Сообщество «Салон» 00:00 4 декабря 2014

Made in China

За последнее десятилетие сформировался определённый стереотип, касающийся азиатского искусства и, в частности, искусства Китая. Считается, что в Азии происходит что-то очень важное и значимое для общемировой культуры, но никто толком не может сказать, что именно. С одной стороны, вещают, что азиаты — великие технари и мастера подражания. С другой, слышатся возгласы о том, что они безумны и тиражируют своё искажённое видение мира, за счёт чего и привлекают внимание. Как всегда, находится сторона, называющая бессмысленным кривлянием любое современное искусство (contemporary art), вне зависимости от региона его происхождения.

Внутри Бахметьевского гаража, который является совместным проектом архитекторов Мельникова и Шухова, сейчас расположился Еврейский музей и центр толерантности. Там существует площадка для временных экспозиций. Она находится в дальнем конце здания, чтобы добраться до неё, нужно пройти музей насквозь, минуя все инсталляции и конференц-залы. В настоящий момент временную площадку занимает выставка "Отчуждённый рай. Современное искусство Китая из коллекции DSL", которая продлится до 11 января 2015 года.

За последнее десятилетие сформировался определённый стереотип, касающийся азиатского искусства и, в частности, искусства Китая. Считается, что в Азии происходит что-то очень важное и значимое для общемировой культуры, но никто толком не может сказать, что именно. С одной стороны, вещают, что азиаты — великие технари и мастера подражания. С другой, слышатся возгласы о том, что они безумны и тиражируют своё искажённое видение мира, за счёт чего и привлекают внимание. Как всегда, находится сторона, называющая бессмысленным кривлянием любое современное искусство (contemporary art), вне зависимости от региона его происхождения.

Выставка "Отчуждённый рай" — не то, чтобы исчерпывающая энциклопедия современного искусства Китая. От каждого из художников здесь представлено всего по одной работе. Выходит, что это, скорее, предложение взглянуть сквозь удобное окошко вменяемого размера, эдакое компактно упакованное путешествие на Восток, которое можно совершить всего за час или за два. Такого экскурса будет достаточно, чтобы ощутить особенный привкус китайского современного искусства, которое, несмотря на схожие методы, всё-таки отличается от любого другого контемпорари арта.

Попадая на выставку, зрители первым делом видят совместную работу двух китайских художников. Сунь Юань и Пэн Юй создали "Ангела", который выглядит как человек в свободных белых одеяниях, лежащий на земле. Его глаза закрыты. У китайского ангела облетели перья, и крылья напоминают ощипанные крылышки курицы, индейки или орла. Фигура, выполненная из стеклопластика и силикатного геля, лежит посреди зала, не защищённая никакими ограждениями. В первые мгновения может показаться, что на территории выставки только что произошёл несчастный случай.

Рядом с ангелом расположена работа Лю Вэя, у которой нет названия, представляющая собой небоскрёбы, созданные из книг в мягкой обложке, свинченных длинными железными болтами. Вся инсталляция покрыта пылью и бумажными частицами, будто бы её выпилили из книжного массива буквально вчера. Аннотация предлагает интерпретировать её как отсылку к быстро строящемуся новому Китаю.

Соседнюю стену занимает барельеф, вырезанный на пенопласте, изображающий Парфенон. На другой стене висит огромный автопортрет Ху Вэньлуна, названный "Афазия". Эта работа выполнена в технике фотореализма и, как сейчас модно, изображение содержит дефекты, характерные для цифровых носителей. В данном случае можно увидеть цветовые шумы, якобы вызванные несовершенством компьютерного файла. От этого огромный автопортрет начинает напоминать фотографию, сделанную на дешёвый мобильный телефон или на веб-камеру. В приписке даны слова автора картины, который говорит, что "Афазия" это выражение его смешанных чувств по поводу масляной живописи.

Выставка современного искусства Китая была бы неполноценной без Ай Вэйвэя, чьё имя и эксцентричные выходки стали всемирно известными. Ай Вэйвэй не раз использовал национальный символизм в провокационной манере. Разбогатев, он мог позволить себе скупать тысячелетние китайские вазы и уничтожать их, записывая процесс на камеру. Ай Вэйвэй создал серию фотографий, снятых будто бы от первого лица, где он показывает средний палец Белому дому, Эйфелевой башне, Джоконде, Императорскому дворцу, Центральному парку и другим значимым культурным и политическим объектам. При подготовке к Олимпиаде в Пекине, художник участвовал в строительстве стадиона "Птичье гнездо", будучи архитектором-консультантом. Его компания называется "Fake design", то есть поддельный дизайн, что намекает на репутацию Китая, вызванную любовью его жителей к подражанию. В Москву привезли работу Ай Вэйвэя под названием "Виноград". Десять подлинных табуретов династии Минь превратились в единый арт-объект, похожий на насекомое или на виноградную гроздь.

"Отчуждённый рай", давший название выставке, это полнометражный фильм Яна Фудуна, который демонстрируется с помощью телевизора, повешенного на стену, и пары наушников. К сожалению, его практически невозможно посмотреть от начала до конца. Для этого вам придётся не только неподвижно стоять семьдесят шесть минут, но ещё и терпеть постоянные заедания звуковой дорожки.

Два самых масштабных экспоната выставки — это "Приют богов" Пэна Хунчжи и "Яйцо динозавра. Киндер-сюрприз" Шень Юайнь. В первой работе перед зрителем предстают тысяча триста деревянных божков с Тайваня, где в 80-е наблюдался всплеск популярности азартных игр. Статуэтки должны были помогать угадывать выигрышные номера, и если этого не происходило, то хозяева выбрасывали их на улицу. Таким образом, идолы превратились в отбросы. Все они смотрят в одну сторону — на стену, куда проецируется видео с собакой, рассказывающей их историю. Вторая работа "Яйцо динозавра. Киндер-сюрприз" состоит из карикатурных статуэток оранжевых животных, напоминающих жителей Китая. Вырезанная из бумаги карта этой страны лежит на полу, на ней установлено разбитое шоколадное яйцо, из которого во все стороны, заполонять мировые земли, ринулись весёлые зверьки.

Современное искусство Китая отличается своей национальной определённостью. Китайцы остаются китайцами и не перестают заявлять об этом. Многие работы, такие, как видеоинсталляция "Только для тебя" Чзана Пэйли, осуждают вестернизацию, показывают её нелепость, используя методы современного искусства. На десяти мониторах китайцы разных полов и возрастов исполняют песню "Happy birthday" на мандаринском наречии. Это выглядит неловко и неестественно. Совсем рядом висит огромное тканевое полотно "Разворот B-29", созданное компанией "Madein". Оно пародирует обложку "битловского" альбома "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band". Только в данном случае на полотне вышиты люди европеоидной внешности в костюмах Супермена. Они по колено стоят в чёрном море нефти, справа от них грузовик с надписью "Экономика США" летит в пропасть, а спереди стоит барабан, на котором написано "No hearts club band", то есть "команда без сердец".

За последние двадцать лет интерес к китайскому современному искусству постепенно разгорался и сейчас он буквально кипит. Работы китайцев покупаются за невероятные суммы. К тому же, иногда кажется, что коллекционеры готовы скупать любое искусство, производимое Китаем, не оценивая его качество по каким-либо объективным параметрам. В художественной среде принято по-разному оценивать данное явление. Кто-то говорит, что все в очередной раз тянутся за диковинками, кто-то заявляет, что китайцам просто, наконец, позволено творить. Но, вероятно, разгадка в другом. Художники сильного государства становятся интересными и всем нужными.

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
19 марта 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x