Сообщество «Салон» 11:43 24 июля 2021

Максим Федотов во время чумы. Юбилей русского Паганини

Народному артисту России выдающемуся скрипачу и дирижеру Максиму Федотову - 60!

двойной клик - редактировать галерею

24 июля отмечает 60-летний юбилей выдающийся русский музыкант нашего времени – скрипач-виртуоз, блистательный дирижер и педагог – поистине, а не только номинально народный артист России – Максим Викторович Федотов. Его давно и заслуженно называют «русским Паганини», в его постоянном репертуаре более 50 концертов для скрипки с оркестром, сотни произведений для камерных ансамблей. Маэстро Федотов – первый скрипач, давший открытый сольный концерт на двух скрипках Никколо Паганини (Санкт-Петербург, 2003 год). В преддверии юбилея на сцене Концертного зала Чайковского в Москве Максим Федотов с выдающимся российским дирижером Валерием Полянским и возглавляемым им оркестром Госкапеллы России в очередной раз сыграл Первый концерт Паганини – произведение, считающееся доступным лишь молодым виртуозам. Концерты маэстро Федотова, прошедшие за время пандемии – и скрипичные, и дирижерские, и в дуэте с его красавицей-женой заслуженной артисткой России пианисткой Галиной Петровой – кто-то очень удачно, перефразировав заголовок знаменитой маленькой трагедии Пушкина, окрестил «Максим Федотов во время чумы». Ощущение невероятной свободы, музыкального пира, восторга, непринужденности и мощи рок-концерта, атмосфера праздника, озонированного грозового воздуха – такие эпитеты на протяжении всей артистической жизни сопровождают выступления Максима Федотова. Сегодня, накануне празднования юбилея, он любезно согласился ответить на вопросы «ЗАВТРА».

«ЗАВТРА». Юбилей – время подведения предварительных итогов и осмотра горизонтов будущего. Какая из Ваших ипостасей, на Ваш взгляд, самая важная для Вас сегодня – солист-виртуоз, дирижер, участник дуэта Максим Федотов-Галина Петрова, педагог?

- Что касается того, какая моя ипостась важнее, все ипостаси моей творческой деятельности переплетаются и существуют вместе. Мне посчастливилось родиться в очень музыкальной среде, выступать со множеством знаменитых оркестров, с выдающимися дирижерами и уже 20 лет как самому быть симфоническим дирижером. С моей Галиной мы уже почти 30 лет вместе на сцене и в жизни, где наша жизнь является творчеством, а творчество – жизнью. Прошлый и уже нынешний год многое поменял в нашей профессии. Даже не хочется перечислять, сколько интереснейших поездок и проектов не состоялось, но многие важные события, к счастью, состоялись. Основные симфонические и дуо концерты в Москве и Санкт-Петербурге, в некоторых городах России, наш концерт на фестивале «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева. Замечательное время в Нур-Султане с концертами и мастер-классами у уникальной Айман Мусаходжаевой в Казахском национальном университете искусств, где мне было присвоено звание почетного доктора, а Галине – почетного профессора КазНУИ (Казахский Университет Искусств). Это и дирижерские концерты, и серии мастер-классов по линии Санкт-Петербургского Дома музыки. Устоял наш любимый камерный фестиваль «Musica Maxima» в Загребе – предстоящий планируется на нынешний октябрь. В ближайших планах – Клайпедский музыкальный фестиваль и фестиваль Шервеникаса в Титувену, фестиваль «Золотые скрипки Одессы», дирижерский концерт в Капелле СПб, и собственно юбилейный бенефис с Галиной и оркестром Московской Консерватории в БЗК в октябре. Вот, пожалуй, некоторые итоги и осторожные планы.

«ЗАВТРА». Недавно Вы в очередной раз сыграли первый концерт для скрипки и оркестра Паганини – супервиртуозное произведение, которое обычно играют скрипачи не старше 30. Скажите, а как Вы сейчас сами относитесь к личности и творчеству Паганини?

- Идет время, и чем больше накапливается концертный и жизненный опыт, тем больше я вижу в нем абсолютный символ скрипичной доблести. Говоря о Паганини, надо понимать, что тогда не только консерваторий, но музыкальных школ не заканчивали, были большей частью самородками, о чем мы иногда забываем. Паганини был человеком с невероятным темпераментом, с мощнейшей харизмой и гениальным владением инструментом. Это ясно из того, что он написал и сам исполнял. Из-за отсутствия записей мы не можем сказать, как он играл, но по тому, что он написал и сам исполнял, мы понимаем, что у него был какой-то абсолютно уникальный, незаурядный аппарат. Он как композитор создал абсолютно оригинальную итальянскую музыку своей эпохи и увлек за собой целое поколение новых композиторов-романтиков – Листа, Берлиоза, Шумана, Шопена, для которых он был кумиром, квинтэссенцией романтического понятия «художник». Большинство его последующих великих коллег, виртуозов-скрипачей зачастую писали переложения-транскрипции, вариации на темы песен, многие брали темы где-то у своих коллег. У Паганини тоже есть такое, но все его основные произведения – это абсолютно оригинальное композиторское творчество. Это итальянская музыка с характерными признаками итальянских песен и опер того времени, к чему он, собственно, и стремился – к пению на инструменте. По сути, он выходил и разыгрывал на публике настоящие оперы: один заменял собой целый итальянский театр.

«ЗАВТРА». Вы много гастролируете по всему миру. Скажите, чем отличается сегодня публика российская от западной и азиатской?

- Наша российская публика мне всегда кажется очень профессиональной. Процент людей, которые хорошо знают академическую музыку и приходят ее слушать в залы, у нас очень велик. В каком-то смысле, когда выходишь в концертный зал, выступаешь почти перед коллегами. Ты приезжаешь и чувствуешь, что сидит на концерте интеллигенция, которая ходит на концерты регулярно и может сравнить твое исполнение со многими другими. Потому на Родине концерты несут печать большой ответственности. Европейская публика, как правило, очень воспитанная, грамотная, лощеная, а японская, корейская – вообще другая. Они иногда очень бурно реагируют и часто не на то, на что ты ожидаешь и рассчитываешь. Там можно увидеть очень мощную реакцию: слезы, крики, вскакивания с мест. В Азии воспринимают музыку иначе. Мы ездим туда преподавать, а не только играть, хотя чисто технически в Азии все хорошо и без нас. Но они приезжают учиться в Россию или другие страны потому, что у них в языке нет понятия ударения. У нас же любая фраза, и музыкальная фраза, в том числе, выражается ударением, то есть стремлением отсюда-туда или оттуда-сюда. А у них в языке и в сознании этого нет, пока они не поживут в России ли, в Америке или Европе. Они едут не учиться играть на инструменте, а понять и прочувствовать внутри именно этот момент.

«ЗАВТРА». Слышал, что, например, в Германии принято ходить на концерты с нотами…

- Я считаю, что слушать по нотам можно и компакт-диск дома, оценить такое законсервированное искусство. А на концерт все-таки ходят с другой целью: ведь это живое, сиюминутно рождающееся чудо, и это впечатления от всего комплекса – ощущение сиюминутности нынешнего, настоящего момента, харизма исполнителя, дыхание зала, уникальная атмосфера, общий визуальный ассоциативный ряд, все это взятое вместе в нераздельности. А если человек приходит и вместо концерта слушает звукодорожку, сверяя, насколько она совпала с нотами, то это лучше все же делать дома – открыть YouTube и сверить исполнение по партитуре.

«ЗАВТРА». Чем занято сейчас Ваше свободное время?

- Свободного времени нет. Наш музыкальный дом наполнен звуками скрипок и рояля. И я, и Галина, и наш сын – молодой замечательный солист-скрипач Петр Федотов – все время в занятиях и тренировках: для концертирующего музыканта это естественное состояние. Концертов много, немного, нет какое-то время, но они будут позже, а занятия всегда – это закон профессии. Мысли собственные, они нуждаются во внимании, систематизации и развитии, и мысли не только мои, но и Гали – она очень мудрая и искрометная, мы с ней все время в диалоге, и это бесценно. Какое же может быть свободное время? Пусть это может звучать утопично, но я уверен в правоте древней фразы времен Цицерона: пока говорят музы, пушки молчат.

Максим Викторович Федотов

24 июля 1961 года родился в Ленинграде в семье дирижера Мариинского театра Виктора Андреевича Федотова (1933-2001).

В 1979 закончил Специальную музыкальную школу при Ленинградской государственной Консерватории по классу скрипки, в 1984 Московскую государственную консерваторию, где его основными скрипичными наставниками были профессора Б. А. Сергеев, Д. М. Цыганов, И. С. Безродный, а в 1986 там же ассистентуру-стажировку.

В 1981-м году становится лауреатом Всесоюзного конкурса скрипачей в Риге, в 1982 – международного конкурса имени Паганини в Генуе, а в 1984 – международного конкурса камерных ансамблей им. Дж. Виотти в Верчелли.

С 1981 года начал постоянную гастрольную деятельность по линии Госконцерта и Союзконцерта СССР.

В 1985 году выиграл Всесоюзный конкурс на должность солиста Московской Государственной академической Филармонии, каковым являлся до 2006.

В 1986 году получает Первую премию, Золотую медаль и все специальные призы конкурса скрипачей в Токио и Серебряную медаль Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве.

С 1987 по настоящее время преподает Московской консерватории, с 2006 профессор.

В 1992 году родился дуэт Максим Федотов-Галина Петрова.

В 1995 удостоен звания заслуженного артиста России.

С 2001 года начинается дирижерская деятельность.

В 2002 году удостоен звания Народный артист России.

В 2003-2005 годах – главный дирижёр Русского симфонического оркестра.

С 2003 по 2008 профессор и руководитель кафедры скрипки и альта Российской академии музыки имени Гнесиных..

С 2006 по декабрь 2010 художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», солист Московской филармонии.

Женат на пианистке заслуженной артистке России Галине Петровой. Сын – молодой скрипач лауреат международных конкурсов Петр Федотов.

ФОТО ИЗ ДОМАШНЕГО АРХИВА МАКСИМА ФЕДОТОВА И ГАЛИНЫ ПЕТРОВОЙ

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x