«Метро» (Россия, 2012, режиссер - Антон Мегердичев, в ролях -
Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Анфиса Вистингаузен, Светлана Ходченкова, Катерина Шпица, Алексей Бардуков, Станислав Дужников, Елена Панова,Сергей Сосновский, Ярослав Жалнин, Владимир Стержаков, Александр Фисенко, Иван Макаревич, Максим Линников, Иван Лапин, Николай Рябков, Кирилл Плетнев, Екатерина Директоренко, Анатолий Котенев, Дмитрий Орлов)
Пока длинноногая блондинка Ирина (Светлана Ходченкова), мама школьницы Ксюши и жена врача-хирурга городской больницы Андрея (Сергей Пускепалис), предаётся запретной любви со своим любовником – удачливым бизнесменом-застройщиком Владом (Анатолий Белый), её муж спасает людей и пьёт подаренный благодарными больными алкоголь.
Тем временем пожилой опытный обходчик путей московского метро замечает в туннелях подозрительную воду, сигнализирует об этом, но – как водится – тотально остаётся не услышан начальством.
Утреннюю Москву парализует гигантская пробка. Волей случая воспользоваться метрополитеном вынуждены воспользоваться и Андрей с Ксюшей и опаздывающий на встречу Влад. Но никто и не подозревает, что масштабная застройка центра Москвы привела к тому, что в тоннеле метро образовалась трещина. Теперь туда грозится обрушиться Москва-река и затопить не только московское метро, но и полгорода в придачу. А поезд неумолимо отправляется в роковое путешествие навстречу чудовищному кошмару.
Первый после снятого ещё в Советском Союзе «Экипажа» Александра Митты отечественный продукт в жанре фильма-катастрофы, о котором имеет смысл говорить. Режиссёр «Метро» Антон Мегердичев («Бой с тенью-2») вольно экранизировал откровенно слабый роман Дмитрия Сафонова и прибегнув к помощи крепких профессионалов-сценаристов, в который раз доказал, что плохие книжки иногда могут стать нужным топливом для нормального зрива.
В отличие от исключительно советского взгляда на суть вещей, где психологии характеров отводилось куда больше экранного времени, нежели самой катастрофе, в «Метро» учли сдвиг восприятия современного зрителя в сторону зрелища, над которым не слишком следует размышлять. Но не скатились исключительно в прямолинейный экшн, учли вкусы аудитории всех возрастов. Личная драма, переживаемая героями - любовный треугольник условно той же пропорции, что и в «2012» Эммериха – решена традиционно, прямолинейно, без полутонов. Ирина мечется между молчаливым мужем, отличным человеком и добрым врачом, но равнодушным к её прелестям, и страстным любовником, подлецом и карьеристом. В том, что муж и дочь оказываются под землёй в роковой час, женщина, со свойственным ей эгоцентризмом видит карающий перст судьбы, сделавшей за неё сложный выбор. Каково же было ей чуть позже узнать, что в эту компанию затесался ещё и новый возлюбленный? Не иначе, что на героиню ополчились все силы ада. Те же несчастные, что оказались внутри московского чрева, временно оказались избавлены от нравственных проблем.
Часть из них погибла в давке во время резкого торможения поезда. Часть слегла сражённая электричеством в затопленных туннелях метро. Горстка же главных героев - помимо Андрея, Влада и Ксюши её пополнили бывшая гандболистка-алкоголичка (Елена Панина), нелепый толстяк с дипломатом (Станислав Дужников), влюбляющаяся друг в друга по ходу действия парочка юных созданий (Алексей Бардюков, Катерина Шпица) и крохотная собачонка Тявка (метис пинчера и йорка Пётр), пытается выбраться на белый свет, переживая многочисленные опасности, обычно скрытые от глаз столичного обывателя. Наверху и власти и спасатели демонстрируют полнейшую беспомощность перед стихией – пробки не дают возможности во время оказать помощь, а время на часах неумолимо приближается к точке икс.
Жанровое кино просто обязано соблюдать жёсткие рамки. Штампы – читай классические приёмы – необходимость. Любой шаг в сторону редко удаётся совершить без пагубных последствий для результата. В «Метро» получилось идеально сбалансировать голливудскую традицию с российской действительностью, совместить некую параллельную реальность – за этот ингредиент отвечали ушлые журналисты, готовые на все ради эксклюзивного репортажа с места трагедии, словно сошедшие с заокеанского экрана – с социальной критикой жизни современного российского мегаполиса. Слишком узнаваемой, чтобы казаться фантастикой.
Придирчивый зритель найдёт к чему прицепиться в сценах крушения, к слову, снятых для российского кино, очень достойно. Скептик усомнится в искренности чувств, переживаемых на экране, к ещё большему несчастью, увенчанных в финале ужасной песней группы «Би-2». Но отказать фильму в отличном ритме, мастерски скроенном саспенсе, тотальном вовлечении в действие и сопереживании далеко не самым интересным героям, попросту невозможно.
Ну и, наконец, хочется поблагодарить авторов, за то, что хтонический ужас настигает москвичей на несуществующей станции Садовая. В ином случае развития событий, у людей, в памяти которых ещё звучать террористические взрывы в метро, могли бы возникнуть ненужные ассоциации. И вопрос проезда в метрополитене стал бы ассоциироваться с реальной опасностью, а не с повседневной рутиной столичного бытия.