.0x