В преддверии очередного изменения тарифов на проезд в метро, начальство подземки решило провести конкурс на лучшую схему проезда. Способ отвлечения внимания населения не новый, но действенный. К инновациям в манипуляциях общественным мнением можно отметить только широкое использование сети Интернет, расчёт на аудиторию, которая легче впадает в экзальтацию.
В то же время, увлечение виртуальной реальностью может привести и к обратным результатам. Не выходящий из социальных сетей блоггер может решить, что никаких других проблем с перевозками в Москве не осталось, и столкновение с реальностью способно повергнуть интернет-пассажира в шок. Поэтому нелишне вернуть в метро историческое измерение, не только как архитектурной достопримечательности, но и как картографического аттракциона.
Схема метро 90-х напоминала древнеиндийский символ плодородия. Экономили, наверное, печатную поверхность, и вписывали хвосты веток в прямоугольник. Впрочем, существует легенда, что такое расположение на печатном листе создали активисты некоторых общественных движений, работавшие под прикрытием. Народ тогда очень волнообразно поисками индийского мистицизма занимался, сложно было отличить рациональные поиски квадратуры круга от политических воззрений.
Но сейчас, даже учитывая режим экономии бумаги в московском правительстве, возврата ни к рациональной, ни к мистической экономии не случится. Перефразируя Аксёнова: "Мы на борьбе за ксенофилию — не экономим". Тем более, что во времена торжества индийского символа большинство пассажиров были белыми, в отличие от сегодняшнего дня, когда пропорции этнического состава стремятся к парижским стандартам.
Но мистики-то хочется. Зит и Гит, попрошаек и цыган, абреков и кунаков в московском метро хватает, а где сокровища Агры, камасутра, карма и индиго? Невозможно же толкаться по подземелью без экзистенциальных поисков. Так что придётся проводить цветовую дифференциацию штанов, дабы знали, на какой станции два раза "ку" кричать, и куда "чатланам" соваться не стоит.
Всё кажется простым: в деловой центр по маленькой голубой веточке — могут ездить только голубые. Ксенофобам приходится нарезать круги по коричневой кольцевой.
Но не всё так примитивно. В случае с "Парком Культуры" идеально совпадает. На красно-коричневом пересечении и Русский марш проводили, и множество консервативных организаций рядом, да и эстетика тоталитаризма присутствует в полном объёме. А вот уже "Комсомольская" никакого отношения к красно-коричневому дискурсу, кроме половины названия, не имеет. Только мигранты регистрациями торгуют, бомжи клянчат мелочь да транзитные пассажиры не могут найти выход из перехода. Значит, пересадочные узлы — это точки бифуркации, порождающие межмировые пространства Эпикура. "Шеф, гони на Чистые". "Чистые Пруды" с неведомым Абаем — явное порождение этих миров.
"Лубянка" на красной ветке пересекается с лиловенькой. А, как утверждают блондинки, "если вам ничего не идёт — носите лиловенькое". Но ничего не идёт бывшей "Дзержинской" — ни красное, ни коричневое, двойное гегелевское отрицание, которое притягивает к себе стаи борцов за соловецкий камень.
Зелёная ветка по схеме наверх, в сторону "Шереметьево" — однозначно цвет доллара. От того в районе "Аэропорта", "Сокола — так много проживает потенциальной эмиграции, которой жаждет "валить" из страны. Но пересадочная "Белорусская" придаёт продажному зелёному подходу почвенный дискурс. Правильно, старообрядческий храм рядом находится. А когда начали лужковские шалвы что-то копать в данном направлении, то тут же и наступил финал, увязли в болотах. Хтонь длится до Тверской, где мутирует в свою противоположность — лиловенькое смешало карты. Нордическая (до точек превращения) серая ветка, и продажная зелёная опять-таки отталкиваются от фиолетовой, и превращаются в реактивно-проститутскую.
Серая ветка в районе "Менделеевской" развивает нордические наклонности, а вот в районе "Павелецкой" этот подход "укатывается в бетон".
Конечно, это только общие черты прогнозирования социальных отклонений. Дальнейшие приоритеты пускай девелоперы-риэлторы придумывают для капитализации своего неликвида. Гораздо интереснее в этой связи то, что схема замкадных электричек сохранила свой индоевропейский компонент. Но распространение Интернета за пределами МКАД оставляет желать лучшего, и креативным менеджерам придётся менять тарифы без всякого задора.