Пару лет назад я узнала странное (и как потом выяснилось — страшное!) словцо: "овуляшка". Сие прозвучало из уст моей подруги детства — она сетовала, что именно так её обзывают ретивые двоюродные сестрицы. Кузины, если уж по-книжному, по-старинному. Я даже не сразу поняла. Переспрашиваю: "Какая-какая ты ляжка, извини?" Оказывается, что слово-то популярное, только я почему-то опять не в курсе, не в трендах, в пролёте и — мимо кассы. Овуляшка — это женщина, для которой смыслом жизни и центром Вселенной является её ребёнок. Интересна и конструкция этого, с позволения сказать, термина — в нём строгая медицинская латынь (овуляция!) смешивается с презрительно-снисходительным суффиксом. Тётка-овуляшка — это примерно, как несчастная дурнушка, мелкая медяшка, тупая деревяшка… Кто придумал и запустил в массы столь грубое и хамское определение, я так и не узнала, да оно и не важно. Тут существенно другое — внедрение мыслеформы о принципиальной, необсуж-даемой ущербности "просто мамы".
…В 1980-м году на экраны вышел замечательный, добрый фильм "Однажды двадцать лет спустя". Повествование строится вокруг встречи выпускников — каждый должен вспомнить самое главное в своей жизни, ибо это не просто вечер воспоминаний, а телесъёмка — тут важно не ударить в грязь лицом! Мы видим серьёзных людей: с состоявшейся карьерой и солидными проектами, а главная героиня вдруг произносит совсем уж странное — с точки зрения всех этих архитекторов, телеведущих и востребованных поэтесс: "Я просто мама". Ни прибавить, ни убавить. Все взволнованы: Надюшка была отличницей, общественницей, гордостью класса… и вдруг — домохозяйка, наседка. Допустимо ли? Вот и бывший одноклассник советует — детей на продлёнку, в детсады, а сама — в бой! На реализацию талантов! Его-то жена — работает, как положено в "нормальной" семье. А дети — они и на детсадовском горшке посидят, не треснут. Разумеется, всё проясняется, когда Надя Круглова сообщает, сколько у неё детей — цифра обескураживает и восхищает. Мать-героиня. Уникум.
Нам хотели показать, что материнство — это тоже громадный труд, который может сравниться с самым великим служением. На фоне усталой, но счастливой женщины-матери остальные фигуранты действа со своими амбициозными притязаниями выглядят тускло и… ненужно. Особенно проигрывает рядом с Надей её бывшая подруга — ухоженно-стройная, моложавая, одетая в дорогие импортные вещи красавица. Но вид у неё — потерянно-унылый, ибо она растратила свою суетливую жизнь на пустоту. Этот фильм с Натальей Гундаревой в главной роли, разумеется, был одним из лидеров проката, а люди в зале умилительно всхлипывали, когда героиня, отвечая на вопрос "Чего ты ждёшь от жизни?" — говорила: "Я жду ребёнка…" Это кино, сказка, а в жизни всё иначе. На протяжении всего XX века женщине активно вдалбливалось, что она не может быть "просто мамой". Это даже как-то убого, бабоньки: получить высшее образование, чтобы потом приковать себя к детской кроватке и к плите. Можно и нужно уметь совмещать семейное счастье — с производственным процессом! Родила, выполнила долг перед Матерью-Природой и — …быстренько сдала дитятко на попечение ясельных воспитательниц. Или — кинула бабушкам. Они плохому не научат! Но то была советская действительность — у тех "совмещающих" мам голова-то не болела за ребёнка. Наши мамы были свято уверены в том, что по телевизору детям никогда не покажут хоррор-монстров, истекающих серо-зелёной слизью или ещё каких-нибудь кадыкастых суперменов, крушащих мир одним ударом мизинца. Нас не надо было защищать от самой "среды".
Вернёмся, однако, в наши дни. Сейчас очень много пишется и говорится о повышении рождаемости, о задачах материнства, о семейных ценностях. Реальность — сложнее, и дело вовсе не в пресловутом "эгоизме" женщин, которые не хотят иметь детей, потому что впереди — столько интересного. Тут тебе и второе высшее образование, и путешествия, и — о, разумеется! — стремительная профессиональная карьера! Например, можно стать "умывальников начальником" в арт-маркетинговом отделе инновационно-дизайнерского центра! Или главным менеджером по распродажам. Кому же в такой ситуации захочется быть смешной и нелепой "овуляшкой"? Родить можно как бы между делом, не зацикливаясь на чадушке.
В одном из журналов "психологической" направленности я как-то раз прочла статью о том, что сами же дети не уважают мам-домохозяек. Тех мам, которые якобы ничего не добились в жизни. "Просто мама" не в трендах. Вы полагаете, что это — заговор неких тёмных сил с целью уничтожить наш народ? Всё тривиальнее — женщины, совмещающие семью с карьерой (точнее — халтурящие сразу в двух направлениях), имеют более высокую покупательскую способность. На "просто маме" заработать практически невозможно. Она коммерчески невыгодна. Отсюда все эти статейки, мыслишки, словечки, …овуляшки. А вот ребёнку-то как раз нужна именно мама. Просто мама, а не приходящая няня с дипломом педвуза. А то и вовсе без оного.